Уходящий 2022 год был достаточно напряженным – и для воронежцев, и для россиян в целом. В том числе это связано с беспрецедентными санкциями в отношении нашего государства. Но несмотря на мрачные прогнозы скептиков, резкого падения экономики не случилось. В этом году в Воронежской области был принят ряд законов, разработанных департаментом экономического развития и направленных на реализацию инфраструктурных и поддержку инвестиционных особо значимых проектов, а также в целом на повышение инвестиционной привлекательности региона. В частности, нововведения регламентируют порядок предоставления налоговых льгот. Подробно о принятых мерах рассказал первый заместитель руководителя департамента Константин Хорошев на пресс-конференции в среду, 28 декабря.

По словам Константина Хорошева, одним из самых актуальных нововведений стал региональный закон о поддержке импортозамещения товаров и услуг, разработанный по инициативе губернатора Александра Гусева. Он заключается в расширении перечня видов экономической (предпринимательской) деятельности, которые могут получать набор мер поддержки наравне с инвестиционными проектами. В этом списке более 130 наименований.

– В числе приоритетных отраслей – легкая и химическая промышленность, производство лекарств и медоборудования, машин и металлоизделий, электроники, оптики, компьютеров, разработка информационных технологий и многие другие. Компании могут рассчитывать на льготы по налогу на имущество, инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль, субсидии на компенсацию части процентной ставки по кредитам и другие преференции. Эти меры позволяют стабильно переносить вызовы, – рассказал первый заместитель руководителя департамента.

Еще один областной закон направлен на поддержку предприятий, модернизирующих свои производства. Для них продлен срок по освобождению от налога на имущество до пяти лет (ранее льгота действовала три года). Константин Хорошев подчеркнул, что закон будет способствовать реализации приоритетного регионального проекта «Новая индустриализация», так как обеспечивает равные условия доступа к мерам господдержки для новых компаний-инвесторов и для уже существующих предприятий.

Налоговое законодательство дополнили и положениями в отношении производителей молочной и мясной продукции. Для них срок действия нулевой ставки по налогу на имущество продлен до восьми лет (ранее льгота была доступна пять лет).

– Животноводство – одна из наших основных отраслей, обеспечивающих продовольственную безопасность. Применение данной меры позволит существенно поддержать отрасль и в том числе нарастить объемы производства, – сказал Константин Хорошев.

Следующей мерой поддержки стало расширение перечня категорий особо значимых проектов: его дополнили проектами по строительству логистических распределительных центров. Константин Хорошев подчеркнул, что Воронежская область находится на пересечении крупных логистических потоков, поэтому такие проекты входят в число приоритетных. Несколько наиболее крупных из них уже находятся в проработке.

Первый заместитель руководителя департамента экономического развития региона также отметил, что налоговая политика касается не только предпринимателей. Например, был проанализирован объем средств, который вкладывается в догазификацию оставшихся населенных пунктов, производящуюся за счет средств «Газпрома». На эти цели для газораспределительных предприятий предусмотрена льгота на имущество для объектов, которые создаются в процессе выполнения поручений президента по догазификации.

Константин Хорошев также рассказал, что с 1 января 2023 года вступят в силу изменения, запрещающие устанавливать дифференцированные ставки по налогу на имущество в отношении отдельных категорий налогоплательщиков.

– Если ранее мы законом предусматривали пониженные ставки в отношении конкретных категорий налогоплательщиков, то теперь подход меняется. Реформа связана с переходом на кадастровую стоимость. Проведена достаточно кропотливая работа – не только нашим департаментом, но и с участием департамента финансов, специалистов из правового управления правительства, налоговой службы. Нам удалось скорректировать закон по налогу на имущество таким образом, чтобы нововведения не отразились на предприятиях, ранее получивших преференции. Льгота продолжит действовать, при этом никаких потерь для бюджета мы также не предвидим, – сказал Константин Хорошев.

В региональном законодательстве также предусмотрели меры по продлению действия льгот по налогу на прибыль и по упрощенным системам налогообложения. Для инвесторов, реализующих особо значимые проекты, льгота по налогу на прибыль продлена до 1 января 2024 года, хотя она должна была закончить свое действие 1 января 2023-го. А нулевая ставка для упрощенной и патентной системы (для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) продлена до 1 января 2025 года.

Изменения коснулись и сферы трудовых отношений. Речь о патенте, приобретаемом иностранными наемными работниками, которые трудятся в Воронежской области.

– Ежегодно утверждается региональный коэффициент, учитываемый при расчете стоимости патента на работу для иностранных граждан, которые трудятся в Воронежской области. Традиционно это представители средней Азии и бывших республик СССР. В последние годы имеется тенденция к снижению количества иностранной рабочей силы. На протяжении трех лет мы оставляем этот коэффициент неизменным. Но при этом обеспечиваем прогнозные значения по поступлению средств от приобретения патента и тем самым сохраняем конкурентность среди других субъектов, которые также устанавливают для себя данный коэффициент. В 2023 году сумма патента составит 6 тыс. рублей в месяц, с небольшим ростом к 2022 году (769 рублей). Сумма небольшая, это связано с применением федерального коэффициента, на который мы не можем повлиять, – рассказал Константин Хорошев.

Круг получателей льгот расширился и среди физических лиц. В частности, увеличено количество многодетных семей, освобожденных от уплаты транспортного налога. Если раньше мера касалась семей, имеющих пять и более детей, то теперь она распространилась и на семьи с тремя и четырьмя детьми.

– При принятии решения о введении той или иной меры поддержки всегда оценивается эффективность применения этой меры: какой объем средств будет затрачен на эту поддержку и какой в будущем эффект будет получен для бюджета региона. К примеру, если мы освобождаем предприятие от налога на имущество на определенный период времени, а остальные налоги оно продолжает уплачивать, мы видим, что эта мера позволяет ему эффективно работать, она целесообразна. Как только ситуация будет обратной и мера предоставляемой поддержки превысит сумму эффекта, которого мы ожидаем от ее применения, то она признается неэффективной. У нас есть обязательство перед федеральным центром о том, что все неэффективные меры должны отменяться. Мы ежегодно эту работу проводим, оцениваем эффективность ранее принятых мер. Если видим, что мера не работает или не востребована, то законодательно ее отменяем, – объяснил Константин Хорошев.

Значительное место в работе департамента занимают мероприятия по мобилизации налоговых доходов, проводимые совместно подведомственным Центром налоговых доходов в сотрудничестве с исполнительными органами госвласти и местного самоуправления, подразделениями судебных приставов и налоговиками. В результате такой работы за 11 месяцев 2022 года в консолидированный бюджет области дополнительно поступило 1,2 млрд рублей налоговых доходов с плюсом почти в 140 млн рублей к аналогичному периоду прошлого года. На будущий 2023 год ставится еще более амбициозная задача: мобилизовать 2−2,5 млрд рублей.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».