Старичок Болибошка, окровавленная невеста Полуденница, Лихо Одноглазое и прочая нечисть из сказочного леса воюют с отважной девочкой-подростком под песни Бритни Спирс, Курта Кобейна и Леонарда Коэна. Спектакль «Василисса» в необычном жанре «роуд-муви по русскому фольклору» показал на воронежском фестивале «Маршак» Российский академический музыкальный театр (РАМТ). Постановка с маркировкой 12+ дважды собрала в Камерном театре аншлаг, причем из зрителей гораздо более младшего возраста. Современных детей, оказывается, былинными страшилками не запугать.

В основу спектакля легла одноименная пьеса молодого драматурга Марии Малухиной, которую она создала в РАМТе в рамках Мастерской детской драмы «10 минус» в 2020 году. Режиссером эскиза, а затем полноценной постановки выступил Филипп Гуревич. В 2022 году «Василиссу» четырежды отметили театральной премией «Арлекин» в номинациях «Лучший спектакль», «Лучшая работа драматурга», «Лучшая женская роль» и «Лучшая работа режиссера».

– В спектаклях для детей и подростков, мне кажется, важно размывать границы назидательности «это хорошо/это плохо» и говорить о полутонах, о неоднозначности реального мира. Это история про то, как важно принять себя странным, не боясь показаться не таким и не похожим на других, – сказал о своей работе Филипп Гуревич.

«Василисса» получилась действительно странной. И не только главная героиня, а вообще весь спектакль. Каждый зритель здесь найдет отсыл к своему возрасту. Родители вспомнят веселое детство в пионерских лагерях с традиционными страшилками про зеленые глаза, красные перчатки и гроб на колесиках. Молодежь увидит переклички с «Сумерками» и «Очень странными делами». Школьники найдут сходство с волшебными похождениями Гарри Поттера. А спектакль, в общем-то, о другом. Он о страхах. Но не внешних – его герои не способны так уж сильно напугать, даже коварная Полуденница со свежевырванным, истекающим кровью человеческим сердцем в руках не кажется жуткой, скорее – жалкой. Она признается, что раньше охраняла людей на своем поле, а теперь церкви нет, никто не ходит через поле, и жизни тоже больше нет. Страхи у каждого свои.

Родители Василиссы, как все нормальные родители, боятся за свою (на самом деле не свою, а приемную – выясняется в финале) повзрослевшую дочь. Их страхи в чем-то гипертрофированны. Тятенька построил во дворе дома целый деревянный городок для дочки, лишь бы она не ходила играть в страшный лес. Маменька контролирует каждый шаг ребенка:

– Вася, сколько раз мы говорили: не лазай на крышу. Нога соскользнет, оступишься, шею себе свернешь. И что мы с отцом делать будем?

– Не знаю. По кусочкам соберете как-нибудь.

– Типун тебе на язык, Васенька! Думаешь, если вдруг какая беда, ее волшебством, как в сказках, решить можно? Нет никакого волшебства, дочка. Только эта жизнь, она одна.

Василисса не боится окружающего мира, поэтому так отважно отправляется в дремучий лес, кишащий нечистью. Ее страхи – это она сама. Подросток не может понять, кто она на самом деле – то ли человек, то ли мифическое существо. И этот страх только усиливается в лесу, когда она случайно превращает старичка Болибошку в каменного истукана. Обычный человек на такое ведь не способен.

Визуально образ Василиссы выполнен на пятерку – «стильно, модно, молодежно» – юные зрители приходят от героини в восторг. Это не сказочная красавица, не Премудрая и не Прекрасная. А вполне современная девочка со всклокоченными волосами, коротком платьишке и массивных ботинках – то ли гот, то ли панк. Под стать ей и ее помощник в лесных странствиях – волколак Белояр в мешковатом свитере, кедах, с черным маникюром и нарисованной, как у Дэвида Боуи, звездой вокруг глаза. У Белояра тоже есть страх: он боится потерять Василиссу, если та вдруг узнает, что он сын того самого злодея Берендея, которого она, собственно, разыскивает. И этот страх родился от любви, которая внезапно вспыхнула между двумя подростками.

В обычной сказке добро всегда побеждает зло. Но в «Василиссе» нет четкого добра, как нет четкого зла. Кажущиеся изначально отрицательными лесные злодеи на деле оказываются загнанными в угол бедными мифическими героями, пострадавшими от рук человека. А люди, вроде бы добрые и дружные, в случае небольшого конфликта готовы истребить всех вокруг.

Испокон веков, встречая на своем пути нечисть, человеку приходилось разгадывать загадки. Справился – его отпускали. И все жили в мире. А потом «понаехали» богатыри всякие и стали без разбора рубить лесных обитателей. Так, например, не стало безобидного старичка-боровичка.

– Едет вот по лесу богатырь, попадется ему на пути старичок-боровичок, богатырь его спросит дорогу, боровичок ему загадку загадает. Богатыри никогда особым умом не отличались, чаще всего не угадывали. Не угадал, осерчал, и старичкова голова с плеч. А боровичок не загадать не может, так ему природой предначертано. Ну как птицам летать, а лягушкам квакать, – объяснял Белояр Василиссе глупую человеческую суть.

Финал спектакля – это победа над страхами и принятие себя. Когда Василисса узнает тайну, что она не дочь своих родителей, а ребенок погибшего в схватке с людьми Василиска, она перестает бояться себя. И сразу же у нее перестает литься кровь из носа, которая ее все время донимала и пугала. Мораль постановки – быть странным и непохожим на всех – это не страшно, а нормально. И так же нормально нужно относиться к тем, кто живет по другим, своим правилам. Не стоит грести всех под одну гребенку и истреблять только потому, что они не такие, как ты.

– У нас не было задачи завлечь зрителей на спектакль модной припиской «роуд муви». Сама пьеса написана как приключение героев, которые не стоят на месте, они постоянно движутся, куда-то идут. Детям это интересно, близко. Но это история и для взрослых тоже. Наш театр создает спектакли именно для семейного просмотра, чтобы потом дома родителям и детям было о чем поговорить, – отметила актриса Анна Дворжецкая, играющая роли маменьки Василиссы и Змейки.

Кстати, все родители задействованных в постановке актеров видели эту работу.

– Моя мама – детский психолог, она считает, этот спектакль нужно показывать родителям, ведь он поднимает важные темы: взаимоотношения в семье, принятие подростком себя, принятие родителями своего ребенка таким, какой он есть, со всеми его особенностями, – рассказала исполнительница роли Василиссы Антонина Писарева.

В этом спектакле Антонина играет недавно. В Воронеже в образе Василиссы она вышла на сцену только в третий раз. Девушка призналась, что при всей любви к этой постановке, а видела она ее не один десяток раз, пока еще «не переварила» материал.

– Я безумно любила этот спектакль, думала, как здорово, что есть такая пьеса. Так получилось, что первая исполнительница роли Василиссы – Полина Лашкевич – ушла из театра, но благодаря ее протекции эта роль досталась мне. У меня было мало репетиций, на сцене – еще меньше. Но у меня прекрасные партнеры, классный режиссер. Я еще в процессе осознания: где я, что я и что со мной вообще происходит. Мы с Полиной очень разные, поэтому, безусловно, я привнесла в эту роль что-то от себя. С Василиссой в принципе каждый может себя соотнести и что-то новое узнать о себе. Лично я очень многое узнала, – добавила актриса.

По ходу спектакля у Василиссы периодически из носа струйкой лилась кровь. Лишь в финале зрители увидели разгадку – героиня, оказывается, специально выдавливала ее из шприца.

– Это бутафорская кровь. Она пищевая, безопасная, но несъедобная, – раскрыла секрет Антонина. – Я когда первый раз пробовала прыснуть ее в нос, немножко не рассчитала и так нормально зафиндилила – не жгло, но все равно было неприятно.

Бутафорскую кровь гримеры каждый раз заливают и в глаз Лиху Одноглазому. Глаз сделан из обычного надувного шарика. Поэтому, когда его шпагой протыкает Белояр, происходит такой эффект мини-взрыва и кровь эффектно выливается на пол.

По словам актера Владимира Зомерфельда (Белояр), это его любимый момент в спектакле, потому что зрители в первых рядах на него очень живо реагируют – в едином порыве откидываются на спинки кресел. Артисты даже спорят перед спектаклем, случится ли «вау-эффект» в этот раз.

– Играть нечисть несложно. Принято считать, что нечисть – это все плохие, а богатыри – хорошие. На самом деле не все так однозначно. Только близко подпуская к себе людей, доверительно к ним относясь, понимаешь, отчего у этого человека раны, почему он так себя ведет. Это не оправдывает зло, но помогает разобраться в его причинах. Другой не обязательно плохой. Он просто другой, – добавил Владимир Зомерфельд.

Контекст

VIII «Маршакфест» проходит в дни осенних школьных каникул и продлится до 6 ноября. Детский форум искусств открылся в воскресенье, 30 октября, у памятника Самуилу Маршаку премьерой театра парка НЕЛЖА.РУ «Дом, в котором жил Маршак». В течение недели на семи театральных площадках города выступят 15 театров из Израиля и России. В программе не обошлось без изменений в связи со сбившимся графиком гастролей некоторых коллективов. В афише – и совсем свежие постановки и те, что уже заслужили любовь публики.

В четверг, 3 ноября, в честь дня рождения Самуила Маршака волонтеры фестиваля принесли цветы к памятнику писателя возле дома, где он жил. А на воронежской телебашне на всю 180-метровую высоту конструкции включили специальную подсветку – в цветах логотипа «Маршака». Увидеть такую же иллюминацию жители и гости города могли в день открытия фестиваля, 30 октября, а в третий раз праздничное включение можно будет понаблюдать в день закрытия театрального форума – 6 ноября, с 18:30 до 22:00.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».