Губернатор Александр Гусев ответил на вопросы воронежцев в прямом эфире в пятницу, 24 декабря. Темами для обсуждения стали законность введения QR-кодов, повышение тарифов на коммунальные услуги, степень доступности городского транспорта, жилье для сирот, судьба ЛОС и Театра оперы и балета. Подробнее – в материале РИА «Воронеж».
О введении QR-кодов
– Выпуская такие документы, как указ губернатора, мы проводим его юридическую оценку на предмет легитимности. Наши юристы говорят, что решение о QR-кодах абсолютно законно. Оно основано не только на введенных в 2020 году нормативных документах, дающих руководителям регионов дополнительные полномочия в борьбе с коронавирусом, но и на первых документах новой России, сформированных в начале 1990-х.
На принятие таких решений нас мотивирует очень сложная обстановка с заболеваемостью коронавирусом и высокой летальностью от этого заболевания. На сегодня число людей, которые болеют в тяжелой форме, приближается к десяткам процентов. Это существенный подрыв здоровья. Кто болел, тот знает, что коронавирус влияет на весь организм, от жизненно важных органов до кровеносных сосудов.
QR-коды не являются принуждением к вакцинации. Мы призываем, но не заставляем. Права граждан, на мой взгляд, не ограничиваются: люди по-прежнему могут ходить в больницы, находиться в транспорте, покупать предметы первой необходимости и продукты. Указ распространяется только на места массового скопления людей.
О причине продления запрета на работу фуд-кортов
– Основная аудитория этих мест – дети и молодежь. Сейчас неблагоприятная обстановка по гриппу среди этой возрастной категории, и мы бы хотели, чтобы это разъединение сработало на снижение числа заболевающих. К сожалению, в этом году у нас низкий процент по вакцинации от гриппа – 30%, тогда как прежде мы достигали 55−60%. Как заболевание гриппом будет накладываться на ковидные проблемы, еще не совсем понятно. Поэтому пока снимать ограничение не будем.
О недоступности транспорта в вечернее время
– Соглашусь, ситуацию нужно исправлять. Обязательства такие все перевозчики на себя взяли. Расписание вечернего движения транспорта есть, понятно, что интервалы больше, чем днем, но до 23:30 общественный транспорт должен ходить. Не все это выдерживают. Наверное, недостаточный контроль со стороны мэрии и профильного департамента правительства. Я готов заново обозначить проблему и усилить контрольные мероприятия. Мы проведем проверку и заставим перевозчиков возобновить движение по графику.
В прошлом году в облцентре обновили 450 автобусов, из них около 100 закупил муниципалитет. На транзитные маршруты по основным улицам запускают автобусы большой вместимости. В 2022 году постараемся приобрести около 100 новых автобусов, если производители смогут обеспечить поставку. Их передадут в муниципальное предприятие, которому, соответственно, уйдет еще часть маршрутов.
О тарифах на ЖКУ
– Предельный рост платы за услуги ЖКХ (на 9,1%) коснется очень небольшого количества людей. Для большинства жителей Воронежа рост составит от 5,3 до 8,5%, а в среднем по региону не будет превышен показатель, установленный Федеральной антимонопольной службой.
Это не какое-то спонтанное решение, которое созрело в один день. Мы проводили достаточно глубокий анализ всей тарифной политики, существующей на территории области, и я пришел к выводу, что такое решение нужно принять. Два момента, которые я учитывал и по которым просил на основе анализа подготовить мне информацию: первый – это надежность систем коммунального снабжения. От подачи электроэнергии до тепла, водоснабжения и водоотведения. И здесь, наверное, можно идти популистским путем и говорить: «Ну хорошо, мы будем тратить на эти цели 10 рублей, купим два экскаватора и будем все время копать и латать эти старые трубы, которые годами и десятилетиями не менялись». Не думаю, что такая ситуация будет устраивать большинство жителей города и области. Во-вторых, это модернизация систем с их расширением. Город и область активно занимаются как жилищным строительством, так и строительством социальной инфраструктуры. Конечно, нужны системы для того, чтобы подводить воду, отводить стоки, обеспечивать теплом жилые кварталы. Мы вынуждены направлять на это дополнительные средства.
Задача состоит в том, чтобы весь прирост стоимости, который формируется в результате увеличения тарифа, направить именно на капитальный ремонт. Если будут регулярные нарушения со стороны ресурсоснабжающих организаций, тарифы могут снизить.
О проектировании дублера Московского проспекта
– Проблемы с пробками и трафиком есть. Мы понимаем, что без новой транспортно-пассажирской системы нам не обойтись. Основная артерия: Московский проспект – Плехановская. Сейчас идет предпроектная проработка. Что за тип транспорта должен там быть, будет ли это рельсовый транспорт или метробусы – посмотрим, будем учитывать мнения специалистов, они заканчивают анализ. Но чтобы новый тип транспорта там появился, нам необходимо заниматься реконструкцией Московского проспекта и Плехановской. Поэтому мы решили в 2022 году начать проектирование дублера Московского проспекта и, может быть, начнем строить.
О выделении жилья для детей-сирот
– Соседним областям нужно приехать и поучиться у нас тому, каким образом эта работа была организована в 2021-м. Если в 2014–2015 годах на покупку жилья для детей-сирот направляли до 200 млн рублей (50% из которых – облбюджет), то в 2021-м – более 700 млн. В будущем году планируется потратить на эти цели более 800 млн рублей.
В 2019-м мы увеличили финансирование до 600 млн рублей, после чего поняли, что цены на квартиры растут гораздо быстрее, чем индексация этой статьи. В течение 2021 года дополнительно вносили средства, чтобы сохранить количество квартир. В этом году купили порядка 350 квартир для детей-сирот.
Правительство будет искать компромиссы и увеличивать расходы на эту статью. Сумма на эти цели снижаться не будет и при повышении уровня софинансирования из федбюджета будет расти такими же темпами. Понимаем, что некоторые дети-сироты уже обзавелись семьями. Им однокомнатные квартиры теперь не нужны, они заинтересованы в больших площадях. Мы готовы поддержать такие семьи в долевом строительстве через счета эскроу. Кроме того, будет налаживаться жесткий контроль над тем, чтобы за детьми-сиротами сохранилось жилье, которое было у них до того, как они потеряли родителей.
О Центральном стадионе профсоюзов, «Факеле» и «Буране»
– Не снимаем с себя задачи реконструировать Центральный стадион профсоюзов, на котором наш футбольный клуб «Факел» мог бы выступать и в Премьер-лиге в том числе. В 2019 году мы видели достаточно лояльное отношение собственников этого стадиона – организации профсоюзов Воронежской области. Речь шла о разумных суммах выкупа – немногим больше 300 млн рублей. Потом у них поменялось мнение, и они назвали сумму в 800 млн рублей, с чем мы не согласились. Мне показалось, что у них появились предложения. Но пока я могу влиять на эту ситуацию, могу заверить, что на этом месте останется стадион.
Уверен, что в 2022 году закончим строительство стадиона для выступления «Факела» в Юго-Западном районе, на площадке бывшего спорткомплекса «Факел». Это будет современный, полностью оснащенный стадион, с хорошим полем, зрителей порадует. В проекте - восьмитысячник, но, может быть, поднимем его до 10 тыс. – требование Российского футбольного союза для клубов, которые выступают в Премьер-лиге.
Однако большой город должен иметь большой стадион и, надеюсь, большой клуб. Мы перенесем свои контакты по переговорам с областной площадки на федеральную. Нам нужна не собственность на стадион, а законная схема, по которой мы смогли бы вкладывать средства в его реконструкцию. Можем взять его на основе концессии, реконструировать, со временем передать назад профсоюзу.
Всегда были опасения, что, если стадион не пройдет по требованиям Российского футбольного союза, команду не пустят в Премьер-лигу. Мы эту проблему решим в 2022 году. Если по спортивному принципу команда выйдет в Премьер-лигу, думаю, сможем договорится с футбольным союзом и какую-то часть сезона поиграть на существующем стадионе «Труд», а потом перейти на новый. Но нужно, чтобы команда перед собой такие задачи ставила. Если поймем, что «Факел» способен выступать в Премьер-лиге, будем стремиться, чтобы он играл в Воронеже. Но чтобы команда играла в Премьер-лиге, надо искать надежного спонсора, которого пока нет. Надеюсь на то, что найдем себе партнеров в этом процессе. Будем помогать клубу и по финансированию, и по другим мерам поддержки. Наши партнерские отношения будут продолжаться, уверен, что это будет на пользу «Факелу».
Работа по сохранению хоккейной школы будет, но проблемы те же: нужно искать спонсоров. На сегодня я такое поручение дал. Расходы команды «Буран» – в виде долгов и кредиторских задолженностей - погасим. Но на перспективу руководству клуба надо искать спонсоров. Коллеги должны быть готовы к тому, что если мы подключаемся и помогаем, то будем тотально контролировать расходы.
О Левобережных очистных сооружениях
– Уже на финальной стадии процедура выкупа Левобережных очистных сооружений городской администрацией. Затем объект возьмет в концессию Росводоканал. Мы выбрали такую схему, потому что Росводоканал системно подходит не только к содержанию этих объектов, но и к развитию системы водоотведения. Правобережные очистные – наглядный тому пример.
Безусловно, ЛОС требуется существенная реконструкция. С одной стороны, сооружения недогружены: их проектная мощность – 305 тыс. куб. м в сутки, а сейчас поступает порядка 70−75 тыс. куб. м, но в оборудование не вкладывались деньги, оно изношено. Мы заставили ЛОС построить цех механической очистки образующегося избыточного осадка, но он еще не работает. С запуском этого цеха ситуация существенно изменится. Кроме того, мы отодвинем иловые карты, на которых отстаивается осадок, от жилой застройки.
Задача – в течение первой половины 2022 года полностью ситуацию стабилизировать и обновить объект, составить инвестпрограмму. Надеемся, после этого неприятный запах перестанет раздражать жителей Воронежа.
О реконструкции Оперного
– Мы упустили время: окончательное решение нужно было принять в 2019 году, когда были резервные средства, на которые можно было начать строительство. Но мы включились в споры о фасаде, о том, нужно ли переделывать сцену, зал и так далее. В итоге наступил 2020 год, и все наши резервные средства утекли на борьбу с ковидом.
Но за это время появилось разумное решение: сохранить уникальность зала. Говорят, там хорошая акустика. Планируем провести капитальный ремонт с элементами обновления самого фасада, не выходя за рамки существующего здания, переделать закулисье. Сделаем современную сцену со всеми механизмами, которые необходимы, может, придется «в землю» уйти или приподнять здание. Договорились до конца января – начала февраля 2022 года поразмышлять, решение постараемся принять в первом квартале и начать проектировать.
О газификации для многодетных семей
– Мы приняли решение полностью компенсировать затраты на газификацию многодетных семей. По решению президента до границ земельного участка газ подводится бесплатно за счет инвестпрограммы Газпрома. Затраты в границах участка оцениваем примерно в 100 тыс. рублей – прокладка трубопроводов, установка газового оборудования (котла), система безопасности. Эти деньги получат те, кто будет проводить работы. Надеемся, парламентарии проект изменений в закон поддержат.
О медикаментах для детей с сахарным диабетом
– Около месяца назад мы приняли решение о дополнительном финансировании этих затрат. Расходные материалы для глюкометров поставляются. В департаменте здравоохранения мне доложили, что закупленных материалов достаточно. Я еще раз промониторю этот вопрос, и, если есть сбои, поправим эту ситуацию. В целом на эти цели вместе с лекарственными препаратами в бюджете области заложено около 300 млн рублей. Если их будет недостаточно в рамках, которые мы для себя определили, добавим финансирование.
Говорить, что наш регион - худший в этой поддержке, нельзя. Когда мы принимали решение о допфинасировании, мне докладывали, что на это выделяют деньги только несколько регионов.
О системе обращения с отходами и локальной проблеме Борисоглебска
– По системе обращения с отходами будут существенные изменения. Мы постараемся привести в порядок площадки для накопления за счет бюджетных денег. Направим на эти цели более 600 млн рублей, в том числе более 150 млн рублей - из федбюджета. Постараемся подойти комплексно – заменить контейнеры и привести в порядок площадки. Также будем ориентировать людей на раздельный сбор.
Кроме того, почти во всех кластерах мы снизили тарифы для населения по вывозу отходов. Мы увидели, что у людей, которые занимаются вывозом, появляется дополнительная маржа, то есть их заявленные расходы оказались больше, чем фактические.
Проблема с вывозом мусора в Борисоглебске произошла из-за желания «поиграться в формализм». Камнем преткновения стали так называемые крупногабаритные отходы и все, что образуется помимо бытового мусора. Региональный оператор, который обслуживает эту зону в Борисоглебске, сказал, что не будет вывозить излишние объемы, так как ему за это не платят. Проблема решается. Мне сказали, что основную часть мусора вывезли и сейчас приводят в порядок площадки для накопления. Ситуация на контроле, за нее отвечают районные власти. Думаю, в администрации будет закреплен человек, который станет отслеживать положение дел и необходимые решения предлагать. Если район не сможет самостоятельно заниматься этим, поможем.
О «гаражной амнистии»
– В целом программа работает. Системных проблем нет, но есть ограничения: нужно понимать, что незаконно построенные гаражи вне территории гаражных кооперативов, на придомовых территориях, скорее всего, не могут быть легализованы.
О развитии туризма
– Активно этой темой занимаемся, нам здесь помогают коллеги из полпредства. У нас есть с ними совместная программа, они нас продвигают. В том числе в Москве появилась реклама воронежских достопримечательных мест. Сейчас создаем проектный офис, где люди будут заниматься этим вопросом ежедневно.
О новых ЖК без школ и детсадов
– Никаких компромиссов с застройщиками нет. Если на территории не планируются детсад, школа, стадион и поликлиника, проект планировки не пройдет утверждение. Мы приняли решение, что в основном будем строить школы именно в местах квартальной застройки, и за последние годы появилось не менее двух десятков школ. Мы можем в планах строить соцобъекты чуть позже, чем начинается жилищное строительство, но к моменту нарастания численности населения, которая соответствует загруженности школ и садов, эти объекты будут появляться. Это миллиарды рублей, планируемые по нацпроектам и вне их.
О работе ООО «Синтез Ойл» в Репьевке
– Проблема «Синтез Ойла» существует уже не один день и часто заключается в придирчивом внимании некоторых жителей Репьевки к этому предприятию. Возможно, нарушения действительно есть, но мы не смогли их зафиксировать во время проверки в прошлом году. Если это происходит периодически, я поручу главе района, и он силами муниципалитета установит контроль за появлением едких запахов. И мы поймем, умышленные ли это действия. Если да, будем наказывать.
С предприятием достигнута договоренность о переносе завода на подходящую площадку, причем не обязательно в Репьевке, что негативно скажется на доходах в бюджет, занятости, рабочих местах. Мы ищем площадку, куда они могли бы перевести производство.
О захвате прибрежных зон
– Много таких инцидентов возникло в годы лояльного отношения к небольшим нарушениям градостроительной документации. Сейчас, на мой взгляд, случаев, когда люди выходят за пределы своего участка с заборами и пытаются что-то себе «отжать», мало, но такие факты присутствуют. Так как прибрежная зона – это федеральные земли, проблемой занималось территориальное управление Росимущества, без нашей, к сожалению, поддержки. Считаю, что это абсолютно неправильно, областные власти и профильные департаменты должны помогать. Будем проводить системную работу по контролю, выявлению и как минимум судебным процессам по сносу таких строений, сооружений и заборов. Надеюсь, что эта работа позволит обеспечить общий доступ к водоемам.