Минобрнауки поручило российским вузам защитить студентов Турции от провокаций. Никаких ограничений в отношении турецких студентов в России не будет, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на министра образования РФ Дмитрия Ливанова в понедельник, 30 ноября. Корреспондент РИА «Воронеж» узнала у сотрудников и студентов воронежских вузов, изменилось ли отношение к студентам из Турции после ухудшения русско-турецких отношений.
Мнение №1. «Все осталось как раньше»
В Воронеже турецких студентов мало: например, в политехе их всего два, а в Воронежском университете инженерных технологий и вовсе ни одного. Студенты из Турции учатся в Воронежском госуниверситете (ВГУ), Воронежском техническом университете (ВГТУ), Воронежском институте высоких технологий (ВИВТ). В пресс-службах этих вузов сообщили, что конфликтов, связанных с такими учащимися, не было, и отчислять никого не собираются.
Некоторые турецкие студенты подтвердили, что отношения с однокурсниками и сотрудниками вузов у них не изменились.
– Все хорошо – проблемы ведь не у нас, а между государствами, – рассказал корреспонденту РИА «Воронеж» учащийся факультета журналистики ВГУ Онур-Джан Копруджу.
У воронежских студентов не возникло сложностей в общении с турецкими однокурсниками. Студентка ВГТУ Юлия отметила, что «конфликтов нет, все тихо». Учащаяся ВГУ Ирина Матвеева не сталкивалась с враждебностью к турецким студентам в своем университете.
Студент ВИВТ Абдулкадир Коркмаз проблем в родном вузе не заметил, но, обсуждая отношения между странами с некоторыми воронежскими друзьями, столкнулся с агрессией.
– Они не смогли понять меня, поэтому я стараюсь больше об этом не говорить, – пожаловался Абдулкадир.
Мнение №2. «Турецким студентам сломали жизнь»
Учащийся в ВГУ турок Ахмет (имя изменено) от конфликта между странами, по его словам, «лично не пострадал, зато проблемы были у знакомых». Он и его девушка Анна (имя изменено) сообщили корреспонденту РИА «Воронеж», что после падения российского бомбардировщика Ахмету позвонили из деканатов нескольких городских вузов и «на всякий случай» спросили адреса проживания его турецких товарищей. Одновременно некоторых знакомых Ахмету студентов из Турции попросили за три дня освободить их съемное жилье в Воронеже. Некоторые его знакомые хотят уехать домой на новогодние праздники, но боятся, что их не пустят обратно. Отъезда из России опасается и сам Ахмет.
– Для нас образование раза в два дороже, чем для русских студентов. Если меня выгонят, я потеряю деньги, меня ждет армия, а дальше неизвестность. А получив образование в России, я везде нашел бы хорошую работу, – рассказал Ахмет.
Анна сообщила, что никто из воронежских товарищей Ахмета не посочувствовал ему и не предложил помощь.
– Видимо, они не поняли, насколько все серьезно. Турецким студентам сломали жизнь: приехав из России, они могут вообще никогда не получить образование из-за отношений между странами. Некоторые турки сбегают из родной страны, потому что они против политики турецкой власти, а их и отсюда гонят, – считает она.
Проблем не избежала и Анна. Знакомые писали ей в соцсетях – кто-то в шутку, а кто-то и со злобой, – что она встречается с врагом России. Девушка на сообщения не реагирует и выводов из них не делает – если Ахмету придется уехать в Турцию, она пообещала уехать с ним.
Контекст
Отношения между Россией и Турцией ухудшились после того как 24 ноября турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик в Сирии. Президент России Владимир Путин 28 ноября подписал указ о применении специальных экономических мер в отношении Турции. В соответствии с документом ограничивается ввоз в Россию отдельных видов товаров из этой страны. Министр образования РФ Дмитрий Ливанов пообещал, что конфликт между странами не скажется на турецких студентах, учащихся в России.
Тем временем в интернете распространился слух о том, что студентов из Турции выгоняют из Воронежского института высоких технологий. В ВИВТ информацию опровергли, сказав, что приказа об отчислении не было, и «турецкие студенты спокойно готовятся к сессии».