Светофоры с интеллектуальной системой контроля дорожного движения от японской компании Kyosan Electric установят на Московском проспекте летом 2017 года. По плану мэрии, внедрение системы снизит транспортную загруженность магистрали на 20%. Однако в Воронеже уже действует система, которая контролирует светофоры – за ее работой следит муниципальный «Центр организации дорожного движения». В чем ее отличие от японской системы и зачем Воронежу новые светофоры, выяснил корреспондент РИА «Воронеж».
Как работают «умные» японские светофоры
Мэрия Воронежа объявила общие параметры проекта: десять светофорных объектов из 145 светофоров появятся на Московском проспекте и улице Плехановская. Работы должны завершить до 31 августа 2017 года. По плану внедрение системы позволит снизить на 20% нагрузку на Московский проспект – одну из главных городских магистралей.
Компания Kyosan Electric, которая займется установкой «умных» светофоров, на своем сайте показала разработки в области управления дорожным движением. В частности, компания предоставила систему контроля дорожного движения для полицейских департаментов префектур Коти, Миядзаки и Нагано.
Датчики собирают информацию о дорожном движении, загруженности магистралей, пешеходном трафике, передают ее контроллерам, которые распространяют информацию по другим перекресткам. Компьютерная программа оценивает и прогнозирует плотность транспортного потока с каждой из сторон перекрестка. Зеленый свет светофора горит дольше для той стороны, где машин больше. Система контролирует несколько перекрестков одновременно. Центральный блок получает информацию о ситуациях на перекрестках и прогнозирует загруженность дорог на ближайшее время. Если перекрестков немного, наличие центрального блока необязательно. К блоку могут быть подключены до 128 контроллеров.
Работа системы продолжится при сбое питания, а контроллеры водонепроницаемы.
Как работают светофоры в Воронеже
В Воронеже действуют 249 светофорных объектов (группы светофоров, обслуживающие один участок дороги) и 1,5 тыс. обычных светофоров. Работники «Центра организации дорожного движения» регулируют их работу с помощью пульта управления.
Аналогичный японскому «умный» светофорный объект расположен на пересечении улиц Шишкова и 45 Стрелковой дивизии. Однако, в отличие от японской системы, воронежские «умные светофоры» не могут прогнозировать ситуацию на дорогах.
Автоматическая система светофорного регулирования «зеленая волна» действует на главных магистралях города – проспекте Революции, улицах Плехановская, Ворошилова, Антонова-Овсеенко, Ленинском проспекте. В светофоры встроены контроллеры. Зеленый свет на ряде светофоров включается при подходе группы автомобилей со скоростью 50-60 км/ч, что позволяет водителям проезжать значительные участки дороги без остановок.
Зеленый свет горит, как правило, 45-80 секунд. Направление «зеленой волны» меняется в течение дня: утром она дает приоритет автомобилистам, двигающимся в центр города, вечером – водителям, возвращающимся из центра.
Система, работающая по принципу «зеленой волны», актуальна в ночное время, утренние и вечерние часы. Смысл ее работы в том, чтобы на пустой дороге водители не стояли около светофоров, которые просто отрабатывают циклы. Если соблюдать, допустим, на Московском проспекте скорость в 50 км/ч, то от площади Заставы до памятника Славы можно доехать, вообще не останавливаясь. Но условие – пустая дорога. Днем зеленая волна бесполезна, потому что дорога перегружена,Юрий Новиков
сопредседатель воронежского отделения общественной организации «Город и транспорт»
Чем отличаются японские «умные светофоры» от «зеленой волны»
«Умные» светофорные объекты сообщаются между собой и сами регулируют фазы светофора в зависимости от загруженности дороги.
«Зеленая волна» не работает в час пик и освободить город от пробок не может. Она удобна для автомобилистов на выходных, днем до часа пик и вечером.
Я уважаю профессионализм японцев, но применить их науку к нашим реалиям невозможно. Самая умная программа не спасет Воронеж от пробок. Под знаком «парковка запрещена» – ряд автомобилей. Несколько маршруток одновременно подъезжают к одной остановке. Пропускная способность здесь нарушена автоматически. При желании можно избавиться от пробок в Воронеже и без «умных» светофоров. Действующая «зеленая волна» рассчитана на среднюю скорость и не запрограммирована на пиковый режим. Если грамотно пересчитать систему – учесть скорость движения автомобилей в час пик, погодные условия, – пробок не будет. «Зеленая волна» работает с 1991 года, и тогда дороги были свободны даже с учетом трамваев,Николай Киселев
председатель воронежского отделения «Комитета по защите прав автомобилистов»
Почему японцы установят светофоры в Воронеже
Российско-японская рабочая группа под председательством замминистра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса, выбрала Воронеж пилотной площадкой для улучшения городской инфраструктуры. Если воронежский опыт окажется удачным, его распространят на другие города.
Замминистра строительства, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии Хирофуми Ханаока объяснил выбор Воронежа «содержательностью модели». В городе есть железнодорожная сеть, которую власти планируют развивать. Партнеры намерены использовать и реновации территорий в жилищном строительстве.
Сколько это будет стоить
Установка «умных светофоров» на Московском проспекте обойдется ориентировочно в 34 млн рублей. Городской бюджет потратит 4 млн рублей на установку опор для светофорных объектов, японская сторона вложит 30 млн рублей собственно в установку светофоров.
Контекст
Воронеж наряду с Владивостоком стал городом-моделью для запуска пилотных российско-японских проектов по созданию комфортной городской среды. Соглашение о сотрудничестве 4 ноября подписали в Москве представители министерства экономического развития России и министерства экономики, промышленности и торговли Японии.
В Воронеже реализуют пять проектов. Помимо изменения транспортной инфраструктуры, проекты предполагают внедрение практики строительства комфортного энергоэффективного жилья и реновацию городской системы водоснабжения.