Корреспонденты РИА «Воронеж» продолжают рассказывать о героях Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы Воронежа. В первой части проекта «Улицы победителей» речь шла о воронежцах, защищавших родной город. Во второй – о 26 героях, которые родились за пределами Воронежа, но сражались за него. Вместе с известным воронежским историком Владимиром Размустовым корреспонденты РИА «Воронеж» вспомнят героев и расскажут об улицах, названных в их честь.
Франц Перхорович (7.05. 1894 – 11.10. 1961)
Генерал-лейтенант, герой Советского Союза. В период боев за Воронеж командовал 100-й стрелковой дивизией, которая участвовала в захвате и удержании Шиловского и Чижовского плацдармов, а 25 января 1943 года выбила гитлеровцев из правобережной части города.
В биографии военачальника много загадок. По одной версии, Перхорович родился в семье рабочих в белорусском поселке Залазы Витебской области. По другой, Франц Перхорович по национальности был поляком, его родители – потомственные дворяне. Третья версия, которая тоже имеет право на существование – генерал был евреем белорусского происхождения.
Будущий генерал окончил Лепельское городское 4-классное училище. Перхоровича мобилизовали на военную службу в 1915 году и зачислили солдатом в 232-й запасный пехотный батальон в Харькове. Через непродолжительное время его произвели в младшие унтер-офицеры. Затем в жизни молодого Франца была школа прапорщиков и курсы саперов. В 1916 году его направили на Северо-Западный фронт в должности командира роты. В мае 1917 года в бою Перхорович попал под газовую атаку и оказался в госпитале. Последнее звание в русской императорской армии – поручик.
Фото времен первой мировой войны
Фото — tomsk.fmПосле революции Франц Перхорович добровольно вступил в красногвардейский отряд, где два года служил в должности полкового адъютанта. Воевал против войск Петлюры (украинский военный и политический деятель), белополяков и вооруженных формирований Булак-Балаховича (генерал российской Белой армии и Войска Польского). Весной 1920 году находился в плену у поляков.
С июня 1922 года был начальником штаба стрелкового полка, с 1937 года по август 1938 года — военрук Московского планового института. С августа 1938 находился в запасе Красной армии. В 1940 году его восстановили на военной службе и назначили преподавателем кафедры боевой подготовки Государственного института физической культуры.
Карьеру Франца Перхоровича в гражданскую войну совсем нельзя назвать удачной в сравнении с другими известными советскими военачальниками того времени. Скорее всего, ему не очень доверяли как бывшему офицеру царской армии и использовали как «военного специалиста» не на командных должностях, а в штабах. Польский плен – тоже пятно на военной биографии, поэтому не было карьерного роста после гражданской войны. Но удача Перхоровича все же сопровождала, он не был репрессирован в 1937 году, а вместо этого попал на должность военрука института. А вот в Великую Отечественную войну и личная храбрость, и талант военачальника проявился в полной мере,Владимир Размустов
кандидат исторических наук, консультант проекта «Улицы победителей»
В 1941 году будущий генерал окончил высшие стрелково-тактические курсы усовершенствования комсостава пехоты. В начале Великой Отечественной войны Перхоровича назначили командиром 787-го стрелкового полка 211-й стрелковой дивизии, затем он командовал 630-м стрелковым полком 107-й стрелковой дивизии 24-й армии Резервного фронта. В ноябре 1941 года полк в районе деревни Заболотье на реке Десна попал в окружение. После 20 дней ожесточенных боев командир вывел остатки полка в район Тулы.
Немцы любили позировать фотографам на фоне захваченной территории
Познакомился я с ним в тяжелые дни войны, в 1942 году. Я только что вышел из окружения из района Старого Оскола на реке Дон. В запасном полку мне представился полковник Перхорович Франц Иосифович. Он был в резерве офицерского состава при запасном полку армии. На меня он произвел хорошее впечатление. Было видно, что за плечами он имеет немалый опыт. Среднего роста. Худощав. Продолговатое лицо, какое бывает у большинства поляков. В напряженном бою был суетлив. Достаточно храбрый для того, чтобы быть примером для подчиненных,Из воспоминаний Героя Советского Союза, генерала-полковника Филиппа Жмаченко
В феврале 1942 года полковника Франца Перхоровича назначили заместителем командира 5-й гвардейской стрелковой дивизии, а в мае – командиром 100-й стрелковой дивизии, которая позже вошла в состав 40-й армии Воронежского фронта. Он тщательно подбирал командный состав, готовил солдат и командиров к предстоящим боям. В боях на Чижовском плацдарме под Воронежем части дивизии под командованием Перхоровича показали высокую организованность и управляемость, а личный состав –образцы мужества и стойкости.
– В этом была заслуга комдива, которого солдаты часто называли «наш Суворов». Это имя он получил не только за сухощавость и внешнее сходство с великим полководцем, но и за то, что умел беречь людей в бою, готовил их не умирать, а побеждать и выживать, – заметил историк Владимир Размустов. – Среди многих соединений Красной Армии, оборонявших, а затем и освобождавших Воронеж, видное место занимала 100-я стрелковая дивизия, первым командиром которой был полковник Франц Перхорович. «Сотая» прибыла под Воронеж в июле 1942 года, когда перед войсками только что сформированного Воронежского фронта стояли очень сложные задачи.
Чижовка имела для немцев стратегическое значение – оттуда был хорошо видна левобережная часть Воронежа, занятая красноармейцами
Чижовка имела для фашистов важное стратегическое значение. С крутогорья правого берега хорошо видна левобережная часть Воронежа, которую контролировала Красная армия. Бои за Чижовку вошли в историю сражения за Воронеж как образец мужества и героизма красноармейцев. О двух героях, бойцах 100-й дивизии, уже шла речь в проекте «Улицы победителей» – это политрук Яков Виноградов и лейтенант Лазарь Дзотов, который на полгода раньше Александра Матросова бросился на амбразуру немецкого дзота.
Вместо разрушенного Вогрэсовского моста красноармейцы построили подводную переправу, по которой перевозили на правый берег оружие и технику
Вогрэсовский мост немцы разрушили сразу же, как пришли в Воронеж. Поэтому основная трудность в наступлении заключалась в том, чтобы незаметно для противника сосредоточить части у реки Воронеж и перебросить на правый берег оружие и боевую технику. Переправлять их на плотах и лодках – долгий и опасный процесс. Строить новый мост было бесполезно, так как его разбила бы вражеская артиллерия и авиация. Выход из положения инженеры нашли в строительстве переправы, скрывающейся под водой на полметра.
Переправу строили не только саперы, но и все, кого можно было использовать на этой работе. В ночное время бойцы носили на себе обломки железобетонных конструкций, кирпич, булыжник, которыми изобиловала территория Вогрэса. Все укладывали на дно реки немного южнее электростанции. Когда работа была закончена, армия получила надежную связь между берегами. Над полосой бетонно-кирпично-каменного дна полуметровый слой воды. С воздуха такую переправу не заметишь, с немецких позиций — тем более. В ночь на 12 августа на правый берег прошли танки, пушки, грузовики и повозки. Скопление значительных сил на плацдарме оказалось для противника неожиданным. Простейшее сооружение на реке сыграло большую роль в успешном решении важнейшей боевой задачи, Из книги Александра Гринько
Советские войска захватили Чижовский плацдарм в августе 1942 года. Сражения за Чижовку длились 204 дня: с 6 июля 1942 года до освобождения Воронежа – 25 января 1943 года.
– Пять лет назад, на встрече ветеранов, давая интервью для одного телеканала, два бывших бойца 100-й стрелковой дивизии Перхоровича вспоминали про бои на Чижовке: «Мы прошли всю войну: Курскую дугу, Киев, Львов, Польшу, Прагу... Но то, как здесь поднималась в атаку наша пехота, мы не видели больше никогда», – привел слова ветеранов Владимир Размустов.
Освободив Воронеж, бойцы под командованием Франца Перхоровича отправились на другие захваченные немцами участки. Дивизия участвовала в Воронежско-Касторненской и Харьковской наступательных операциях. Летом 1943 года Перхоровича назначили командиром 52-го стрелкового корпуса 40-й армии. Он руководил действиями корпуса в Курской битве, Белгородско-Харьковской, Житомирско-Бердичевской наступательных операциях и освобождении городов Лебедин, Житомир, Бердичев.
Весной 1945-ого года 47-я армия под командованием генерал-лейтенанта Перхоровича совместно с 4-й гвардейской танковой армией 1-го Украинского фронта, окружили Берлин. После окончания войны Перхорович продолжил военную службу. С 1947 года был начальником Управления в Главном штабе Сухопутных войск. В отставку ушел в 1951 году в возрасте 57 лет.
Генерал умер 11 октября 1961 года в Москве.
Улица Перхоровича
Фото — Роман ДемьяненкоУлица Перхоровича расположена в Советском районе Воронежа между улицей Любы Шевцовой и проспектом Патриотов
Мемориальная доска Францу Перхоровичу появилась в Воронеже в 1980 году
Фото — Роман ДемьяненкоМемориальная доска Францу Перхоровичу находится на доме № 11. Ее установили в 1980 году.