Воронежская область входит в число пилотных регионов, где установка заправок для электромобилей финансируется из федеральных средств. В 2023 году у нас появилось несколько десятков таких станций. Их можно увидеть в том числе на платных парковках в центре города.
Корреспонденты РИА «Воронеж» нашли владельцев электрокаров и расспросили их о плюсах и минусах такого вида транспорта.
Наши герои
Татьяна и Максим Ярцевы купили электрокар 2,5 года назад. Хотели попробовать что-то новое и не прогадали – супругам настолько понравилась машина, что они мечтают еще об одной. Живут в пригороде, Татьяна – управляющая в ТСЖ, Максим – инженер. В семье есть еще обычное авто.
Роман Рябых – водитель электрокаров с опытом, бизнесмен. У жителя Воронежа это уже четвертая машина. Мужчина пользуется только электроавтомобилями – они вызывают у него бурю положительных эмоций.
Плюсы
Экономичность. Ярцевы рассказали, что затраты на электро в десять раз ниже по сравнению с машинами, имеющими двигатель внутреннего сгорания (ДВС). На иномарке с ДВС 200 км обходятся по их подсчетам в тысячу рублей, на электроавтомобиле на то же расстояние у них уходит 100 рублей, в месяц – тысяча рублей. По словам Романа, на «электричестве» до 10 раз выгоднее ездить, чем на бензине. И не только потому, что электроэнергия значительно дешевле, чем горючее топливо.
– КПД двигателя электромобиля – 95%, а двигатели внутреннего сгорания выдают всего 20−40%. В электромобилях нет расходников – масла, фильтров, свечей, ремней, нет и коробки передач. Все это существенная экономия для владельца, – продолжил Роман Рябых.
К финансовым преимуществам также относятся бесплатная парковка, отсутствие транспортного налога и возможность безвозмездно перемещаться по платным федеральным трассам, в том числе по М-4 «Дон».
Безопасность. У электроавтомобиля есть датчики торможения, он «чувствует», что впереди есть объект, и останавливается. Электроавтомобили легко отслеживаются в программе навигации, незаметно угнать их довольно сложно.
Маневренность. Электрокары все, как правило, небольшого размера, поэтому могут проехать по узкой дорожке и удобно припарковаться там, где у владельцев обычных авто это сделать не получится.
Удобство эксплуатации. Зимой такие машины не нужно прогревать.
– Более того, печка будет сразу же обогревать салон теплым воздухом с момента запуска. На современных моделях это можно сделать с помощью приложения в телефоне, – подчеркнул Роман.
Кроме того, в таких машинах отсутствует шум от работы двигателя и нет каких-либо вибраций.
Экологичность. Топливом для электроавтомобилей служит электроэнергия, поэтому они не загрязняют окружающую среду.
Минусы
Высокая стоимость авто. Такая машина стоит недешево. Ее цена на 30−40% выше стоимости обычного автомобиля.
Зарядка. В Воронеже в отличие от столицы нет бесплатных зарядок. Для зарядки электромобиля подходит любая розетка, вопрос только в скорости. Например, дома электрокар заряжается от четырех до 12 часов. В целом его можно заряжать всю ночь, и утром машина будет готова к работе.
На городских зарядных станциях для заполнения батареи потребуется от 20 до 60 минут. Правда, стоимость таких процедур довольно высока – от 15 до 22 рублей за 1 кВт. На 100 км расходуется около 16 кВт.
Если заряжаться только на станциях, то выгода от электромобиля становится менее ощутимой, ведь, преодолевая большие расстояния, приходится заряжать машину не один раз. Таким образом, более выгодно заряжаться дома, тогда стоимость заправки составляет от 45 рублей на 100 км. Именно поэтому такую машину лучше иметь в частном доме, где до розетки рукой подать.
Кроме того, по сравнению с обычными заправками электро встречаются намного реже.
Сниженный запас хода. Сколько может проехать электромобиль на одном заряде? Запас хода машины зависит от емкости батареи, температуры, стиля вождения, марки авто. Татьяна и Максим говорят, что батареи хватает приблизительно на 150 км, Роман проезжает от 300 до 500 км. Зимой запас хода электромобиля составляет 70−80% по сравнению с теплым временем года.
Сервис. Электромобили требуют особого обслуживания, в том числе обновления программ. Такого сервиса в областном центре еще нет, поэтому приходится ездить в Москву.
Вывод
Несмотря на перечисленные недостатки, все герои публикации очень довольны своими автомобилями. Да, пока что зарядных станций недостаточно, но этот вопрос решается.
Благодаря федеральной программе в Воронеже зарядные станции в скором времени могут появиться в жилых комплексах.
Максим и Татьяна отметили, что за пределами города зарядные устройства также стали встречаться намного чаще. Пока что на дальние расстояния они ездили только в Москву, однако у них есть знакомые, путешествующие на электрокарах по стране.
– У нас есть чат с другими владельцами таких автомобилей. Люди ездили из Москвы до Сочи – и нормально. Есть проблема, конечно, с зарядками везде, но, думаю, еще пара лет, и будет все очень хорошо, – пояснил Максим.
Роман Рябых добавил, что на основных трассах – например, таких как М-4 «Дон», – уже встречаются быстрые зарядные станции. И их количество постоянно растет, в том числе благодаря государственной программе развития инфраструктуры для электромобилей.