, Воронеж
  • 24606

Собачье дело. Почему не работает гуманный отлов бродячих животных в Воронеже

Отсутствие приюта для собак – одна из главных проблем.
Собачье дело. Почему не работает гуманный отлов бродячих животных в Воронеже Собачье дело. Почему не работает гуманный отлов бродячих животных в Воронеже
РИА Воронеж Текст — , фото — Виталий Грасс

Власти Воронежа начали внедрять гуманный подход в борьбе бродячими животными. До 2016 года уличных собак уничтожали без разбора, теперь эвтаназии должны подвергать старых, больных и агрессивных животных. Остальных – отлавливать и стерилизовать. Однако на деле ловить собак некому: тарифы на отлов такие низкие, что желающих работать в этой сфере – три человека на город-миллионник. И главное: пойманных животных негде размещать. На публичных слушаниях о месте под строительство приюта горожане во второй раз «забраковали» предложенный мэрией вариант.

Работает ли в таких условиях гуманная программа по борьбе с бродячими животными, выяснили корреспонденты РИА «Воронеж».

Зачем нужна «гуманная программа»?

В 2015 году, по оценке зоозащитников, на улицах Воронежа было до 15 тыс. бродячих животных, по подсчетам управ – 8 тыс. В октябре 2016-го представители управ сообщили корреспонденту РИА «Воронеж» о 3,4 тыс. бродячих животных.

По информации мэрии, в 2016 году эвтаназии подвергли 219 собак, из них 130 – только в Центральном районе, где из-за карантина по бешенству умертвили всех отловленных животных. В общей сложности стерилизовали 115 собак, до конца 2016 года в соответствии с муниципальными контрактами запланировали стерилизовать еще 125 животных.

Больные или сбившиеся в стаи животные представляют опасность для жизни и здоровья людей. По данным Роспотребнадзора, за девять месяцев 2016 года за медпомощью после укусов животных – домашних и бродячих – обратились 2,26 тыс. человек (за тот же период 2015-го – 2188). Больше всего укушенных – в Советском, Коминтерновском и Левобережном районах.

Фото – Виталий Грасс

По словам руководителя городского управления экологии Натальи Ветер, отстрел бродячих собак, проводившийся ранее, на их численность не влиял.

– Два раза в год собака приносит потомство, и в помете может быть до 12 щенков. К тому же отстрел вызывает большой общественный резонанс, это безответственное и жестокое отношение к животным. После того, как в апреле 2016 года собак стали стерилизовать по муниципальной программе, их численность, по оценкам управ и зоозащитников, сократилась до 3,5 тысяч. Если будем двигаться теми же темпами, то существенного снижения количества бездомных животных на улицах города сможем добиться за три года, – пояснила Ветер.

Если животных отстреливать, включается природный защитный механизм, и они начинают больше размножаться: в помете рождается больше самок, чтобы компенсировать численность. Поэтому эффективное снижение поголовья возможно только за счет стерилизации. Агрессия у животных проявляется во время собачьих свадеб или при защите потомства. Стерилизация исключает оба эти фактора,
Елена Пермякова

зоозащитник

Как это должно работать?

«Программа по гуманному отлову» – название условное. Как таковой комплексной программы нет – есть несколько нормативных документов, регулирующих эту сферу деятельности.

Полномочия по отлову и содержанию безнадзорных животных закреплены за органами местного самоуправления, которые получают на эти цели средства из областного бюджета.

Отделы по благоустройству в управах районов принимают заявки от граждан на отлов животных и передают подрядчикам. Пойманных собак должны доставлять в ветклинику Воронежского агроуниверситета (ВГАУ) и после осмотра стерилизовать, делать прививки от бешенства и помечать биркой на ухе. После операции и передержки животных должны возвращать на прежнее место обитания или определять в муниципальный приют, которого в Воронеже пока нет. По мнению властей, приют на 250 животных отчасти решил бы проблему бродячих собак в Воронеже.

– Если будет построен приют, мы сможем стерилизовать на порядок больше животных. Десять дней собака будет содержаться в приюте до операции и еще 10-20 – после. В год мы сможем стерилизовать не менее 750 животных, – рассказала Наталья Ветер.

Кто занимается отловом собак?

По данным отловщика Юлии Барт, в Воронеже отловом собак, кроме нее, занимаются еще два человека. Для миллионного города это критично мало. По мнению специалистов, нужно как минимум шесть исполнителей.

Индивидуальный предприниматель, имеющий необходимую лицензию, по итогам организованного управой конкурса получает заказ на отлов. Затем, как правило, нанимает субподрядчика. Исполнителей найти трудно: очереди из желающих заниматься отловом нет.

Фото – Виталий Грасс

Как рассказал корреспонденту РИА «Воронеж» один из отловщиков, в 2017 году он не планирует участвовать в программе по отлову и стерилизации собак.

– Программа сырая, механизм ее реализации не отлажен. Все это приняли потому, что, с одной стороны, на власти давило население, которое требовало убрать собак с улиц, с другой – «зеленые», протестующие против уничтожения животных. Но денег на эти цели выделено недостаточно, поэтому программа пробуксовывает, – пояснил молодой человек.

Как происходит отлов?

Вместе с отловщиком Юлией Барт и инженером отдела по благоустройству Железнодорожного района Евгением Крысановым корреспонденты РИА «Воронеж» отправились в район больницы «Электроника», откуда поступила заявка жителей на отлов бродячих животных. По правилам сотрудник управы должен зафиксировать, что отловщик выполнил работу.

В 2016 году управа Железнодорожного района получила средства на стерилизацию 46 и эвтаназию 31 собаки. Но в управе решили не умерщвлять животных и предназначенную для этого сумму направили на стерилизацию. В общей сложности прооперировали 55 собак, средства остались еще на 12 животных.

Во дворе дома 69а на улице Минская и в соседнем перелеске обитают около 20 собак. Некоторые – уже с биркой на ухе: это означает, что собаки стерилизованы.

Евгений Крысанов
Фото – Виталий Грасс

– Часть собак уже стерилизовали по муниципальной программе. Некоторых животных жители прооперировали в частных клиниках по собственной инициативе. В Воронеже такие случаи не редкость, – отметил Крысанов.

Юлия Барт
Фото – Виталий Грасс

Чтобы собаки не размножались, отлавливать и стерилизовать необходимо прежде всего самок. Именно они дают потомство, увеличивая тем самым песье поголовье на улицах. Но после стерилизации животных опять возвращают на улицу, других вариантов пока нет,
Юлия Барт

отловщик собак

Юлия попросила женщину, за которой бежала стая собак, заманить одну из них в подъезд и закрыть дверь.Когда животное отделено от стаи, справиться с ним легче – один укол, и собака на час впадает в полусонное состояние.

Фото – Виталий Грасс

Юлия связала пасть собаки веревкой, вынесла из подъезда и положила на заднее сиденье машины. Так же быстро она справилась со второй собакой.


собака.jpgФото – Виталий Грасс

Если бы животные не зашли в подъезд, гоняться за ними пришлось бы долго: к чужим собаки предпочитают не приближаться.

Фото – Виталий Грасс

По словам Юлии Барт, в дополнение к биркам она надевает на стерилизованных собак яркие ошейники, которые делает сама.

– Сердобольные бабушки снимают ошейники и бирки – им кажется, что все это собаке мешает. Убедительно прошу жителей не снимать эти метки, иначе есть риск поймать собаку во второй раз, – пояснила Юлия.

Жильцы дома 69а на Минской Анатолий и Людмила Грибановы, в чьем дворе поймали двух собак, попросили не возвращать их после стерилизации.

Людмила Грибанова
Фото – Виталий Грасс

– Мы детей боимся выпускать на улицу. Собаки растаскивают по всему двору мусор из контейнеров. Весной они жили за лесом, у железной дороги, а за лето расплодились и перебрались ближе к домам. Некоторые люди их подкармливают, – пожаловались жильцы.

Куда отвозят пойманных собак?

Отловленных бродячих собак должны стерилизовать в ветклинике ВГАУ. У журналистов РИА «Воронеж» рейд по отлову собак откладывался две недели – размещать пойманных животных было негде. Животных в ветклинике не принимали, ссылаясь на отсутствие отопления из-за коммунальной аварии. Двух пойманных животных Юлия повезла на передержку к себе домой, где уже живут шесть бродячих псов. Как долго продлится такая ситуация, неизвестно.

По мнению отловщиков, стерилизовать собак можно было бы и в частных клиниках, но в ветлечебницах нет оборудованных стационаров, необходимых по условиям программы. Если клиника ВГАУ не принимает собак, их отлов полностью останавливается.

Сотрудники ветеринарной клиники ВГАУ встретиться с журналистами и показать, в каких условиях содержат животных, не сочли возможным.

Сколько стоит отлов и содержание собак?

За отлов одной собаки исполнителям полагается 33 рубля. Затраты на транспортировку животного от места обитания в клинику и обратно оценили в 97 рублей. Это официальные тарифы. По подсчетам сотрудников ИП, себестоимость отлова одной собаки – около 500 рублей. Сюда входят расходы на успокоительный препарат, дротики со снотворным, которые иногда приходится применять, веревку, ошейник, транспорт. Большую часть «снаряжения» Юлия Барт приобретает на собственные деньги, по сути, работает на добровольных началах. По словам Юлии, в 2016 году по муниципальному заказу она отловила более сотни собак.

Умерщвление и последующая утилизация собаки обходится почти в 2 тыс. рублей, стерилизация – около 3 тыс.

По словам Натальи Ветер, затраты на отлов и доставку собак действительно минимизированы.

– Субвенции муниципалитетам поступают от области, и мы надеемся, что расценки в 2017 году изменят, – отметила Ветер.

В нормативных документах указано, что могут быть уничтожены старые, больные, агрессивные животные. На практике же никто не оценивает собаку, больная она или нет, просто 40% субсидии сразу направляют на отстрел, уничтожая всех подряд собак. Остальные 60% субсидии должны направить на отлов и стерилизацию. И здесь много «но». Отловщиков очень мало из-за низких тарифов. Нет пунктов передержки: некуда помещать отловленных собак, где бы их содержали, стерилизовали, лечили. Может быть, таким пунктом станет муниципальный приют, который планируют построить городские власти,
Анна Воронина

волонтер фонда «Право на жизнь»

Контекст

В Воронеже бродячих собак отстреливали с 70-х годов, но их количество только росло. В 2013году из-за жалоб зоозащитников отстрел животных запретила прокуратура. В декабре 2014-го облдума приняла закон «О безнадзорных животных Воронежской области», провозгласивший гуманный подход к бродячим собакам: создание приютов и стерилизацию. Полномочия по регулированию численности бродячих животных передали органам местного самоуправления.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: