Корреспонденты РИА «Воронеж» с известным воронежским историком Владимиром Размустовым продолжают рассказывать о героях Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы Воронежа. В пятницу, 18 марта, героем спецпроекта стал герой СССР, выпускник Борисоглебской школы летчиков Андрей Витрук.

Андрей Витрук (8.07.1902 – 3.07.1946)

Генерал-майор авиации, Герой Советского Союза и Народный Герой Югославии. Был награжден орденом Ленина, орденами Красного Знамени и многими медалями.

Андрей Витрук родился в небольшом украинском селе Андрушки в крестьянской семье. После школы пошел работать на сахарный завод, а через несколько лет начал делать первые шаги к блестящей военной карьере. Сначала окончил артиллерийское училище, затем поступил в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков.

Андрей Витрук родился в крестьянской семье
 

Приказ о формировании в Борисоглебске авиашколы издали в декабре 1922 года. Изначально школа находилась на московском аэродроме, но для постоянного базирования хотели найти место, удобное для размещения авиаторов и учебных полетов. Начальник школы и его помощник побывали в Борисоглебске и, возвратившись в Москву, доложили начальнику вузов Красного Воздушного Флота, что условия там благоприятные. Место равнинное – вся школа сможет разместиться на восточной окраине города, рядом с площадкой, пригодной для аэродрома, к которой подходит железная дорога. К тому же в Борисоглебске уже имелся военный городок для размещения личного состава и служб. Военному начальству место понравилось, и уже в апреле 1923 года двумя эшелонами школа передислоцировалась из Москвы в Борисоглебск.

Борисоглебская авиашкола, 1924 год

«В то время в школе насчитывалось 118 человек, к концу апреля добавилось 45 курсантов из Егорьевской теоретической школы, в числе которых был и будущий Герой СССР, совершивший первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер, Валерий Чкалов. В Борисоглебской летной школе Чкалов сразу же включился в работу. Его можно было видеть на перестройке кавалерийского манежа, в ангаре и на аэродроме, в мастерских на сборке самолетов и в библиотеке».

Из истории Борисоглебского высшего военного авиационного училища летчиков имени Чкалова

В начале 30-х годов авиашкола имела три аэродрома. Именно в это время на учебу в Борисоглебск приехал будущий герой СССР Андрей Витрук.

Андрей Витрук – выпускник Борисоглебской авиашколы 1934 года
 

– Андрей Витрук до Великой Отечественной войны прошел немало военных конфликтов: бои на реке Халхин-Гол в Монголии в 1939 году (СССР, Монголия с одной стороны и Япония, Маньчжурская империя – с другой – РИА «Воронеж»), советско-финскую войну 1939-1940 годов, ввод войск в Западную Белоруссию. В июне 1941 года майор Витрук был в должности командира авиаполка в составе ВВС Красной Армии. Полк с неба прикрывал от фашистов московское направление. За лето-осень 1941 года летчики полка произвели 375 боевых вылетов. Уничтожили 205 танков, 1022 машины, 46 зенитных точек, 49 самолетов и до пяти полков пехоты. Лично Витрук совершил 21 боевой вылет. Витрук поразил штаб немецкой мотомехдивизии на Серпуховском направлении, где было уничтожено до 40 штабных офицеров. Также разгромил танки немецкого генерала Гудериана под Тулой. И все это происходило в тяжелейших метеоусловиях. За это в начале 1942 года Витруку присвоили звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда», – рассказал консультант спецпроекта, кандидат исторических наук Владимир Размустов.

Документ о присвоении звания Героя СССР Андрею Витруку
 

В июле 1942 года Андрей Витрук получил должность командира 291-го штурмового авиационного полка, который в феврале 1944 года преобразовали в гвардейскую штурмовую авиационную дивизию. Под его руководством летчики активно участвовали в боях по разгрому немецких войск под Воронежем.

С января 1943 года до августа 1944-го Витрук со своими летчиками действовал в составе 2-й Воздушной армии Воронежского фронта под командованием генерал-полковника авиации Красовского.

Витрук сам летал на боевые задания, за что его отчитывал командарм Красовский:

«Разве ты не знаешь, что я разрешаю командирам дивизий летать на боевые задания только в исключительных случаях, когда нужно для дела. Раньше такие случаи бывали. Сейчас такой необходимости нет». И неожиданно сменив грозный тон на обычный, мягко и доверительно попросил: «Побереги себя, Андрей Никифорович. Ведь до границы – самая малость осталась, от нее до Берлина – рукой подать».

Из книги Дмитрия Землянского «Высокое небо Витрука»

– После была битва за Днепр и освобождение Киева. Внезапные и точные удары штурмовиков способствовали успешным действиям войск фронта при форсировании Днепра, захвату плацдармов на его правом берегу и в Киевской наступательной операции. В 1944 году была сформирована группа генерал-майора Витрука. Ее задача состояла в оказании помощи Народно-освободительной армии Югославии. При освобождении Белграда и всей страны группа Витрука выполняла примерно то же, что делала наша авиагруппа в Сирии в настоящее время. Витрук с воздуха поддерживал югославскую армию, созданную из партизан, уничтожал немецкие цели на земле, обеспечив тем самым освобождение Белграда. В январе 1945 года Андрею Витруку присвоили звание народного героя Югославии, – рассказал историк Владимир Размустов.

Наградной лист Андрея Витрука, в 1942 году его представили к ордену «Красное знамя»
 

Андрей Витрук создал военно-воздушные силы Югославии. Ведь, кроме боевых задач «летать, бомбить, штурмовать», перед ним поставили цель – помочь Югославии создать собственные ВВС. Прежде всего, приказали подготовить кадры летного и технического состава, а затем сформировать 1-е югославское соединение истребителей и штурмовиков. В мае 1945 года Витрук передал всю технику своей группы вновь созданным Военно-воздушным силам Югославии. После войны гвардии генерал-майор авиации командовал авиационной дивизией.

Герой СССР Андрей Витрук ушел из жизни в 1946 году, за пять дней до своего 44-летия.

Сказалось напряжение войны, не выдержал организм. И прямо скажем, благодаря смерти, он, скорее всего, избежал позора. Ведь наше государство то сильно дружит, то сильно ссорится со странами-соседями. Участвуя в боевых действиях против немцев, Витрук лично познакомился и общался после войны с лидером Югославии Тито. В 1949 году в СССР началась пропагандистская кампания, направленная на дискредитацию югославского руководства. Утверждалось, что в Югославии существует «антикоммунистический полицейский режим фашистского типа». В газетах в ходу был термин «кровавая клика Тито». В газете «Правда» от 21 декабря опубликовали угрозы ЦК ВКП (б) в адрес тех, кто был на связи с Югославским руководством: «Недалек тот час, когда предательскую клику Тито постигнет позорная судьба преступных наемников империалистической реакции». Сталин рассматривал планы военного вторжения и покушения на руководителя Югославии Тито. Поэтому неизвестно, что было бы с Витруком за дружбу с Тито, если бы он дожил до 1949 года.
Владимир Размустов

историк

Андрея Витрука похоронили в парке Вечной Славы в Киеве. В честь героя названы улицы в Воронеже, Киеве и Житомире.

Улица Витрука появилась в Воронеже в 1970-х годах 
Фото — Елена Миннибаева

В Воронеже улица Витрука находится в Железнодорожном районе. На ней расположен гаражный кооператив, строительная база и различные предприятия. Найти улицу пешком непросто: необходимо пройти по улице Землячки, затем пересечь железнодорожные пути, отыскать тропинку, ведущую через заросли кустарников и деревьев.

Улица Витрука в Воронеже похожа на пустырь с кучами мусора 
Фото — Елена Миннибаева

На протяжении всей улицы на дороге кучи мусора, деревянные туалеты и стаи бродячих собак.

×

Добавить издание «РИА "Воронеж"» в ваши источники?

Новости из таких источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других

Добавить

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter