Законопроект, позволяющий местным властям делать платным въезд в центр или район города, Госдума приняла в первом чтении в пятницу, 16 декабря. По мнению авторов инициативы, документ повысит безопасность дорожного движения, сформирует единый подход к организации дорожного движения в стране, пополнит бюджеты муниципалитетов. При этом местные власти должны будут организовать дополнительные парковки и создать новые маршруты общественного транспорта. Журналисты РИА «Воронеж» спросили общественников, считают ли они введение платного въезда в Воронеж или его центр возможным и нужным.
Юрий Новиков, сопредседатель воронежского отделения общественной организации «Город и транспорт»:
– Ограничения автомобилепользования – общемировая тенденция. Платный въезд в отдельные зоны городов придуман не в России, эта практика внедряется во многих мегаполисах, причем преимущественно успешно. Самый знаменитый пример – платный въезд в центр Лондона, который может обойтись владельцу автомобиля до 14 фунтов стерлингов (1120 рублей). У этой меры есть масса преимуществ, поэтому в Госдуме поторопились узаконить подобное в России. Ключевое слово здесь – «поторопились».
Скажу сразу: эта история абсолютно не про Воронеж. Для начала напомню, что до сих пор не решена проблема бесплатного проезда через пункт взимания оплаты на трассе М4 под Воронежем для «местных» автомобилей. Изначально было обещано, что жители Воронежа и Новой Усмани смогут проезжать через пункт бесплатно. Но вопрос идентификации «местных» машин решить так и не смогли. Вопрос об идентификации машин жителей Воронежа, которые живут в будущей платной зоне – еще сложнее, то есть нерешаемый вдвойне. Выставлять же полный счет людям, которые приобрели жилье в центре города до нововведения и без расчета на него – и несправедливо, и, в общем-то, неконституционно.
При платном въезде в города альтернативой личным автомобилям может быть только безопасный и комфортный общественный транспорт. Есть ли такой в Воронеже? Нет. Введение платного въезда в таких условиях не то что в центр, а вообще куда-либо, кроме как свинством назвать будет нельзя.
Платный въезд в центр несовместим и с перехватывающими парковками. Не следует переносить автомобильный коллапс из центра в зону, прилегающую к центру. У человека, который сознательно поехал в центр на машине, зная, что въезд будет платным, не должно быть альтернативы платному въезду – иначе эти шлагбаумы окажутся бессмысленными. А вот создание системы магистрального транспорта жизненно необходимо независимо от внедрения платного въезда, но в случае его внедрения – особенно.
Игорь Титов, основатель движения «ВелоВоронеж»:
– Платный въезд в центр города или другие его зоны – это один из инструментов ограничения использования личного транспорта в крупных городах, мера вполне применимая на фоне перегрузки центра города припаркованными автомобилями. Но ее необходимо вводить только как этап комплексных улучшений городского пространства, включающих создание альтернативных возможностей передвижения – развитого и комфортного общественного транспорта, удобных пешеходных маршрутов.
Это обеспечит и дополнительный источник внебюджетных средств, которые так же могут быть направлены на повышение качества городского пространства и совершенствование системы общественного транспорта.
Также важным моментом является разработка удобной системы оплаты: это не должны быть шлагбаумы – только камеры и другие удобные технологии.
Основная цель введения платного въезда в города – изменение транспортных предпочтений жителей и гостей города в пользу общественного транспорта. Важно, чтобы транспорт был готов к тому, что его будет использовать все большее количество воронежцев – он должен становиться удобнее, чище и привлекательнее.
Олег Черкасов, председатель комиссии городской думы по транспорту, промышленности, развитию малого и среднего бизнеса:
– Пока нет никакой необходимости делать платным въезд в центр Воронежа. Поскольку такое решение должны принимать сами муниципалитеты, я думаю, что в Воронеже такого не будет. Чтобы упорядочить движение в городе, достаточно организовать выделенные полосы для пассажирского транспорта и продуманную систему платных парковок. Парковки, кроме того, справятся с задачей пополнения бюджета Воронежа.
Николай Киселев, председатель воронежского отделения «Комитета по защите прав автомобилистов»:
– В Воронеже у этого законопроекта нет шанса на реализацию. У нас даже нет никаких технических возможностей приблизиться к этому. Мировой опыт закрытия центра городов для личного транспорта говорит о том, что Воронежу до этого уровня развиваться еще лет 50.
Такой законопроект – хорошая возможность задуматься о том, как организованы в Воронеже транспортные потоки. Какая может быть альтернатива личному транспорту при запрете на въезд в города? «Газели»? Где оставлять тогда машины? В радиусе 10 км от центра города нет ни одной перехватывающей парковки. И более того – необдуманная застройка города привела к тому, что для них уже даже нет места.