В середине лета 2022 года Ирине Серегиной, жительнице Новой Усмани, позвонили из банка и потребовали гасить кредит в 45 тыс. рублей под 30%, который она якобы взяла онлайн. Мало того, что мать троих детей с технологиями на «вы», так еще и работа у нее разъездная – она проводница поездов дальнего следования. В дороге с интернетом туго. Как не угодить в такую историю и что нужно делать, если стал жертвой мошенников, – разбирались журналисты РИА «Воронеж».
«Кредит под такие проценты?!»
Ирина Серегина приехала в Воронеж из Донецка в 2014 году с тремя детьми. Бежала от военных действий, практически без вещей и денег. Год семья жила в лагере для беженцев. Потом женщина устроилась на работу – проводницей поездов дальнего следования. Через какое-то время к семье присоединился отец семейства. Дети пошли в школу, а семья взяла ипотеку на 20 лет и купила дом в Новой Усмани. Львиная доля заработка уходит на гашение этого кредита.
– В июле 2022 года мне позвонили из банка ВТБ, на карточку которого приходит зарплата, и потребовали, чтобы я отдала деньги за кредит, о котором я слыхом не слыхивала. Мне сообщили, что якобы 23 июня я взяла кредит на 45 тыс. рублей под 29,9% годовых. Кто бы в здравом уме и светлой памяти стал брать кредит под такие проценты?! – возмутилась Ирина.
У женщины разъездной характер работы, на месте она бывает редко, поэтому в банк обратилась только в конце июля.
– Пришла и рассказала, что никакой кредит не брала, а сотрудники одолевают меня звонками, требуя вернуть долг. Как-то мне пришел аванс на карту и часть его списали – «на погашение моего долга». Без моего участия взяли кредит, без моего – гасят. Списали больше 5 тыс. рублей! – сокрушается Ирина.
По ее словам, в банке подняли документы и сообщили, что на самом деле на ее имя оформлен кредит – причем онлайн.
– Но мало того, что я очень непродвинутый пользователь интернета, так в тот день находилась в рейсе Москва – Адлер и вообще [была] без связи. Это чисто технически невозможно было. При этом я давно удалила со своего телефона программу, которая позволяет заходить в личный кабинет, – продолжила Серегина.
В банке, как говорит Ирина, поведали, что ей еще повезло: на ее имя пытались взять кредит на сумму больше 300 тыс. рублей, так что 45 тыс. – это, дескать, семечки.
«Такое случается»
Женщина написала заявление в банк, ей пообещали разобраться в ситуации. При этом добавили, что подобные истории не редкость – раз-два в месяц такое якобы случается.
– Сумма по кредиту в месяц вроде и небольшая – 2800 рублей, но почему я должна кому-то дарить эти деньги? Звонят по три раза в неделю, требуют вернуть долг. Я человек приезжий, у меня ипотека 20 тыс. в месяц на 20 лет, какой может быть еще кредит? У нас с мужем после того, как мы отдаем все долги – коммуналку, ипотеку и т. д., – на жизнь остается 10−15 тыс. рублей ежемесячно, притом что у нас трое детей, – рассказала она.
Звонки и СМС из банка продолжались. Ирина опять отправилась разбираться и обнаружила, что в аннулировании кредита ей отказано.
– Тогда я попросила назвать конкретное время, когда это произошло. Мне отказали, – констатировала она.
Узнав про историю Ирины Серегиной, мы обратились за комментариями в пресс-службу банка. В редакцию РИА «Воронеж» пришел объемный ответ, приводим текст документа полностью:
– Мы внимательно ознакомились с ситуацией. В данном случае злоумышленники могли использовать фишинговую схему для доступа к онлайн-банку пользователя, а также применять методы социальной инженерии, чтобы ввести человека в заблуждение. Подробный ответ с рекомендациями по дальнейшим действиям уже был предоставлен клиенту. Стать жертвой мошенников можно, только передав им свои персональные данные. В последнее время основной схемой злоумышленников является оформление кредитов на третьих лиц с целью последующего вывода денежных средств. Для минимизации подобных случаев мы разрабатываем комплексную систему защиты. Клиент сможет заранее отключить опцию оформления кредита в своем мобильном банке, чтобы не стать жертвой социальной инженерии в дальнейшем. При этом основная защита заключается во внимательности и бдительности самого пользователя.Пресс-служба банка ВТБ
В кредитной организации также добавили, что «сотрудники банка никогда не запрашивают персональные данные, реквизиты карты, одноразовые пароли и иную конфиденциальную информацию. При любом подозрении на мошенничество мы рекомендуем прекратить звонок и самостоятельно перезвонить в банк по номеру на обороте банковской карты или телефону горячей линии. В случае, если клиент стал жертвой мошенников, мы предоставляем ему все необходимые разъяснения и рекомендуем обращаться в правоохранительные органы, которым банк оказывает всю поддержку в предоставлении сведений».
Растет как снежный ком
Проводнице посоветовали обратиться в полицию, но из-за постоянных рейсов она добралась до правоохранителей только 2 сентября. В отделе полиции Новоусманского района заявление Серегиной приняли, пообещали выяснить, что происходит. Но ничего не изменилось: звонки от банка продолжились. Кредит с учетом пени растет как снежный ком. Через полгода это будет уже не 45, а 65 тыс. В итоге Ирина обратилась к юристам.
– Мы убегали от войны, поэтому с собой у нас не было никакого имущества, ни лишней ложки, ни тарелки, ни одеяла. Все пришлось покупать здесь. Мы взяли ипотеку только потому, что были в безвыходной ситуации, другой кредитной истории у меня нет. Поэтому я решила бороться с такой несправедливостью, – поделилась женщина.
Свой хлеб Ирина зарабатывает тяжело. Спит в рейсе часа по три с половиной. Зимой ломом чистит вагонное оборудование от снега и льда. Поднимает баклажки воды весом почти по 20 л, не говоря обо всем остальном.
С помощью юристов она написала заявление в прокуратуру о бездействии полиции. Ей ответили, что постановление полиции об отказе в возбуждении уголовного дела отменено, но фактически это ничего не изменило. В банке на просьбу раскрыть информацию о деталях кредита Серегина получила ответ, что деньги она якобы взяла, чтобы передать некоему Александру Сливащенко. Но такого человека, уверяет Ирина, она никогда не знала.
«Удивляет отношение банка»
Адвокат Галина Белик, которая сейчас занимается делом Ирины Серегиной, рассказала, что в последние годы количество подобных историй неуклонно растет. Отчасти это происходит из-за того, что рассмотрение данной категории дел, связанных с онлайн-кредитами, компьютерной безопасностью, нередко затягивается.
Сейчас доверительница ждет очередного ответа из банка. Как только он придет, ей потребуется подать в суд иск о признании незаключенным договора потребительского кредита.
– Такие иски, конечно, выигрышные, и, если вовремя не приостановить списание денежных средств, деньги вернет человек уже не так скоро. Однако он их все-таки получит, а также восстановит кредитную историю, – уверяет адвокат.
Вместе с тем юриста удивляет отношение к этому происшествию крупного банка, который, как она полагает, не спешит оказывать содействие для выявления мошенников.
– Способов мошенничества довольно много: начиная от сообщения паролей и до утечки данных, о каких мы нередко слышали в СМИ. Но еще чаще паспортные данные попадают к мошенникам не из-за взлома системы, а из-за недобросовестных сотрудников. В моей практике был случай, когда мне позвонили мошенники и просили продать копии паспортов за 1500 рублей каждый. Страшно то, что могут найтись те, кто пойдет на такую сделку. А у одной из моих доверителей паспорт сфотографировала продавец магазина при возврате платья. Защититься от таких событий нельзя. Здесь важно, чтобы вся наша система содействовала быстрейшему расследованию преступлений такого рода и полноценной компенсации понесенных расходов, – отметила адвокат.
К сожалению, в банке так и не ответили на главный вопрос: как можно было Ирине Серегиной взять онлайн-кредит вне зоны действия сети и при отсутствии в телефоне необходимых приложений? И почему в таком случае банк продолжает настаивать на том, что женщина имела возможность оформить этот займ?
Героиня материала надеется, что совместно с правоохранительными органами ей все же удастся разобраться в сложившейся ситуации и она будет избавлена от необходимости гасить кредит, которого не брала.