, Воронеж
  • 7256

«Перевозчиков все устраивает». Что мешает развиваться общественному транспорту в Воронеже

Сотрудники ГИБДД провели круглый стол на тему аварий с маршрутками.
«Перевозчиков все устраивает». Что мешает развиваться общественному транспорту в Воронеже «Перевозчиков все устраивает». Что мешает развиваться общественному транспорту в Воронеже
РИА Воронеж Текст — , фото — Роман Демьяненко (из архива)

В Воронежской области растет число ДТП с участием пассажирских автобусов, которые спровоцировали сами водители маршруток. В 2018 году случилось 95 таких аварий: это на 81% больше показателей 2017 года. В этих ДТП погибли 11 человек, получили травмы –159. Полицейские уверены: маршрутчики будут устраивать гонки на дорогах, пока их зарплата напрямую зависит от количества перевезенных пассажиров.

Сотрудники ГИБДД провели круглый стол по безопасности общественного транспорта с участием чиновников и представителей фирм-перевозчиков в воронежском Доме журналистов во вторник, 12 марта. Какие вопросы обсудили участники дискуссии и что мешает развиваться общественному транспорту – в материале РИА «Воронеж».

RSik_hmSH6Y.jpg
Фото – Воронежский Дом журналистов

Поведение маршрутчиков

Начальник управления ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области Евгений Шаталов привел статистику за 2018 год. В регионе произошло 210 аварий с участием автобусов: это на 10% больше, чем в 2017 году. В ДТП погибли 23 человека и 311 получили травмы. Полковник полиции заявил, причина в низкой культуре водителей: больше половины аварий устроили маршрутчики.

Шаталов.JPG

– Водители проявляют невнимание и неуважение друг к другу, сознательно идут на нарушение ПДД, выезжают на встречную полосу, проезжают на запрещающий сигнал светофора, высаживают пассажиров посередине проезжей части. Несмотря на ужесточение ответственности, продолжают пользоваться телефонами за рулем. Основные причины нарушений лежат в экономической сфере. Транспортные предприятия стремятся получить максимальную прибыль при минимальных вложениях. Зарплата водителей формируется за счет количества перевезенных пассажиров. Отсюда гонки, нарушения ПДД, нарушение режима труда и отдыха водителей. Но общественный транспорт, в первую очередь, должен быть безопасным и удобным для пассажиров. Экономическая составляющая не должна быть в приоритете, – подчеркнул Евгений Шаталов.

Глава ГИБДД убежден, что существующая система подталкивает маршрутчиков к нарушениям: тот, кто соблюдает ПДД и выдерживает график, «соберет» меньше пассажиров и получит меньше денег. Евгений Шаталов предположил, что такой водитель не сможет рассчитывать на премии или другие поощрения от начальства. Ситуацию может улучшить установка видеорегистраторов в автобусах. По словам Евгения Шаталова, нарушений ПДД становится в разы меньше после того, как в салонах появляются камеры. При этом по закону перевозчики не обязаны вешать видеорегистраторы во всех автобусах. Евгений Шаталов заявил, что попробует урегулировать этот вопрос законодательно на региональном уровне.

Представители перевозчиков ответили, что большинство ДТП происходит на подъездах к остановкам: когда водители подрезают друг друга в погоне за пассажирами. По словам представителей транспортных компаний, в Воронеже 976 остановок, а заездных карманов только 500. Сотрудники предприятий попросили оборудовать подъездом остальные остановки и пообещали, что тогда число аварий снизится.

Распределение средств и повышение тарифов

Евгений Шаталов предложил перевозчикам альтернативный подход: плата за проезд, которую вносят пассажиры, поступит в бюджет города, а мэрия уже сформирует заказ – сколько пассажиров нужно перевезти в год – и перечислит деньги компаниям. Тогда перевозчики будут получать плату за количество рейсов, а не за число пассажиров. Евгений Шаталов назвал такую систему «полностью прозрачной» и исключающей человеческий фактор.

Представители компаний-перевозчиков возразили, что это может существенно повысить плату за проезд – до 28-29 рублей.

Крутских_1.JPG

– Чтобы деньги сразу шли в бюджет города, нужно высчитать себестоимость проезда. Она будет складываться из стоимости автобусов, запчастей, затрат на топливо и заработной платы, налоговых отчислений. Нужно учитывать, что за пять лет автобус малого и среднего класса амортизируется почти на 100%. А через семь-восемь лет его стоимость равна утильному сбору. Все эти траты лягут на жителей Воронежа, стоимость проезда поднимется до 28-29 рублей. Либо мы должны оставить проезд за 20 рублей, а остальное компенсировать из бюджета города. Но только в 2018 году в Воронеже перевезли 180 млн пассажиров. Умножьте это на сумму дотаций, и мы получим 10% городского бюджета. К сожалению, таких денег сейчас нет, а областной бюджет не сможет помочь городу в этой части, – объяснил зампредседателя постоянной комиссии по транспорту, промышленности, развитию малого и среднего бизнеса гордумы, председатель совета директоров ЗАО ГК «Автолайн» Дмитрий Крутских.

Штрафы

Чаще всего воронежские маршрутчики попадаются на нарушении правил проезда перекрестков, проезде на «красный», посадке пассажиров в неположенном месте и превышении скорости. В 2018 году сотрудники ГИБДД зафиксировали 6,5 тыс. административных правонарушений. При этом перевозчики пожаловались, что водители часто отказываются платить штрафы. Механизмов воздействия на маршрутчиков не оказалось даже у их руководства.

– Когда выносят постановление об административном правонарушении, то в 100% случаев штраф выставляют транспортной компании, на балансе которой находится автобус. Фирма платит, а с самого водителя взыскать штраф невозможно. Проблема в том, что водители это поняли и привыкли к безнаказанности. Мы пытались судиться, но у суда одна позиция: приведите водителя, который согласится, что он нарушал, тогда мы вынесем постановление в отношении него. Когда наши юристы просят переписать штраф на водителя, им отвечают: «Зачем, если вы платите, а он неизвестно, будет ли. Вы со своего сотрудника сами и спрашивайте». А он у нас сегодня работает, а завтра уволился, – возмутился Дмитрий Крутских.

Перевозчики уточнили, что речь идет о нарушениях, которые фиксируют автоматические комплексы. Евгений Шаталов пообещал исправить ситуацию и привлекать водителей к ответственности, если компании будут передавать данные о своих сотрудниках в ГИБДД.

Дублирующие маршруты

Представители компаний-перевозчиков рассказали, что в 2015 году утвердили новую транспортную сеть. Тогда же сократили количество маршрутов в Воронеже – со 160 до 112. В последние месяцы на улицах города стали появляться междугородние автобусы, которые едут через областной центр и собирают пассажиров. Чаще всего у таких маршрутов перед цифрой обозначение «А». Перевозчики жалуются, что конкуренты отбирают их пассажиров, а маршруты на 100% дублируют уже существующие.

Начальник отдела организации пассажирских перевозок областного департамента промышленности и транспорта Алексей Вакулин ответил, что в Воронеж заезжают всего 350 автобусов междугородних маршрутов. Их слишком мало, чтобы составить конкуренцию городскому транспорту.

Перевозчики недовольны и недобросовестными коллегами. По словам Дмитрия Крутских, некоторые фирмы вообще не держат подвижной состав и не тратят деньги на ремонт. Компании нанимают частников, которые работают сами на себя. Такие фирмы выпускают на линию до 40 машин в день. «Все это приводит к гонкам на дорогах и дракам водителей», – заявил Крутских. Депутат гордумы попросил власти наладить контроль в этой сфере.

Вместительные автобусы

Руководитель городского управления транспорта Сергей Латынин рассказал, что воронежцев перевозят 1875 автобусов и 46 троллейбусов. В областном центре действуют 13 транспортных компаний, 85% – это частные перевозчики. Фирмы работают по договорам, которые заключали на пять лет в 2015-м. Чиновники уже готовят документацию на конкурс одного из маршрутов. Аукцион должен продемонстрировать перевозчикам новые требования, которые к ним выдвигают. По словам Сергея Латынина, для транспортных фирм будет предусмотрена материальная ответственность за нарушения. Конкурс проведут в конце 2019-го или начале 2020 года.

Латынин.JPG

– В техзадании, которое мы составляем на этот аукцион, будет отдан приоритет автобусам большой вместимости. Мы только что обсуждали, как пять-шесть машин одновременно подъезжают к остановкам. Это, как правило, «Газели» и ПАЗы. Целесообразнее было бы использовать автобусы большого класса, которые сразу будут забирать с остановок максимальное количество людей. Две недели назад я был в командировке в Перми. Там весь пассажирский транспорт – это автобусы большого класса. Только один маршрут состоит из 30 ПАЗов, остальное – вместительные автобусы, трамваи и троллейбусы. Поэтому такого столпотворения там нет, – пояснил корреспонденту РИА «Воронеж» Сергей Латынин.

Руководитель департамента подчеркнул: эксперты разрабатывают новую комплексную систему организации дорожного движения (КСОДД) на период до 2032 года. Специалисты выяснят, сколько и каких автобусов нужно Воронежу. Эксперты также проанализируют, как распределяются потоки пассажиров, как оптимизировать маршрутную сеть города и нужен ли легкорельсовый транспорт. Сергей Латынин пообещал, что уже в 2019 году в Воронеже начнут вводить транспортные карты.

Низкая квалификация водителей

Представитель ИП Очнева рассказал о низкой квалификации маршрутчиков – автошколы выпускают не так много водителей категории Д, работодатель не может «проводить отбор» и вынужден нанимать тех, кто есть. Сказываются низкая привлекательность этой профессии и оплата труда – заработок дальнобойщиков в разы выше, чем у их коллег, задействованных в пассажирских перевозках.

– Давайте вместе думать над решением этих проблем. Большое количество перевозчиков, огромное число автобусов, появление дублирующих маршрутов – все это подчеркивает, что данная сфера деятельности экономически выгодна. Просто нужно навести в ней порядок. Опять же, на наш взгляд, если от перевозчиков все деньги будут поступать в бюджет, то бюджет будет только в плюсе. Здесь неоднократно откровенно говорили, что многие доходы замалчиваются, невозможно документально подтвердить тарифы, перевозчики заинтересованы в «черном нале». Нужно вывести из тени некоторые компании, это позволит навести порядок. В той системе, которая сложилась к сегодняшнему дню и устраивает перевозчиков, нам работать крайне тяжело. Нужно пересматривать ее, – подытожил Евгений Шаталов.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: