Воронежцы спасли лебедя, замерзавшего на озере в поселке Бор в Рамонском районе. Об этом корреспонденту РИА «Воронеж» рассказали сотрудники центра охраны животных «Наша природа» в воскресенье, 21 ноября.
В редакцию обратилась дачница из Бора Светлана Фисенко:
– Наш лебедь на этот раз в настоящей беде. Сначала он плавал в середине озера, но сейчас вода замерзла окончательно, и он просто застрял во льду. Мы пытались спугнуть его: шумели, бросали рядом камни – лебедь не двигается с места.
По словам дачников, скорее всего, это тот же лебедь, о котором РИА «Воронеж» уже рассказывало год назад. Тогда выяснилось, что спасти его непросто: это не входит в обязанности МЧС, которое сейчас к тому же занято волной «зимних» пожаров в частных домах, а зоопарк не принимает диких птиц после вспышки птичьего гриппа.
Выйти на лед самостоятельно местные жители не решились – следовали предупреждениям спасателей о ненадежном ледяном слое на водоемах. Помочь птице взялись зоозащитники из центра «Наша природа». Они нашли лодку, привезли веревки и другое необходимое оборудование. Увидев приближавшихся людей, птица начала биться и вырвалась из ледяного плена. Кроме перебитого крыла, которое было видно невооруженным глазом, в мягких тканях борского лебедя обнаружили пулю из пневматического пистолета. Выжить в диких условиях ему будет сложно. Наилучшим исходом будет, если лебедь будет жить на закрытой территории под присмотром людей.
На озере в Бору осталась подруга многострадального лебедя. Дачники собираются присматривать за ней до весны. Руководитель центра охраны животных «Наша природа» дала несколько советов:
– Водоплавающих птиц и вообще птиц нельзя кормить хлебом. Хлеб вызывает опасные процессы брожения и содержит вредную для птиц соль. В нем нет ничего полезного, он только забивает желудок, не давая нужной энергии (зимой птицы гибнут от голода и холода), становится субстратом для развития патогенных инфекций. Происходит вздутие кишечника, которое приводит к гибели в результате сдавливания легких и сердца. Желудок утиных рассчитан на переваривание жесткой пищи – травянистых растений, злаков. Когда птицы долго получают мягкую пищу, нарушаются естественные функции, птица теряет способность нормально усваивать пищу. Такие птицы поступают к нам с истощением и нарушением пищеварения, часто необратимым.
По словам зоозащитника, в теплое время года птицы не нуждаются в подкармливании. У них достаточно естественных источников пищи. Кормление птиц летом – это всего лишь развлечение для людей. В зимнее время года водоплавающих можно подкармливать:
- подваренными и размятыми картошкой и морковью, мелко нарезанными листьями капусты, листовыми овощами;
- мелко порезанной или размороженной рыбой (поломанную можно покупать на рынке или забирать у продавцов ненужные рыбьи потроха);
- запаренной овсянкой, запаренными зерновыми: ячменем, пшеницей, перловкой, пророщенными зернами пшеницы и другими круп, размолом круп (без добавок).
Елена Шерстяных также рассказала, могут ли водоплавающие птицы зимовать в Воронежской области:
– Вопрос про то, что утки остаются зимовать из-за людей остается спорным. Фиксировали прилет на зиму птиц из соседних Европейских стран. То есть к нам прилетали зимовать. Миграция птиц происходит по различным маршрутам. И не всегда конечной точкой становятся теплые страны. Кроме того, происходят изменения климата, которые также влияют на поведение птиц. Однозначно можно сказать, что внутри городов складывается своя синантропная антропотолерантная субпопуляция птиц, поведение которой в большей мере зависит от человека. Но если птицы остались, то в морозные зимы без помощи человека они могут погибнуть.
Даже если птице, попавшей в беду, можно помочь, несведущие люди часто обходят ее стороной, опасаясь специфических инфекций. Руководитель центра объяснила, что инфекционные заболевания, которые опасны для птиц, в основном не опасны для человека. Они могут передаваться при плотном контакте, в основном орально-фекальным путем при большом скоплении заболевших птиц. Большая часть данных по случаям заражения взяты из опыта крупных птицеводческих хозяйств, когда человек контактировал с большим поголовьем в ограниченном пространстве.