Жительницу Воронежа в тяжелом состоянии госпитализировали в воронежскую больницу после родов на дому во вторник, 22 марта. Случай, когда женщина едва не погибла после домашних родов, стал уже четвертым в Воронеже в 2016 году. Что заставило роженицу – преподавателя одного из местных вузов – пойти на рискованный шаг, выясняют медики.
Для женщины роды стали вторыми. Первый ребенок появился на свет в медицинском учреждении в результате кесарева сечения. Вторая беременность также проходила под контролем гинеколога женской консультации. По данным ультразвукового исследования плод оказался крупным, что врачи указали в обменной карте, с которой беременная должна была поступить в родильный дом. Женщин с такими особенностями протекания беременности медики направляют на дородовую госпитализацию. По плану вторые роды женщины должны были произойти под особым контролем врачей посредством кесарева сечения.
Но семья приняла другое решение. Женщина рожала дома в воде – в ванной. Роды длились сутки. Впоследствии ее муж объяснил врачам бригады «скорой помощи», что на живот жены «пришлось давить». В течение 24 часов мужчина подливал в ванную горячую воду. На свет появился мальчик весом 5 кг. У младенца было затруднено дыхание, и только поэтому родители вызвали «скорую».
Роженицу с малышом срочно отвезли в городской родильный дом №3. Состояние ребенка продолжало ухудшаться, и неонатологи роддома передали его на усиленное лечение коллегам областной детской клинической больницы №1. Молодая мама с тяжелыми разрывами промежности и прямой кишки несколько недель будет лечиться в роддоме №3.
Во время госпитализации пациентка сказала, что рожать ей помогал не только муж, но и приглашенная «подруга». Но после подробного расспроса врачей от версии «подруги» она отказалась.
– Мы не можем найти хоть толику здравого смысла в этом решении: как можно было пойти на такой риск, имея уже рубец на матке и зная о размерах плода? – отметил в беседе с корреспондентом РИА «Воронеж» главный врач роддома №3 Юрий Рыжиков.
По его словам, к проблеме родов на дому нужно «срочно подключать законодателей и уполномоченных по правам ребенка». Поскольку будущих мам никто не может насильно заставить рожать в медучреждении, домашние роды – их право.
– Но она не должна ломать судьбу будущего ребенка из-за своих философских, религиозных или каких-то еще убеждений. И вот эти механизмы, обязывающие женщину соблюдать права будущего ребенка, в нашем законодательстве пока никак не определены, – подчеркнул Рыжиков.
В 2015 году в Воронежской области зарегистрировано 38 родов вне стен медицинского учреждения по разным причинам, рассказала главный специалист по акушерству и гинекологии облздрава Ольга Самофалова. Намеренно отказались от медицинской помощи 15 рожениц. В 2016 году уже девять воронежских женщин рожали дома, в четырех случаях и роженице, и ребенку потребовалась госпитализация из-за послеродовых осложнений разной степени тяжести.
– Если роды привели к осложнениям для здоровья матери и ребенка, перспектива разбирательства правоохранительных органов в ситуации все-таки есть, несмотря на несовершенство законодательства. Ведь ни приглашенная акушерка, ни «подруга» или муж не имеют права принимать роды на дому. В России отсутствует такой вид лицензионной медицинской помощи, как «родовспоможение на дому». Пока никто из поступивших рожениц с осложнениями после домашних родов не назвал имя акушерки, которая «помогала им рожать дома». И значит, люди, которые делают бизнес на таких рисках, смогут нанести непоправимый вред здоровью новым женщинам и их будущим детям, – отметила Ольга Самофалова.