, Семилукский р-н
  • 14018

Мялка, рубель, ложки. Что показали студентам-иностранцам в воронежском музее русского быта

Для блогеров провели экскурсию по семилукской «Избе»
Мялка, рубель, ложки. Что показали студентам-иностранцам в воронежском музее русского быта Мялка, рубель, ложки. Что показали студентам-иностранцам в воронежском музее русского быта
РИА Воронеж Текст — , фото — Роман Демьяненко

В каких люльках в старину спали крестьянские дети, как работал ткацкий станок и что представлял собой старинный деревянный «утюг», – теперь знают и воронежские студенты-иностранцы. Воронежский государственный университет инженерных технологий (ВГУИТ) при поддержке управления региональной политики правительства Воронежской области и молодежного совета Национальной палаты при губернаторе организовал для них экскурсию в семилукский музей русского быта «Изба». Подробнее – в материале РИА «Воронеж».  

«Видят только вуз и общежитие»

На экскурсию в музей «Изба», работающий на базе Семилукского районного Дома культуры, 19 января приехало несколько ребят из ближнего и дальнего зарубежья. Встреча прошла в рамках профилактики экстремизма и формирования межнационального согласия в студенческой среде.

Об экскурсии в музей русского быта на одном из круглых столов попросили преподавателей сами студенты-иностранцы. Они посетовали, что живут в Воронеже, а сами почти не знакомы с его историей и культурой.

– Многие студенты приезжают и видят только университет и общежитие. Им страшно выйти на улицу. Для адаптации этих студентов мы и решили провести интерактивную экскурсию. Все, что нас удивило, мы будем выкладывать в наши блоги, – рассказала выпускница ВГУИТ, председатель молодежного совета Национальной палаты при губернаторе Воронежской области Бану Садиржанова.

– К сожалению, в период пандемии мы не можем организовать массовые экскурсии для большой группы студентов. Поэтому решили создать проект, в рамках которого будем знакомить с историей и культурой нашего края студентов-блогеров. В своих блогах они расскажут о музеях и достопримечательностях, которые посетили, – добавила замдекана по учебной работе факультета гуманитарного образования и воспитания ВГУИТ Евгения Дроздова.

Музей «Изба» молодой, ему всего шесть лет. Им руководит жительница Семилук, мастерица Евгения Афанасенко. Большая часть экспонатов для музея собрана Евгенией и ее отцом. Но пока Евгения в декрете, вместо нее экскурсию студентам-иностранцам провела Наталья Шедогубова – руководитель кружка «Мастерица» Семилукского районного Дома культуры. Она встретила студентов в народном костюме Воронежской губернии.

В музее собраны предметы крестьянского быта из Воронежской и Брянской областей. Все экспонаты подлинные, большинству из них – свыше 100 лет.

– Часть экспонатов нам передали наши родные бабушки, часть других мы собирали по деревням – выпрашивали у местных бабушек, еще одну часть приносили наши посетители, – отметила Наталья Шедогубова.

Во время пандемии музей проводит онлайн-экскурсии. На своей страничке во «ВКонтакте» районный Дом культуры Семилукского района ведет постоянную познавательную рубрику – «Забытое в деталях», где Наталья Шедогубова рассказывает о старинных предметах быта.

Печь-матушка, ступа и сечка

Первое, о чем спросила Наталья Шедогубова у студентов, – знают ли они, что такое изба. Те задумались.

– Изба – деревянный дом из бревен, построенный без единого гвоздя. В бревнах вырезались пазы, и они складывались, как конструктор. Настоящую русскую избу можно было разбирать, грузить на лодку и перевозить в другую деревню, – пояснила экскурсовод.

Начиная строить избу, сначала сооружали печь, а только потом ставили стены. Крестьяне говорили: «Печь-матушка и обогреет, и накормит, и от болезней вылечит».

С утра ее хорошо протапливали дровами, и тогда весь день в избе было тепло. В печи готовили в основном в чугунках разных размеров. Доставали чугунок из печи с помощью ухвата или рогача.

Возле печи всегда стояла бочка с водой: с одной стороны, это было удобно для приготовления пищи, с другой, если из печи выпадал горящий уголек, его быстро заливали.

– На печи спали. Если вдруг человек простужался, его укладывали на теплую печь, накрывали одеялами и отпаивали отварами целебных трав, – рассказала студентам Наталья Шедогубова.

Иностранцам показали набор корыт разной величины, который был в каждом крестьянском доме.

– В совсем маленьких корытах замешивали тесто на пироги и блины, из корыт побольше кормили скотину, в больших стирали, купали детей. Иногда в корытах дети катались с горок, как на санках.

С помощью напоминающего лопатку ножа-сечки в корыте рубили капусту, чтобы затем ее заквасить: квашеная капуста, источник витамина C, была одним из основных продуктов питания в деревнях.

Крынки, валек и мялка

Экскурсовод показала студентам глиняный сосуд, в котором чаще всего хранили молоко. Здесь оно не прокисало и почти всегда оставалось холодным. Сосуд называли по-разному – крынкой, корчагой, кувшином.

Большой обеденный стол был в каждом доме и неизменно стоял в красном углу, где висели иконы.

– Стол был такого размера, чтобы за ним поместилась вся семья. Во главе стола сидел отец, рядом с ним – сыновья, а женщины сидели ближе к печке, чтобы помогать подносить из нее еду, – сообщила Наталья Шедогубова. 

Ели крестьяне деревянными ложками, которые делали из липы. У каждого члена семьи была своя ложка. Чужими не пользовались. Ложек для гостей в избе не было, поэтому, идя в гости, человек приносил свою ложку.

– Если гость забывал ложку, то он сидел за столом и оставался голодным. Мыть ложки после еды принято не было – их просто облизывали дочиста и ставили в ложкарницу до следующего приема пищи.

Для студентов история о ложках стала откровением.

– А вилки были? – поинтересовался юноша из Палестины.

– Нет, были только ложки, – ответила Наталья Шедогубова.

Иностранцам показали приспособления для стирки белья – старинный валек и советскую стиральную доску. А еще – старинные утюги: утюжок, который нагревался за счет засыпанных внутрь раскаленных углей, и появившийся позже литой чугунный утюг, нагревавшийся на печке или на открытом огне.

Гладили белье в старину и с помощью деревянной скалки. Белье наматывали на скалку и раскатывали с помощью деревянной доски – рубеля.

Наталья Шедогубова продемонстрировала блогерам, как делали ткань изо льна. 

– Для того чтобы сшить одежду, нужно было вырастить лен. Лен срезали, промывали в воде, потом он несколько дней высыхал на солнце. Затем колосья льна нужно было перемолоть. Измельчали стебли льна в мялке. В результате мялки все жесткие волокна отпадали. Лен превращался в мягкую кудель.

В мялку для льна – приспособление, похожее на длинное корытце, – складывали лен, а затем начинали мять его большой «скалкой» – билом, пока он полностью не «измочаливался». Мяли лен в основном женщины, работа эта была тяжелой и пыльной. Из получившихся волокон – кудели – пряли нити, а затем ткали льняное полотно на ткацком станке.

Еще один интересный экспонат музея – плетенная из ивовых прутьев детская люлька из Брянской области. В основном в деревнях для детей делали подвесные люльки, которые крепились к потолку.

Фото – Анастасия Сарма
Фото – Анастасия Сарма

– Подвесные были более практичными, удобными и дешевыми. Плетеные люльки были распространены в городах. Кроме того, они были хрупкими, поэтому таких сохранилось мало, – отметила Наталья Шедогубова.

Куклы со смыслом

В конце экскурсии студенты поучаствовали в мастер-классе по созданию тряпичных пальчиковых кукол-зайчиков. В старину их делали из старой ткани и лоскутов, оставшихся после шитья одежды. Причем лоскуты не резали, а рвали руками.

– Если для создания куклы были нужны нитки, то их резали с вечера, а куклу изготавливали только на следующий день. Куклы обязательно делали в хорошем настроении, в полном здравии, чтобы они не накапливали негатив, – сообщила экскурсовод.

Куклы на Руси несли сакральный смысл. Например, куклу-крупеничку крестьяне делали осенью, после сбора урожая, набивали зерном и ставили на видное место в доме – например, в красном углу. Считалось, что кукла притягивает в дом достаток. Когда весной начинали засевать урожай, куколку развязывали и засевали хранящимся внутри нее зерном землю. Опустевшую, ее прятали до следующего урожая, затем снова набивали.

В дорогу брали маленькую куколку-подорожницу, у которой с собой был узелок. Внутрь него насыпали щепотку родной земли. Куколку носили в потайном кармане и никому не показывали. Когда человек возвращался домой, куколку прятали в сундук до следующей поездки.

Всю экскурсию и мастер-класс студенты-иностранцы с интересом снимали на телефоны для своих блогов.

– Сегодняшняя экскурсия стала для меня открытием. Я ничего не знал о том, что такое ступа или ткацкий станок. А благодаря мастер-классу я теперь умею своими руками делать игрушки из ткани, – поделился впечатлениями палестинский студент факультета пищевых машин и автоматов ВГУИТ Махмуд Масалмах.  

Студент и блогер из Армении Арам Арутюнян признался, что старинные вещи и предметы быта, которые показали на экскурсии, до этого видел только в фильмах и мультиках:

– Меня удивили инструменты, с которыми работали женщины, – рубель, мялка для льна… Я бы очень хотел, чтобы мы и дальше выбирались на экскурсии.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: