Корреспонденты РИА «Воронеж» продолжают рассказ о героях Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы Воронежа. В первой части проекта «Улицы победителей» речь шла о воронежцах, защищавших родной город. Во второй мы расскажем о 26 героях, которые родились далеко от Воронежа, но сражались за его. Вместе с известным воронежским историком Владимиром Размустовым корреспонденты портала вспомнят героев и расскажут об улицах, названных в их честь.

Яков Виноградов (1919 – 1942)

О младшем политруке 100-й стрелковой дивизии Якове Виноградов информации мало. Все, что о нем известно – родился в деревне Чижовка Смоленской области и погиб, сражаясь за район Воронежа с точно таким же названием.

– У Якова Виноградова невообразима карьера – от комсорга (комсомольский функционер низового звена) роты до замполита (заместитель командира военного подразделения по политическому руководству) батальона. Офицерский состав во время войны постоянно менялся. Как было – сделали тебя замполитом, значит, давай первым поднимайся в атаку и веди за собой всех остальных. И первыми под немецкие пули как раз офицеры попадали. А если трусил и не вел в атаку, офицера забирали на Левый берег к своим на военно-полевой суд. Такое как раз случилось с командиром, который перед Виноградовым был,– рассказал консультант спецпроекта «Улицы победителей» кандидат исторических наук Владимир Размустов.

Яков Виноградов погиб во время атаки 17 августа 1942 года. Ему был 21 год.

В наградном листе Виноградова сказано, что на Воронежский фронт он прибыл 12 августа 1942 года, а погиб 17 августа того же года. Награжден Орденом Отечественной войны второй степени.

«Во главе батальона первым ворвался в деревню Чижовка и занял окраину ее. Сам поднимал людей в атаку, сам вел бойцов за собой. В исключительно трудных условиях держал оборону, не уступив ни пяди земли. Во время нового наступления поднял группу бойцов и повел их занимать дом. Вражеская пуля сразила героя, но дом был взят. Его имя с любовью повторял каждый боец. Его и увековечено в песне «Чижовка».
Из наградного листа Якова Виноградова

Чижовка имела для фашистов важное стратегическое значение. С крутогорья правого берега хорошо видна левобережная часть Воронежа, которую контролировала Красная армия. Бои за Чижовку вошли в историю сражения за Воронеж как образец мужества и героизма красноармейцев. Советские войска захватили Чижовский плацдарм в августе 1942 года. Сражения за Чижовку длились 204 суток: с 6 июля 1942 года до освобождения Воронежа – 25 января 1943 года.

– В начале июля 1942 года немецкие формирования захватили Чижовские холмы. В конце июля сводные подразделения 6-й стрелковой дивизии захватили на восточной окраине Чижовки у Вогрэсовской дамбы небольшой плацдарм. Он был значительно расширен в ходе наступательных операций ударной группировки 40-й армии, проведенных в середине августа и в середине сентября. Противник был выбит с ряда позиций, плацдарм разросся до восьми километров в ширину и до трех километров в глубину. В дальнейшем бои шли с переменным успехом на линии: улица Карла Маркса – Строительный институт – Военный городок – северная окраина Шиловского леса. Бои носили упорный характер, то и дело переходили в рукопашные схватки. Обе стороны несли тяжелые потери. Именно с Чижовки был нанесен один из главных ударов по вражеским войскам при освобождении города в январе 1943 года. С 25 января 1943 года с Чижовского плацдарма началась Воронежско-Касторненская наступательная операция,– рассказал Владимир Размустов.

Чижовка имела для немцев стратегическое значение - оттуда был хорошо видна Левобережная часть Воронежа, занятая красноармейцами.

Среди многих соединений Красной Армии, оборонявших, а затем и освобождавших Воронеж, видное место занимала 100-я стрелковая дивизия, первым командиром которой был полковник Франц Перхорович, впоследствии генерал-лейтенант, Герой Советского Союза.

– Сформированная в феврале-июне 1942-го в Вологде, она явилась наследницей традиций 100-й стрелковой дивизии первого формирования, особо отличившейся в Смоленском сражении осенью 1941 года и переименованной в 1-ю гвардейскую. «Сотая» второго рождения прибыла под Воронеж в июле 1942 года, когда перед войсками только что сформированного Воронежского фронта стояли очень сложные задачи,– подчеркнул Владимир Размустов.

Военный журналист Александр Гринько подробно описал в своей книге подготовку красноармейцев к наступлению на захваченную немцами Чижовку. По воспоминаниям очевидцев тогда эта часть Воронежа была превращена немцами в мощный опорный пункт.

«От центра Воронежа через Чижовку и военный городок к Шиловскому лесу тянулась главная полоса обороны противника с множеством узлов сопротивления. Высоты опоясали несколько рядов траншей полного профиля с развитой системой ходов сообщения, блиндажами и дзотами, проволочными и минными заграждениями. Под огневые точки фашисты приспособили подвалы и погреба, фундаменты домов и все каменные постройки. Здания училища связи, средней школы, Рождественской церкви, кирпичного завода, казармы, водонапорной башни, как наиболее прочные, были превращены в подлинные крепости и являлись узловыми центрами обороны на соответствующих направлениях»
Александр Гринько,

фронтовой корреспондент

Вогрэсовский мост немцы разрушили сразу же, как пришли в Воронеж. Поэтому основная трудность в наступлении заключалась в том, чтобы незаметно для противника сосредоточить части у реки Воронежа и перебросить на правый берег оружие и боевую технику. Переправлять их на плотах и лодках было долгим и опасным процессом. Строить новый мост было бесполезно, так как его разбила бы вражеская артиллерия и авиация. Выход из положения инженеры нашли в строительстве переправы, скрывающейся на полметра под водой.

Вместо разрушенного Вогрэсовского моста красноармейцы построили подводную переправу, по которой перевозили на Правый берег оружие и технику

«Переправу строили не только саперы, по и все, кого можно было использовать на этой работе. В ночное время бойцы носили на себе обломки железобетонных конструкций, кирпич, булыжник, которыми изобиловала территория Вогрэса. Все укладывали на дно реки немного южнее электростанции. Когда работа была закончена, армия получила надежную связь между берегами. Над полосой бетонно-кирпично-каменного дна полуметровый слой воды. С воздуха такую переправу не заметишь, с немецких позиций — тем более. В ночь на 12 августа на правый берег прошли танки, пушки, грузовики и повозки. Скопление значительных сил на плацдарме оказалось для противника неожиданным. Простейшее сооружение на реке сыграло большую роль в успешном решении важнейшей боевой задачи»
Александр Гринько,

фронтовой корреспондент

Переулок Виноградова на Чижовке появился на карте Воронежа в 1965 году. До этого он назывался Красным, а в 19 веке – Бугаковым (по фамилии домовладельца) В наше время в переулке Виноградова бок о бок соседствуют пережившие войну домики и современные особняки.

Старожилы рассказывают, что каждый клочок земли Чижовки пропитан кровью, а «сюрпризы» в виде костей и снарядов жители находят по сей день.

В 60-тых годах на мине времен ВОВ во дворе своего дома подорвались трое детей Марии Павловны

– Мы на Чижовке дом начали строить в 1953 году. Чего только не находили, когда копали. Кости в военкомат отвозили специальные отряды. А в 60-х начали пристройку класть и там двое моих сыновей и дочка на мине подорвались. Сынкам 11 лет и четыре года было – они насмерть сразу. А дочка девятилетняя, слава Богу, выжила. Вот так вот нам война через 20 лет аукнулась,– рассказала жительница переулка Виноградова Мария Павловна.

– В 70-х, когда мы мальчишками были, увидели, что в земле что-то блестит и начали это ногами полировать. А это снаряд был. Мы сразу саперов вызвали. А в 90-х годах еще один «привет» из прошлого здесь всплыл. Соседи строили дом и наткнулись на 250-килограммовый снаряд. К счастью, его не повредили, и удалось избежать несчастий, – вспомнил житель переулка Виноградова Сергей.

Житель Чижовки Сергей помнит, что при строительстве одного из домов в переулке Виноградова в 90-тых годах обнаружили 250-килограммовый немецкий снаряд.

Мемориальную доску Якову Виноградову повесили на одном из домов переулка в 80-х годах. Несколько лет назад новые хозяева дома решили обшить стены сайдингом и сняли доску.

– Надо отдать должное людям – они не выбросили доску, как это часто бывает, а установили ее на опору перед домом, облагородили цветником. Ухаживают за доской,– сказал Владимир Размустов.

Местные жители ухаживают за мемориальной доской Якову Виноградову

Политрук 100-й стрелковой дивизии Яков Виноградов – единственный защитник Воронежа, чье имя упоминается в песнях времен Великой Отечественной войны. Летом 1942 года перед важнейшим августовским наступлением на Чижовку политотдел Воронежского фронта заказал в Москве музыкальную композицию для поднятия боевого духа красноармейцев. Задание поручили известным советским деятелям культуры – композитору Исааку Дунаевскому («Широка страна моя родная» «Ой, цветет калина», «Капитан, капитан, улыбнитесь!») и поэту Якову Шведову («Смуглянка», «Орленок», «Влюбленный клен»). Дунаевский поступил просто –предложил для марша о защитниках Воронежа свою ранее написанную песню «Каховка» из кинофильма «Три товарища». А Шведов запросил у воронежцев фактуру про Чижовку – какие улицы там существуют и специфику местного ландшафта.

«Чижовка»

«На миг, на минуточку вспомним, товарищ,
Как бой за Чижовку вели.
Мы шли в наступленье при свете пожарищ,
То склады горели вдали.
Предместье Чижовка. Задание ясно.
Брать штурмом пришлось каждый дом.
На улице Светлой, на улице Красной
Врага мы встречали огнем»
Из песни «Чижовка»

– Конечно, обязательно нужно было в песне упомянут имя какого-нибудь защитника Чижовки. Этим героем стал молодой политрук Виноградов. Вообще, слушая эту песню, такие слова как «Гремела грозою пять дней канонада, стал черным вокруг небосклон. Сквозь пламя повел комиссар Виноградов без страха на штурм батальон» создается впечатление, что Виноградов был взрослым, чуть ли не пожилого возраста комиссаром. А на самом деле ему на тот момент был всего 21 год,– рассказал Владимир Размустов.

Песня про Чижовку часто звучала из радиоприемников в послевоенное время. Более десяти лет это была одна из любимых песен воронежцев. Из эфира композиция исчезла сразу же после того как в СССР начали бороться с культом личности Сталина. В песне автор сравнил бои за Чижовку с боями за Сталинград.

«Штыком и гранатой, солдатской сноровкой

Мы взяли немало преград.

Мы знали, сражаясь за нашу Чижовку:

Ведем бой за свой Сталинград!»

– Заменить в песне Сталинград на другой город, видимо, не могли или не захотели, поэтому песню про Чижовку просто отправили в архив. Обидно, конечно, что единственная песня военных лет про бои за Воронеж забыта, не исполняется сейчас профессиональными артистами, как в послевоенное время, не звучит на городских улицах в день Победы. Забыта как многие другие страницы воронежской истории, – посетовал Владимир Размустов.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».