Вопросы совершенствования законодательства в сфере организации и проведения капремонта в многоквартирных домах обсудили в Совете Федерации в четверг, 4 марта. В заседании профильной рабочей группы принял участие сенатор от Воронежской области Сергей Лукин. В своем выступлении он обозначил несколько острых проблем, которые характерны как для Воронежской области, так и для большинства субъектов РФ. Предварительно парламентарий провел консультации с руководством Фонда капитального ремонта, а также Государственной Жилищной инспекцией региона.
Новую систему капремонта запустили в России в 2014 году. Основным источником ее финансирования стали взносы собственников жилья. Это один из самых масштабных проектов модернизации жилищного фонда, который когда-либо проводился в нашей стране. В региональные программы капремонта сейчас включено 724,2 тыс. многоквартирных домов.
— Мы сталкиваемся с целым комплексом серьезных проблем как системного, так и точечного характера, возникающих при организации и проведении капитального ремонта. Многие из них требуют законодательных решений, разработкой которых и занимается рабочая группа, созданная при Комитете Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. Ее деятельность осуществляется в активном взаимодействии с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства, а также Фондом содействия реформированию ЖКХ, — отметил Сергей Лукин.
Члены рабочей группы рассмотрели вопросы, требующие незамедлительного принятия мер, и предложения по механизмам их решения. Специалисты также обсудили тенденции, сформировавшиеся в 2020 году при реализации региональных программ капремонта.
По мнению сенатора Сергея Лукина, важный вопрос, требующий законодательного регулирования, — необходимость изменить способ формирования фонда капитального ремонта.
— Жилищное законодательство предусматривает два возможных варианта. Первый — перечисление собственниками помещений взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора капитального ремонта. В этом случае речь идет о централизованной системе капитального ремонта, так называемом «общем котле». Второй — накопление взносов на капитальный ремонт на специальном счете одного многоквартирного дома, — пояснил Сергей Лукин. — Владельцы квартир могут выбрать любой из них. Но, как показывает практика, при реализации этого права в силу недостаточной отрегулированности вопросов организации и проведения капитального ремонта с использованием спецсчетов возникает ряд проблем.
Пробелы в действующем законодательстве приводят к тому, что владельцы специальных счетов, нарушившие процедуру уведомления органов государственного жилищного надзора, выставляют вторые квитанции собственникам на уплату взносов на капитальный ремонт. У собственников образуются задолженности перед региональным оператором, у малообеспеченных граждан появляются дополнительные трудности в получении субсидий. Такая ситуация нередко возникает при прекращении формирования фонда капремонта на счете регионального оператора и переходе собственниками помещений к использованию спецсчета.
Сергей Лукин предложил корректировки в соответствующие статьи Жилищного кодекса, которые позволят устранить указанное противоречие.
Также сенатор обозначил распространенную проблему, возникающую, когда при отсутствии денежных средств на специальном счете собственники принимают решение о переходе на счет регионального оператора и претендуют на своевременное проведение капремонта:
— Истратив деньги из средств спецсчета на текущие нужды, не относящиеся к капитальному ремонту, зачастую в преддверии необходимых дорогостоящих работ, например, замены лифтов или конструктивных элементов, они переходят к региональному оператору — фактически на займовый способ финансирования.
В рамках действующих норм Жилищного кодекса у регионального оператора и органов госжилнадзора нет возможности контроля за финансовой и технической составляющей капремонта в многоквартирных домах, собственники которых формируют фонд капремонта на спецсчете. Также не разграничены должным образом понятия капитального и текущего ремонта.
— В этой ситуации мы должны разработать такие положения закона, которые позволят установить баланс интересов новых участников «котловой» системы и тех собственников, которые терпеливо формируют фонд капитального ремонта и дожидаются сроков его проведения в соответствии с программой, — заявил Сергей Лукин.
Самой болезненной проблемой реализации программ капремонта в России сенатор назвал критическое состояние лифтового хозяйства. Парламентарий отметил, что согласно соответствующему техническому регламенту Таможенного союза лифты, введенные в эксплуатацию до вступления этого документа в силу и отработавшие назначенный срок службы, нужно привести в соответствие с требованиями этого регламента в определенное время. Фактически до 15 февраля 2025 года необходимо заменить или вывести из эксплуатации все лифты, бывшие в эксплуатации на протяжении 25 лет.
— Мы сталкиваемся с чрезвычайно сложной и тревожной ситуацией. За период 2014—2020 годов в Воронежской области в рамках капремонта было установлено 516 новых лифтов. До февраля 2025 года подлежат замене еще более 3 тыс. лифтов. При средней стоимости замены лифта грузоподъемностью 400 кг на девять остановок в 2,3 млн рублей стоимость первоочередной замены лифтов на счете регионального оператора составляет порядка 5,5 млрд рублей. Такие затраты непосильны и для регионального оператора, и для собственников специальных счетов, — выразил обеспокоенность Сергей Лукин.
В бюджете Воронежской области на 2021−2023 годы на замену лифтов выделили ежегодно по 450 млн рублей. Сенатор уверен: без масштабной финансовой поддержки федерального бюджета не обойтись, иначе к 2025 году ситуация может оказаться тупиковой в большинстве регионов.
Позицию Сергея Лукина поддержала заместитель генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ Ольга Сердюк.
— По стране более 130 тыс. лифтов подлежит замене в эти сроки, сумма нужна космическая. В декабре 2020 года Фонду содействия реформированию ЖКХ выделено 750 млн рублей на всю Российскую Федерацию, этого хватит на замену чуть более 1 тыс. лифтов. Поддержка одного субъекта пока ограничена суммой в 75 млн рублей. Необходимо говорить о продолжении и увеличении государственной поддержки, очень уместны будут обращения в правительство, — выразила мнение Ольга Сердюк.
Она добавила, что Воронежская область проявила себя по-чемпионски, подав заявку на финансирование первой среди всех регионов.
Участники заседания рабочей группы также обсудили отсутствие софинансирования капитального ремонта в домах — объектах культурного наследия, а также необходимость разработки особого механизма работы с многоквартирными домами со степенью износа конструктивных элементов выше 70%.
Итоговый документ, включающий все представленные предложения, направят в Министерство строительства и ЖКХ.
— Законодательные новации, вырабатываемые рабочей группой, должны исключать возможные риски в сфере капитального ремонта многоквартирных домов, — подчеркнул сенатор Сергей Лукин.