Российский писатель Денис Драгунский провел творческую встречу в воронежском книжном клубе «Петровский» в четверг, 18 мая. Вечер посвятили выходу романа «Дело принципа или Несколько секунд из жизни злой девочки» и сборника рассказов «Каменное сердце» («Книга напрасных удач и радостных разочарований»). Драматург Денис Драгунский известен также как сын детского писателя Виктора Драгунского и прототип Дениса Кораблева из «Денискиных рассказов».
В Воронеже Денис Драгунский прочитал неизданные рассказы, раздал автографы и ответил на вопросы поклонников. Самые яркие высказывания Дениса Драгунского на вечере в «Петровском» – в материале РИА «Воронеж».
О Воронеже
– Последние два года меня жена привозит в Воронеж, а до этого один раз привозило издательство. Жена – экономист, замдиректора НИИ, у них здесь своя тусовка проходит. И я заодно решил провести творческую встречу.
Воронеж – класс! Мне нравится центр Воронежа, хотя я не видел спальных районов. Но поверьте, они везде одинаковые. Я видел в Мадриде центр – это потрясающе! Но я видел в Мадриде и окраины. Извините, ни в каком нашем городе нет такого кошмара, где петухов и кур держат на балконе, там же висят белье и ковры. Это просто ужас.
О сборнике «Каменное сердце»
– Прошлая творческая встреча в Воронеже в июле 2016 года была посвящена моей книге «Мальчик, дяденька и я». С тех пор у меня вышло еще две книжки – роман «Дело принципа» и сборник рассказов «Каменное сердце». Это оказался удачный период – за год я издал целых три книги.
Название «Каменное сердце» на первый взгляд кажется масскультовым. Но на самом деле это название рассказа, который входит в сборник. И этот рассказ далеко не масскультовый, не пошловатый, а сложный и интересный. В основном все представленные в сборнике рассказы короткие, даже очень. Но при этом здесь есть шесть рассказов, где я начинаю учиться писать длинными рассказами.
О романе «Дело принципа», написанном от имени девочки
– Роман «Дело принципа, или Несколько секунд из жизни злой девочки» был для меня принципиальным, если можно употребить такую игру слов. Потому что я все время писал рассказы, и все мои рассказы написаны про меня и про моих знакомых. Но однажды я подошел к зеркалу и посмотрел на себя очень внимательно, как обычно это бывает во время бритья. И я захотел написать роман от имени человека, который совершенно противоположен мне.
А кто такой я? Я – мальчик, скажем так, пожилой мужчина. Мне 66 лет, я живу в России, я русский, хотя во мне много национальностей. Я из простых – в моем роду из бабушек никто выше секретарши-машинистки не поднимался. Я не бедный человек, но и не богатый, средне обеспеченный. И вот я решил написать книгу от имени аристократки , которой 15 лет. Она –богачка, наполовину немка, наполовину хорватка, а живет в 1914 году в Австрии. Адальберта-Станислава живет в огромном поместье, ездит с папой слушать оперу, ходит на светские рауты. Мама живет своей жизнью. Это роман про несчастного ребенка.
О женской психологии
– От имени женщины писать интересно. Вся моя жизнь – сплошные консультации с женщинами, потому что у меня есть жена, взрослая дочь, сестра Ксения. И вообще я с женщинами общаться люблю больше, чем с мужчинами, что понятно.
Что значит влезть в шкуру женщины? Я читал много романов, написанных женщинами от женского имени. И чем лучше роман, тем меньше понятны все эти гендерные особенности. А иногда читаешь какой-нибудь женский роман «Искры соблазна», написанный Вербеной Гламурской вроде «Я вошла в спальню, расстегивая пеньюар...», и сразу чувствуешь, что писал это какой-нибудь мужик с похмелья. Нет ощущения правды жизни.
Об экранизациях
– Я в кино мало хожу. Какие мне нравятся экранизации, сказать отчетливо не могу. Конечно, хотел бы, чтобы экранизировали роман «Дело принципа». Но это все только разговоры. Будет продюсер, будет режиссер, тогда и будем размышлять. А так, как говорится, хотеть не вредно. Уломать никого нельзя. Режиссер должен сам найти свое произведение. Понимаете, нет ничего хуже, чем писатель, который бегает со своей книгой.
О планах
– В планах – еще один сборник рассказов, он готов примерно на две трети. Еще пишу ностальгический роман о 80-х годах в нашей стране, там же просвечиваются 50-е и 30-е годы. Это сага, история жизни нескольких семей, которые связаны одной лестничной клеткой. У одной семьи был пик успеха в 1938 году, у другой – в 1949-м и так далее.
О жанре альтернативной истории
– Как помните, я освоил жанр альтернативной истории в повести «Архитектор и монах». Теперь есть идея написать о русской эмиграции в Париже. Альтернатива в том, что практически все писатели – Максим Горький, Михаил Шолохов, Демьян Бедный, Борис Пастернак, Александр Фадеев, Владимир Маяковский – живут в Париже, то есть все эмигрировали. В России практически никого не осталось, и дальше идут смешные и интересные разборки. Маяковский стал крупнейшим издателем, главой концерна. Пастернак написал роман о разочаровании русского человека в капитализме, и этот роман все отказались печатать... А Нобелевскую премию получил Горький, а не Бунин.
О дружбе
– Дружба, помимо того, что это большое удовольствие, это еще и труд. Потому что нужно обязательно оказывать людям внимание, звонить, поздравлять с днем рождения, покупать подарки, ходить в гости, принимать гостей, для этого нужно что-то готовить. Нужно тратить силы на людей. Говорить «О, меня никто не любит, меня все бросили...» нелогично, если ты ничего не сделал, чтобы тебя любили.
О «Денискиных рассказах»
– Сегодня опять даю автографы на книгах «Денискины рассказы». Я шучу, что благодаря «Денискиным рассказам» меня все заочно любят, а очно – не все...
О методах воспитания
– Трудовое воспитание для детей – лучше всего. Меня так самого воспитывали, и я этому учил дочку. У меня были обязанности по дому: я мыл посуду, помогал готовить, в 14 лет сам котлеты крутил. У меня были слесарные и столярные инструменты. И сейчас я могу все это и что-то делаю. Посуду мою, хотя у нас есть посудомоечная машина. Если руки не работают, то и голова не работает. И дочка сама руками стирала, стиральная машинка у нас появилась относительно поздно.
О детях и соцсетях
– Чтобы дети не прозябали в социальных сетях, советую родителям занимать детей. Нужно, чтобы у детей были домашние обязанности. Обязанности, связанные не с тем, что ребенок делает для себя (спортивная секция, английский язык или музыкалка). А какое-то поручение сходить в магазин, вынести ведро, помыть пол, навести порядок в комнате, застелить кровать, погладить. А если есть свободное время, тогда уж пусть сидит в соцсетях.
О лучшем времени
– Лучшее время у меня сейчас – это 2017 год. Потому что самое лучшее, когда живешь сейчас, смотришь и чувствуешь жизнь вокруг себя.
Справка РИА «Воронеж»
Денис Драгунский родился 15 декабря 1950 года в семье детского писателя Виктора Драгунского. В 1973 году окончил филологический факультет МГУ. В 1973-1979 годах преподавал греческий язык в Дипломатической академии МИД РФ. Написал сценарии фильмов «По секрету всему свету» (1976), «Удивительные приключения Дениса Кораблева» (1979), «Клоун» (1980), «За старым забором» (1982).
В 1990-1995 годах работал политическим аналитиком и журналистом в информационном агентстве «Постфактум», в журналах «Век XX и мир», «Дружба народов», «Итоги», «Новое время», а также старшим научным сотрудником Института мира США. В 2002 году разрабатывал теорию национального самосознания. В 2000-2009 годах был главным редактором журнала «Космополис».
Начал печататься как писатель в 2009 году. Денис Драгунский известен как автор книг «Нет такого слова», «Плохой мальчик», «Окна во двор», «Отнимать и подглядывать», «Вид с метромоста», «Мальчик, дяденька и я».
Книга рассказов Дениса Драгунского «Нет такого слова» вошла в шорт-лист конкурса «Книга года-2009» в номинации «Проза года». Повесть «Архитектор и монах» вошла в шорт-лист «Премии И. П. Белкина» 2013 года.