За событиями СВО из фокуса внимания воронежских СМИ и соцмедиа как-то совсем выпала реальная живая экономика. А ведь здесь «фронты» также весьма горячи.
Для экономической стабильности «на земле» – в тех самых краях, республиках и областях России, так важно здоровое состояние региональных бюджетов. Именно поэтому, видимо, специализированные СМИ вторую неделю просто «истоптались» на долгах регионов.
Как обращают внимание экономические журналисты в Центральной России, государственный долг одних только «регионов ЦФО», по данным Минфина, в сентябре превысил 740 миллиардов рублей. Суммарный госдолг одних только «центрально-российских» субъектов Федерации более одного процента всей денежной массы страны. Правда, надо заметить, что более половины этого долга – порядка 400 миллиардов рублей, приходятся на Москву и Московскую область. То есть на те субъекты Федерации, которым финансово-бюджетный коллапс по определению не может грозить. Но это не отменяет того факта, что, скажем, госдолг Ярославской области – почти 50 миллиардов рублей, больше половины собственных доходов бюджета области. 33 миллиарда рублей долга или порядка трети собственных доходов бюджета серьезно ограничивают возможности финансового маневра наших соседей – Белгородской области. Даже Калужская область, с ее 64 миллиардами годовых доходов облбюджета накопила 29 миллиардов государственного долга.
Да, есть области, которые почти не занимают в банках, не выпускают региональных ценных бумаг и почти не дают госгарантий – скажем, во Владимирской области при 80 миллиардах ежегодных бюджетных доходов накопили лишь 6 миллиардов госдолга.
Однако, как правило, высокий уровень госдолга – это признак высоких темпов развития областной экономики. И если учитывать реальную и типичную структуру финансовых «истоков» и «потоков», когда именно власти, именно стабильные бюджетные расходы и запускают практически любые процессы в местной экономике, и управляют ими, и фактически задают темпы развития, по-другому быть и не может.
При том, что и по логике, и по закону напрямую финансировать частные инвестиционные производственные проекты из бюджетов нельзя. Но, с другой стороны, если все время чего-то ждать – западного чудо-инвестора, денежного ливня с небес, то так и будешь прозябать, сразу всей областью, где-то в середине 90-х. Без надежды и хоть какого-то просвета.
Поэтому области, края и республики забираются в долги. У долгов таких есть всего несколько форм. Во-первых, власти дают банкам свои государственные гарантии по кредитам для важнейших новых производств, торговых объектов и объектов строительства, реализуемых в регионе. Во-вторых, выпускают ценные бумаги, которые у них выкупают инвесткомпании и банки, и по которым надо уплачивать проценты (как правило, меньшие, чем по банковским кредитам). В-третьих, ищут бюджетные кредиты, средства из бюджета РФ. Это самая лучшая «тема» – и потому что почти без процентов, и потому что с длинными сроками погашения, «долгие деньги», и потому что федеральные власти такие кредиты иногда просто списывают – по различным, вполне законным и оправданным основаниям.
Так, скажем, госдолг соседней нам Белгородской области – это госгарантии, данные когда-то по крупным промпроектам, и ценные бумаги области, по которым необходимо регулярно платить их приобретателям и владельцам. Аналогичным образом, обстоят дела и в Московской области, и в столице нашей Родины, городе-герое Москва.
К сожалению, в новых экономических реалиях, когда современные деньги из-за непрерывного обесценивания перестали выполнять одну из важнейших функций – накопления и сбережения, «жить по средствам», как правило, означает «выживать». Как говорится, «на минималках». Все меньших и меньших.
Воронежская область представляет собой сейчас исключение из этой «типичности». Наш регион – один из рекордсменов по минимуму госдолга по отношению к доходам бюджета, да еще госдолга исключительно по бюджетным кредитам Российской Федерации (по которым, к тому же, прямо сейчас платить не надо в каких-то действительно заметных суммах). Одновременно с сочетанием высоких темпов экономического роста, в разы превосходящего среднероссийские.
Видимо, одной из важнейших причин такого положения дел стала созданная воронежцами – и жителями области, и властями региона – реальная инвестиционная привлекательность области. Бизнес приходит в область со своими деньгами. Не требует госгарантий, например. Бизнес, устраивают и условия, в которых надо будет работать, и позиция воронежцев по отношению к нему, и качество нашей работы, и организационно-налоговые усилия властей.
Другой причиной, вероятно, можно считать сбалансированность бюджетных трат. Так дефицит бюджета – порядка 3 миллиардов, настолько бюджетные расходы превысят в этом году бюджетные суммарные доходы в 143 миллиарда рублей – остается одним из самых низких среди областей России (а по отношению к размеру доходов так просто рекордно малым).
Самое же интересное в нашей ситуации то, что и дальнейшее развитие экономики Воронежской области возможно вполне свободное. Без кредитных обременений. Без серьезного (и даже несерьезного) роста государственного долга области. Потому что на основе разума и порядка в сфере инвестполитики создана прочная база, которая, как проверено нами в последние годы и в очень непростые времена, способна обеспечить развитие без погружения в неизлечимую зависимость от кредитов и долгов.
База эта воздвигнута понятными и по-настоящему работающими стандартами поддержки инвесторов, налоговыми и организационными, административными и территориальными. Той продуманной системой экономической эмпатии власти по отношению к инвестору.
Именно это уже обеспечило успех, и будет, как уверены здесь, обеспечивать его в будущем. Так, руководитель Департамента экономического развития Воронежской области Данил Кустов на прошедшем на прошлой неделе под председательством губернатора заседании правительства, подчеркнул, что «высокий уровень бюджетных инвестиций» будет обеспечен «в рамках реализации национальных проектов и областной адресной инвестиционной программы», а «прогнозируемый объем финансирования ОАИП в 2023–2027 гг. превысит 83,7 млрд рублей». Согласно плану экономического развития, в Воронежской области будет реализован «сценарий ускоренной адаптации экономики», а «динамика выпуска продукции на действующих предприятиях и новых инвестиционных площадках показывает, что в прогнозном периоде 2023−2025 гг. региональная экономика будет расти темпами выше среднероссийских». При этом, «среднегодовые темпы роста в промышленности Воронежской области ожидаются на уровне 4% против 1,1% в РФ».