Последние несколько недель воронежцы обсуждают предполагаемое повышение тарифа на проезд в общественном транспорте. Платить больше придется уже с середины осени 2019 года. Управление по госрегулированию тарифов рассматривает документы, обосновывающие увеличение цен. На сколько может вырасти плата за проезд и повлияет ли подорожание проезда на качество перевозок – в материале РИА «Воронеж».
Почему повысят тариф
В марте 2020 года заканчивается срок действия контрактов, заключенных между мэрией и компаниями-перевозчиками. В новых соглашениях будут прописаны требования к качеству перевозок, вплоть до правил поведения и внешнего вида водителя. Там будет и пункт об обновлении подвижного состава. Фирмам придется заменить старые ПАЗы на современные комфортные автобусы.
Компании утверждают, что с тарифом в 17 рублей сделать это невозможно. Кроме того, приводя аргументы, перевозчики отмечают рост цен на топливо и запчасти. Тариф не индексировался с 2017 года, а затраты выросли.
На сколько может увеличиться тариф
В конце 2018 года, когда впервые заговорили об очередном повышении платы, предполагалось, что проехать в автобусе можно будет за 25 рублей. Председатель совета директоров ЗАО ГК «Автолайн» Дмитрий Крутских тогда заявлял, что эта сумма будет достаточной для того, чтобы перевозчики смогли выполнить все требования администрации. В июле 2019 года он же отметил, что для каждого вида маршруток оптимальна своя стоимость проезда. Себестоимость маленьких автобусов ниже, чем больших, потому для малого класса достойная цена – 19 рублей, для среднего и большого – от 27 рублей.
– В определении цены проезда нам надо подойти к среднему показателю. Но при стоимости в 25 рублей у малых проблем не будет, а перевозчики, которые эксплуатируют большие автобусы, развиваться не смогут, – пояснил Дмитрий Крутских.
В начале года мэр Вадим Кстенин заявил, что есть два пути решения проблемы: резкое повышение тарифа (до 25 рублей) или плавное – в несколько этапов. Предполагалось начать с 20 рублей.
Пока конкретная цифра не определена. По словам первого вице-мэра по городскому хозяйству Сергея Петрина, начальная максимальная цена контрактов с перевозчиками рассчитывается по трем вариантам: исходя из того, что тариф остается в размере 17 рублей, повысится до 21 рубля либо до 23 рублей.
Однако окончательное слово – за управлением по госрегулированию тарифов Воронежской области. Его глава Евгений Бажанов отказался называть сумму до того момента, пока решение не примут.
Поспособствует ли повышение тарифа качеству перевозок
Эксперты в сфере транспорта уверены, что увеличение тарифа ситуацию изменит не сильно.
– Последние 10 лет повышения цены проезда требуют под эгидой того, что необходимо обновлять подвижной состав. Тариф растет, новые автобусы не закупаются, проходит два года – история повторяется. Это бесконечный процесс, который покрывает наша городская власть, – считает председатель воронежского отделения Комитета по защите прав автомобилистов Николай Киселев. – С тех пор, как я начал изучать этот вопрос, сменилось три мэра. Каждый начинает с одного и того же, но система остается нетронутой. Я считаю, что никаких повышений быть не должно до тех пор, пока не изменят систему.
Сопредседатель общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков предупредил: даже если тариф поднимут сразу до 25 рублей, ждать позитивных изменений не стоит:
– С тарифом в 17 рублей обновить подвижной состав невозможно. Этих денег с трудом хватает на текущее содержание автопарков, а они стареют. Техника на большинстве маршрутов пришла к состоянию металлолома, поэтому перевозчики именно сейчас вышли с предложениями по повышению тарифа. Они хотят 25 рублей, то есть подорожание почти в два раза. Но гарантий, что мы получим нормальный подвижной состав, даже если управление по регулированию тарифов пойдет на эти условия, нет. Скорее всего, завезут те же подержанные автобусы российского производства, которые закупались в 2015 году при предыдущем повышении цены. Кардинальных изменений мы не увидим.
Что нужно для повышения качества перевозок
По мнению общественников, первым шагом должен стать полный отказ от наличной оплаты проезда. Оплату банковскими картами во всем городском транспорте в Воронеже ввели 15 сентября 2018 года. Пока при оплате проезда горожане могут пользоваться и наличными деньгами, и терминалами.
– Чтобы наладить систему, надо полностью изменить экономику. Сделать так, чтобы водителям и перевозчикам было выгодно работать в «белую». Предприятие должно платить зарплату водителю, а не водитель отдавать деньги на предприятие, – заявил Юрий Новиков. – Необходимо уйти от «черного» нала. Хороший пример в Москве и Санкт-Петербурге, где оплата производится только при помощи специализированных карт. В нашем случае допускаются и банковские карты, но ситуацию, когда человек отдает деньги наличными, следует полностью исключить. Только в случае, когда выручка будет полностью учитываться, возможно нормальное обновление подвижного состава.
Николай Киселев предложил два пути решения проблемы. Во-первых, это отказ от частных компаний.
– Есть такое понятие, как владелец маршрута. Дмитрий Крутских на публику называет их «продавцами воздуха». Официально это называется – перевозчик. Но по факту перевозчиков нет. В советские времена перевозчиками были транспортные предприятия – городские. Работала служба безопасности, был штат механиков, каждый день проверялся подвижной состав, проверку проходил водитель. Сотрудники работали положенное время, а не сидели по 12 часов за рулем. За переработку шоферов сразу наказывали ответственных. Сейчас водители трудятся с раннего утра до самого вечера. При этом они самостоятельно обслуживают свои маршрутки. Вся ответственность на них. Перевозчик только собирает деньги – фиксированная цена в смену, а все, что сверху, достается водителю. Это каменный век пассажирских перевозок.
Второй вариант – привлечение инвестора. Правда, по словам Киселева, в Воронеже на этот шаг не пойдут.
– Если ту же Москву сюда пригласить, она все сделает. Но сюда никого не пускают. На конкурсах выигрывает всегда тот, кто нужен. Поэтому я не верю, что улучшения будут, даже если повысить тариф до 25 рублей. Через несколько лет начнется та же история, – подвел итог эксперт.
Что говорят перевозчики
МКП «Воронежпассажиртранс»:
– Необходимость повышения тарифа обусловлена, в первую очередь, ростом цен на топливо, запасные части и прочие расходные материалы. Конкретный расчет тарифа должен быть произведен управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области, но корректировка должна учитывать уровень инфляции за период после прошлого повышения.
Андрей Очнев, глава «Воронежской транспортной компании»:
– Мы должны заменить ПАЗы на другой тип подвижного состава. Новая техника стоит дорого. Адаптированный для инвалидов автобус средней вместимости длиной 9,5 м стоит около 7 млн рублей, автобус 12 м самого низкого качества – 6,5 млн. Комфортная, экологичная техника (на газу) с кондиционером обойдется в 11-12 млн рублей. Авансовый платеж, даже льготный, за технику – в среднем 1 млн рублей. Жители негодуют, что перевозчики за 17 рублей ничего не сделали. И за 20 тоже не сделают! Это не та цифра, которая позволила бы изменить ситуацию. Многое зависит от расчета лизинговой компании.
Для примера приведу прошлогодние цены. Если лизинговый договор – на четыре года, то ежемесячный платеж за автобус стоимостью 7 млн рублей составляет 220 тыс. Новый автобус используется 25 дней в месяц (остальное время уходит на техническое обслуживание, могут быть непредвиденные поломки). Зарплата водителя составляет 3 тыс. в день, кондуктора – 1 тыс., плюсом стоимость ГСМ (в смену уходит 6 тыс.). Получается, затраты в день – около 10 тыс. Средний пассажиропоток – 900 человек в день. При стоимости проезда в 20 рублей это 18 тыс. рублей. За 25 рабочих дней доход от одного автобуса – 200 тыс., а платеж за него – 220 тыс. Так, конечно, 20 рублей не хватит.
Платит либо пассажир, либо бюджет. В бюджете денег нет. Население не готово за 20 рублей ездить на старой технике. Значит, надо пойти другим путем. Мэрия должна дать гарантии лизинговым компаниям. Договориться, чтобы добросовестный перевозчик получил технику под гарантию администрации и только через девять месяцев при повышенном тарифе отдал первоначальный взнос. Когда же техника появится в достаточном количестве, нужно будет еще одно повышение тарифа – чтобы ее содержать и обеспечивать лизинговые платежи. Многие регионы пошли по такому пути. Это успешная практика.
Дмитрий Крутских, председатель совета директоров ЗАО ГК «Автолайн»:
– Актуальность повышения цен на проезд возникла давно. Последнее повышение было в 2016 году (в действительности – 15 июля 2017 года. – Прим. РИА «Воронеж»). Если проанализировать подвижной состав по срокам выпуска, то можно увидеть, что до 2016 года активно обновлялись автобусы малого и среднего классов. Начиная с 2017 года этого не происходит из-за отсутствия повышения цен. Почему необходимость возникла именно сейчас? Во-первых, летом снижается пассажиропоток, а количество автобусов остается прежним. Во-вторых, подорожало топливо – за последний год более чем на 30%. В структуре расходов на один автобус затраты на топливо занимают 50%. Повысилась стоимость запчастей. Кроме того, перевозчику необходимо постоянное обновление подвижного состава, чтобы соответствовать требованиям мэрии. Любое увеличение стоимости проезда послужит повышению качества перевозок.
Справка РИА «Воронеж»
Изменение цены дневного проезда в Воронеже за 15 лет
Апрель 2004 года: 6 рублей – «Газель», 4 рубля – автобусы большой вместимости.
Февраль 2006 года: 7 рублей «Газель», 5 рублей – автобусы большой вместимости.
Май 2007 года: 7 рублей – «Газель», 6 рублей – автобусы большой вместимости.
Июнь 2008 года: 8 рублей – «Газель», 7 рублей – автобусы большой вместимости.
Август 2010 года: 9 рублей – «Газель», 8 рублей – автобусы большой вместимости.
Апрель 2011 года: 10 рублей – «Газель», 9 рублей – автобусы большой вместимости.
Июнь 2012 года: 11 рублей.
Апрель 2014 года: 12 рублей.
Март 2015 года: 15 рублей.
Июль 2017 года: 17 рублей.