Многофункциональный центр на территории бывшей типографии «Коммуна» будет ниже, чем предполагалось, сообщила руководитель областного управления архитектуры и градостроительства Марина Ракова на пресс-конференции в понедельник, 7 ноября. По ее словам, проект придется переработать с понижением этажности и уменьшением плотности застройки. Поводом стали изменения законодательства в сфере охраны культурного наследия.
Проект реновации территории типографии «Коммуна» (проспект Революции, 39) представили на региональном архитектурном форуме «Зодчество» в 2014 году. По замыслу авторов концепции, здание типографии, являющееся объектом культурного наследия, отреставрируют с сохранением фасада. На месте не представляющих культурной и исторической ценности цехов возведут многофункциональный комплекс различной этажности (до 18 этажей) площадью около 55 тыс. кв. м. В центре разместятся апартаменты, бассейн, бизнес центр и подземный паркинг.
Согласно проекту, в бывшей типографии появятся выставочные пространства, книжные клубы, кафе, лектории, театры и фитнес-центры. Архитекторы предложили убрать заборы, разделяющие дома в квартале, ограниченном проспектом Революции, улицами Театральная и 25 Октября. Вычистив границы между зданиями, владелец территории сможет использовать образовавшийся внутренний большой «атриум» как парк и прогулочную зону.
– Зоны охраны объектов культурного наследия, которые были установлены в декабре 2015 и в апреле 2016 года, я думаю, существенно повлияют на проект, – рассказала Марина Ракова. – Зона регулирования памятника федерального значения гостиница «Бристоль» существенно ограничит площадку «Коммуны» в этажности и плотности застройки.
Вместе с тем собственник участка, бизнесмен Юрий Камзолов сообщил, что если проект и будет пересматриваться, то только в сторону увеличения этажности.
– Пока нет планов по существенному пересмотру проекта, он временно приостановлен, но существует в ранее согласованных параметрах, – отметил девелопер. – Изменения могут быть внесены в облик здания, в том числе может быть увеличена этажность, но пока мы присматриваемся и оцениваем ситуацию.
Автор концепции реновации «Коммуны», архитектор Константин Кузнецов отметил, что в данном случае пришли в противоречие городской градостроительный регламент и федеральное законодательство об охране объектов культурного наследия. Если застройщик сумеет дать весомое градостроительное обоснование проекта, запланированная этажность многофункционального центра сохранится. Если ее все-таки придется изменять в сторону понижения, на качестве концепции это не скажется, подчеркнул Константин Кузнецов.
Работы на территории бывшей типографии «Коммуна» должны были начаться осенью 2015 года, но проект заморозили «в связи с нестабильной экономической ситуацией». Его стоимость Юрий Камзолов оценил в 2,5-3 млрд рублей. Решение оначале работ по реновации территории типографии «Коммуны» будет принято в 2017 году, сообщил застройщик.
Контекст
Типография «Коммуны» несколько лет подряд использовалась как общественная площадка. Впервые – в 2014 году для проведения регионального форума «Зодчество VRN». Одной из ключевых тем «Зодчества» стало освоение промышленных зон Воронежа.
В 2015 году типография, расположенная за музыкальным колледжем имени Ростроповичей, стала одной из главных арт-площадок пятого Платоновского фестиваля. После Платоновфеста-2015 оформление арт-центра уничтожили. В 2016 году помещения оформили заново. В здании бывшей типографии организовали обширную выставочную программу. В арт-центре открылись сразу четыре выставки. Режиссер, лауреат Платоновской премии-2016 Александр Сокуров попросил губернатора Алексея Гордеева сохранить арт-центр «Коммуна» в Воронеже. Алексей Гордеев пообещал обратить внимание на просьбу Сокурова.
Журнал британского благотворительного фонда Calvert 22 в 2016 году включил Воронеж в дайджест самых креативных городов России и назвал арт-центр «Коммуна» самой необычной площадкой города.
По словам Марины Раковой, поскольку проект реновации типографии приостановился из-за экономических сложностей, типография «Коммуны» могла бы «на данном этапе и в ближайшей перспективе жить как артплощадка».
– По-моему, она прекрасно себя зарекомендовала на «Зодчестве» и «Платоновском фестивале». Это площадка, которую все полюбили. Для такой специфической территории всегда найдется смысловая программа, – пояснила Ракова. – Возможно, мы и не увидим на этом месте многофункционального центра, но этот объект, несомненно, не должен быть темным пятном на карте вечернего города, на карте городских культурных событий, он должен развиваться.