4 Июня 2020

четверг, 13:34

$

68.34

76.62

Пятичасовой «Макбет» и танцы на ДНК. Что покажут театры на восьмом Платоновфесте

, Воронеж, текст — , фото — Павел Антонов
  • 5768
Пятичасовой «Макбет» и танцы на ДНК. Что покажут театры на восьмом Платоновфесте Пятичасовой «Макбет» и танцы на ДНК. Что покажут театры на восьмом Платоновфесте Обзор театральной программы форума искусств.

Обзор театральной программы форума искусств.

Художественный руководитель Международного Платоновского фестиваля искусств Михаил Бычков объявил театральную программу восьмого форума на пресс-конференции в среду, 31 января. В нее вошли 15 спектаклей из семи стран мира, которые будут показаны на воронежских площадках 30 раз. Традиционно программа состоит из двух блоков: основная и платоновская.

Основная программа

100% Воронеж


Фото – предоставлено дирекцией Платоновского фестиваля

Совместный проект Rimini Protokoll (Германия  –Швейцария) и Платоновского фестиваля искусств

Открытие фестиваля – 6, 7, 8 июня. Театр оперы и балета

16+

В ноябре дирекция Платоновфеста объявила, что восьмой форум искусств откроет документальный спектакль «100% Воронеж», который поставят специально для фестиваля. Он будет основан на статистических данных, собранных от реальных жителей города. Участниками спектакля также станут горожане, а не артисты. Для участия в постановке дирекция отберет 100 человек из разных социальных слоев таким образом, чтобы эта выборка отражала статистическое разнообразие Воронежа. Эти люди от лица всего города со сцены выскажутся на различные темы и ответят на проблемные вопросы.

На сегодняшний день отобрано уже 20 человек, которые поучаствуют в создании «100% Воронежа». Среди них – преподаватель вуза, несколько пенсионеров, школьники и дошкольники, студенты, кассир, инженер, парикмахер, украинец, администратор фитнес-клуба, логистик, армянин, ландшафтный дизайнер и другие жители города. По словам Михаила Бычкова, полную сотню дирекция планирует набрать к апрелю.

– Это непростая задача, тем более что наш метод отбора людей по принципу снежного кома не дает нам возможности пригласить в проект своих знакомых или тех, кто, на наш взгляд, хорошо бы подошел для него. Кроме того, не каждый из приглашенных воронежцев соглашается участвовать, ведь это определенные обязательства: участие в репетициях, генеральных прогонах, трех показах готового спектакля. Первого человека мы искали долго, и прежде чем найти согласившегося сотрудничать кандидата, дважды получали отказ, – рассказал Михаил Бычков.

Rimini Protokoll – известная европейская компания, работающая в сфере документального театра. Впервые 100 реальных жителей, представляющих репрезентативную выборку населения города, вышли на театральную сцену в проекте Rimini Protokoll «100% Берлин» в 2008 году. Затем идея «100% города» была реализована по всему миру, в том числе в Лондоне, Вене, Кельне, Копенгагене, Амстердаме, Париже, Марселе, Токио, Филадельфии, Монреале и Мельбурне. «100% Воронеж» станет премьерой этого уникального проекта в России.

La Verità


Фото – предоставлено дирекцией Платоновского фестиваля

Компания Финци Паска (Швейцария). Автор и режиссер – Даниэле Финци Паска

6, 7 июня. Воронежский концертный зал

0+

Один из последних спектаклей всемирно известного режиссера и хореографа Даниэле Финци Паски имеет подзаголовок «Театр и акробатика под живую музыку». Шоу La Verità вдохновлено занавесом к балету «Безумный Тристан», расписанным Сальвадором Дали в 1940-е годы в Нью-Йорке. Даниэле Финци Паска был участником седьмого Платоновского фестиваля – на сцене Воронежского театра драмы имени Кольцова показывали его спектакль «Белое на белом». Шоу La Verità – гораздо более масштабное. В нем занято множество артистов, а продолжительность сюрреалистической акробатической поэмы – 2,5 часа.

В течение трех первых лет после премьеры компания Финци Паска использовала оригинальный занавес, созданный Сальвадором Дали. Сейчас труппа выступает с его точной копией.

Даниэле Финци Паска ставил спектакли для Цирка дю Солей, был режиссером церемоний закрытия зимних Олимпийских игр в Турине (2006) и Сочи (2014), а также церемонии открытия Паралимпийских игр в Сочи (2014).

О-й. Поздняя любовь


Фото – предоставлено дирекцией Платоновского фестиваля

Театр «Школа драматического искусства», Москва. Режиссер – Дмитрий Крымов

6, 7 июня. Театр драмы имени Кольцова

18+

В спектакль Дмитрия Крымова «О-й. Поздняя любовь» нет архаических костюмов и декораций. Он поставлен по пьесе Александра Островского в жанре гротескной трагикомедии с нелепыми переодеваниями и эффектными боями.

– Это чистое театральное вещество, радость, это высшая форма черной клоунады, следствием которой являются глубочайшие переживания, настоящие слезы в ответ на, казалось бы, такую экстравагантную форму этого спектакля. Кто попадет, будет счастлив, – анонсировал Михаил Бычков.

Спектакль Дмитрия Крымова по пьесе Александра Островского – лауреат премии «Золотая маска» 2016 года в номинациях «Лучший спектакль малой формы / драма» и «Лучшая женская роль» (Мария Смольникова). Показ на Платоновфесте организован совместно с проектом «Фестиваль «Золотая маска» в Воронеже», что происходит на фестивале раз в два года.

Дмитрий Крымов – известный российский режиссер и художник, руководитель Лаборатории в «Школе драматического искусства». «Школа» была основана в 1987 году выдающимся театральным режиссером и теоретиком театра Анатолием Васильевым, который заложил в ее концепцию принцип исследования многогранной природы сценического искусства. Сегодня «Школа» продолжает традицию эксперимента, в ней сосуществуют три лаборатории, каждая из которых имеет свою эстетику и театральный язык.

Июньские истории


Фото – предоставлено дирекцией Платоновского фестиваля

Театральный фонд Эмилии-Романьи совместно с Пиппо Дельбоно Компани, Италия. Режиссер и исполнитель – Пиппо Дельбоно

8, 9 июня. Камерный театр

18+

«Июньские истории» – это моноспектакль в жанре сторителлинга известного итальянского театрального и кинорежиссера Пиппо Дельбоно. Прозванный «возмутителем театрального спокойствия» Пиппо Дельбоно откровенно расскажет со сцены историю своей жизни, затронув табуированные темы, вспомнив юность, запретную любовь, болезнь и попадание в мир театра и снабдив свой рассказ анекдотами и цитатами великих поэтов – Шекспира, Рембо, Пазолини и Жене. Критики называют постановку Дельбоно историей о преодолении смерти.

Спектакль «Июньские истории», как и многие другие постановки Пиппо Дельбоно, был участником главного смотра современного театрального искусства – Авиньонского фестиваля. В 1986 году итальянский режиссер создал Пиппо Дельбоно Компани, некоторые актеры которой – люди с ментальными или физическими особенностями.

Последний клоун на земле


Фото – предоставлено дирекцией Платоновского фестиваля

Театр DEREVO, Германия. Режиссер и исполнитель – Антон Адасинский

8, 9 июня. Театр юного зрителя

6+

Знаменитый актер, режиссер, хореограф, руководитель и идеолог театра DEREVO Антон Адасинский привезет в Воронеж пластический моноспектакль, свою новую работу. В «Последнем клоуне на земле» Адасинский призывает увековечить космическую фигуру Клоуна, запретить жить без смеха и утвердить размер Жертвы, которую должен принести Актер, чтобы его работа осталась навсегда.

Спектакли театра DEREVO сложно отнести к одному жанру, они объединяют пантомиму, танец Буто, комедию дель арте и физический театр, а сами участники проекта утверждают, что исследуют синтетическую природу искусства, основы перформативности и возможности психофизического аппарата человека. В 2014 году в афишу Платоновфеста попадал спектакль театра DEREVO «Острова». А на фестивальной ночи четвертого фестиваля артисты Антона Адасинского устроили шоу на пляже парка «Алые паруса».

Макбет. Кино


Фото – предоставлено дирекцией Платоновского фестиваля

Театр имени Ленсовета, Санкт-Петербург. Режиссер – Юрий Бутусов

9, 10 июня. Воронежский концертный зал

18+

Одним из самых необычных спектаклей восьмого Платоновского фестиваля станет пятичасовая постановка «Макбет. Кино», показ которой также пройдет совместно с проектом «Фестиваль «Золотая маска» в Воронеже». Режиссер Юрий Бутусов разрушает структуру шекспировской пьесы, монтируя сцены по своему усмотрению, растягивая и сжимая сценическое время, выстраивая композицию по логике сна. Цель режиссера – не последовательное рассказывание истории, а поиск сути пьесы и ее эмоционального стержня.

За спектакль «Макбет. Кино» Юрий Бутусов был удостоен Специальной премии жюри фестиваля «Золотая маска» «За поиск уникального сценического языка». Российский шекспировед Алексей Бартошевич назвал спектакль Бутусова «замечательным документом о биении современной жизни, о мире, одержимом бесконечным рэпом».

Воронежцы уже несколько раз видели спектакли Юрия Бутусова – одного из самых известных и титулованных театральных режиссеров современной России. В 2014 году четвертый Платоновфест открывался показом его постановки «Добрый человек из Сезуана», а в 2015-м на фестиваль привозили спектакль Бутусова «Кабаре Брехт».

Кавказский меловой круг


Фото – предоставлено дирекцией Платоновского фестиваля

Театр «Берлинер ансамбль», Германия. Режиссер – Михаэль Тальхаймер

12, 13 июня. Театр драмы имени Кольцова

18+

Впервые в России на Платоновском фестивале выступит легендарный театр «Берлинер ансамбль», основанный Бертольдом Брехтом в 1948 году. Немецкие артисты привезут постановку по пьесе Брехта «Кавказский меловой круг», премьера которой состоялась в сентябре 2017 года.

В спектакле Михаэля Тальхаймера переплетаются традиции «эпического театра» Брехта и экспрессия, присущая современной немецкой режиссуре. И драматург, и постановщик совпадают в однозначном отношении к теме войны: это не романтика, а кровь, жестокость и уродство. В спектакле нет декораций, он целиком строится на энергетике актеров, их особом способе построения образа и существования на сцене. Роль Груше в спектакле исполняет звезда австрийской и немецкой сцены Штефани Райншпергер.

– Мы впервые увидим в Воронеже образец классического немецкого театра – экспрессивного, громкого, страстного. Этот спектакль о войне и о силе человека, он нелегкий, но все в нем очень понятно, честно и сильно. Это один из хитов нашей программы, – сказал Михаил Бычков.

Фреска. Картина на стене


Фото – Jean-Claude Carbonne

Компания «Балет Прельжокажа»/ Национальный хореографический центр Экс-ан-Прованса, Франция. Режиссер – Анжелен Прельжокаж

11, 12 июня. Театр оперы и балета

12+

Одну из своих последних постановок французский хореограф, представитель направления «новый французский танец», создал на основе китайской народной сказки. При этом хореограф не стремился пересказать китайское предание дословно, а создавал его современную адаптацию, сохраняя при этом дух и символизм древней истории. В спектакле соединены классическая балетная техника, пластика современного танца, элементы архаики и дальневосточной культуры тела. «Фреска» Анжелена Прельжокажа будет показана на Платоновском фестивале впервые в России.

Анжелен Прельжокаж – обладатель множества наград, в том числе – Офицер Ордена искусств и литературы Франции, Кавалер Ордена Почетного легиона, Офицер Национального ордена «За заслуги». Его спектакли идут в репертуаре театров по всему миру, среди которых – Ла Скала в Милане, Нью-Йорк Сити Балет и Балет Парижской оперы.

Playlist#1


Фото – предоставлено дирекцией Платоновского фестиваля

Компания «Балет Прельжокажа»/ Национальный хореографический центр Экс-ан-Прованса, Франция. Режиссер – Анжелен Прельжокаж

14 июня. Театр оперы и балета

12+

Программа Playlist#1 состоит из отрывков лучших балетов Анжелена Прельжокажа, сформировавших всемирную славу французского хореографа. Playlist#1 раскрывает все грани его хореографического языка, а также присущий ему интерес к тексту, самоанализу и символизму.

Зрители познакомятся с фрагментами из балетов, поставленных Прельжокажем на сцене Парижской оперы, Нью-Йорк Сити Балет, Лионской оперы, а также специально для Авиньонского фестиваля. В Playlist#1 войдут номера из балета «А дальше – тысячелетие покоя» по «Откровениям Иоанна Богослова» и легендарного спектакля «Белоснежка», в котором соединились сказка братьев Гримм, музыка Малера, декорации Терри Лепруста и костюмы Жана Поля Готье. За этот балет Прельжокаж получил премию «Хрустальный Глобус».

Старик и море


Фото – Павел Антонов

Международный театральный фестиваль имени Чехова в сотрудничестве с Театром имени Евгения Вахтангова, Москва. Режиссер – Анатолий Васильев

15, 16 июня. Воронежский концертный зал

12+

«Старик и море» – первый после долгого перерыва российский спектакль легендарного режиссера Анатолия Васильева, который он поставил к 100-летию со дня рождения Юрия Любимова. Единственного персонажа в спектакле исполняет народная артистка России Алла Демидова – выдающаяся актриса театра и кино, проработавшая в Театре на Таганке более 30 лет и игравшая ведущие роли в спектаклях Любимова. Ассоциация театральных критиков назвала «Старик и море» лучшим спектаклем 2017 года. Показ в Воронеже на Платоновском фестивале станет первыми гастролями «Старика и моря» за пределы столицы.

Анатолий Васильев стал известен своими спектаклями в Московском театре имени Станиславского «Первый вариант «Вассы Железновой» и «Взрослая дочь молодого человека». С начала 1980-х по приглашению Юрия Любимова работал в Театре на Таганке. В 1987 создал Театр «Школа драматического искусства». С середины 2000-х работает преимущественно за границей. Васильев – первый российский режиссер (второй зарубежный, после Роберта Уилсона), приглашенный для постановки в «Комеди Франсез». Также ставил спектакли в Веймарском Национальном театре, театрах «Одеон» и «Буфф дю Нор» в Париже, Национальном театре Страсбурга и других. Среди его наград: Государственная премия РСФСР имени Станиславского (1988), Премия Союза театров Европы «Новая театральная реальность» (1990), Премия Станиславского «За вклад в развитие театральной педагогики» (1995), «Золотая маска» (1997), Государственная премия РФ (1999), Командор Ордена искусств и литературы, Франция (2007).

Встречные ветры


Фото – предоставлено дирекцией Платоновского фестиваля

Компания Is Mascareddas, Италия. Режиссер – Карин Коллер

16, 17 июня. Камерный театр (малая сцена)

16+

Единственным кукольным спектаклем в программе восьмого Платоновфеста станет итальянская притча без слов «Встречные ветры». Премьера постановки состоялась в Турине на Международном фестивале Incanti осенью 2017 года. Куклы, участвующие в спектакле, – это репродукции марионеток, созданных сардинскими художницами Джузеппиной и Альбиной Коронео в период с конца Второй мировой войны до семидесятых годов прошлого века.

Марионетки в спектакле олицетворяют стариков, чьи жизни были разрушены войной. На сцене десять персонажей: пять женских фигур и пять мужских. Все эти люди хотели бы вернуться к прежней жизни, но повернуть время вспять невозможно, и им приходится строить все заново. Хоть ветры и дуют персонажам в лицо, сила каждого из них так же упряма и противоположна направлению ветра.

– Мы хотели показать, каким бывает театр кукол. Необязательно для этого дожидаться «Маршака». Это будет спектакль для взрослых, и естественно он пройдет у нас впервые в России, – отметил Михаил Бычков.

Автобиография


Фото – Richard Davies

Компания Уэйна МакГрегора, Великобритания. Хореограф – Уэйн МакГрегор

Закрытие фестиваля – 16, 17 июня. Театр оперы и балета

12+

Уэйн МакГрегор впервые в истории мировой хореографии пошел на столь неординарный шаг – сотрудничество с ведущими генетиками мира и расшифровку полной последовательности своего генома. Переосмысляя природный код через творчество, используя мемуары и документы, МакГрегор исследует в этом балете собственную биографию и задается вопросом: «Как понять жизнь?».

Уэйн МакГрегор – самый титулованный хореограф Великобритании. Хореограф-резидент Королевского балета «Ковент-Гарден». Ставит спектакли в таких знаменитых театрах, как Парижская опера, Нью-Йорк Сити Балет, Большой театр, Датский королевский балет и Балет Сан-Франциско. Лауреат двух Премий Лоуренса Оливье, премии Benois de la Danse, четырех премий Общества театральных критиков Великобритании, двух премий Time Out. В 2011 году получил звание Командора Ордена Британской империи за вклад в танцевальное искусство.

Отличительная черта спектаклей МакГрегора – его интерес к новым технологиям и сопредельным территориям. Например, для балета «АтаКсия» (2004) МакГрегор исследовал взаимодействие тела и мозга на кафедре экспериментальной психологии Кембриджского университета. А весь путь постановки балета Dyad 1909 (2009) был проанализирован специалистами по когнитивным процессам. Также Уэйн МакГрегор ставил хореографические номера для драматического театра, оперы, кино («Гарри Поттер и Кубок огня», «Тарзан. Легенда», «Фантастические твари и где они обитают»), видеоклипов (Radiohead, The Chemical Brothers) и показов мод.

Платоновская программа

Корова


Фото – предоставлено дирекцией Платоновского фестиваля

Театральная мастерская Геннадия Тростянецкого, РГИСИ, Санкт-Петербург. Режиссеры – Евгения Колесниченко и Камиля Хусаинова

10 июня. Театр юного зрителя (малая сцена)

12+

В основу спектакля режиссерского курса профессора Геннадия Тростянецкого в Российском государственном институте сценических искусств лег рассказ Андрея Платонова. В постановке заняты студенты третьего курса факультета актерского искусства и режиссуры. Создатели спектакля обозначают его жанр как «игра в людей» и говорят, что «это пронзительная лирическая история, в которой перемешаны радости с горестями и в которой люди открывают сами в себе доселе им самим неведомые звездные миры».

– Эта короткая яркая история совсем не похожа на то, что мы привыкли видеть по Платонову, – заверил Михаил Бычков.

Когда зима начнет подогреваться


Фото – предоставлено дирекцией Платоновского фестиваля

Коми-Пермяцкий драматический театр имени Горького, Кудымкар. Режиссер – Ирина Астафьева

12, 13 июня, Театр юного зрителя

18+

«Когда зима начнет подогреваться» – спектакль по рассказам Андрея Платонова «Семен», «Юшка», «Девушка Роза» и личным историям артистов. Все они объединены темой любви.

Коми-Пермяцкий национальный драматический театр имени Горького находится в городе Кудымкаре, административном центре Коми-Пермяцкого округа Пермского края. Спектакли в театре идут на двух языках: русском и коми-пермяцком.

Семен


Фото – предоставлено дирекцией Платоновского фестиваля

Драматический театр имени Стефана Кирова, Сливен, Болгария. Режиссер – Ивайло Гандев

14, 15 июня. Камерный театр (малая сцена)

18+

Камерный моноспектакль по рассказам Платонова «Семен» и «Осьмушка» исполняет актер Димитар Марков. Для режиссера Ивайло Гандева «Семен» стал дипломной работой. По сюжету, семилетний Семен помогает беременной матери по хозяйству и следит за младшими братьями и сестрами. Во время родов женщина умирает, и Семен решает посвятить свою собственную жизнь этому ребенку. Это история о заботе, самоотверженности, страдании, любви и желании жить – во имя другой, новой, жизни. Михаил Бычков предупредил, что постановка болгарских артистов взяла у Платонова все самое душераздирающее, что заложено в его произведениях.

Восьмой международный Платоновский фестиваль искусств пройдет в Воронеже с 6 по 17 июня. Билеты на события театральной программы появятся в продаже 22 февраля, сообщил Михаил Бычков. Следующей дирекция Платоновфеста объявит музыкальную программу форума.

Художественный руководитель фестиваля не назвал точный бюджет восьмого Платоновфеста, однако отметил, что доли двух основных инвесторов – областного и городского бюджетов – в фестивальной казне не уменьшатся. В 2017 году бюджет форума искусств составил 77 млн рублей. 

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Главное на сайте

Сообщить об ошибке
Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: