, Воронеж
  • 12365

Оправданное доверие. Каким был боевой путь Воронежского добровольческого полка

Историю воинского формирования рассказала сотрудница госархива
Оправданное доверие. Каким был боевой путь Воронежского добровольческого полка Оправданное доверие. Каким был боевой путь Воронежского добровольческого полка
РИА Воронеж Текст — , фото — государственный архив общественно-политической истории Воронежской области

В августе 1941 года, 80 лет назад, началось формирование Воронежского добровольческого коммунистического полка. У его истоков стоял гвардии полковник Михаил Вайцеховский, чьим именем сейчас названа улица в центре Воронежа (ранее – переулок Больничный). О том, как образовался полк и какие победы он принес стране, журналисту РИА «Воронеж» рассказала архивист первой категории государственного архива общественно-политической истории региона Ольга Обуховская.

После рабочего дня – в роту

С первых дней войны тысячи воронежцев добровольно уходили на фронт, участвовали в строительстве оборонительных рубежей. Решение о создании народного ополчения бюро Воронежского обкома ВКП (б) приняло 5 июля 1941 года. Сформировали дивизию народного ополчения, командиром которой назначили В. Н. Ситникова, а его заместителем стал Михаил Вайцеховский. К августу 1941 года появилось уже 11 полков народного ополчения, в которые вошло более 25 тыс. человек. В числе добровольцев были рабочие заводов, служащие и студенты. После работы или учебы они отправлялись в свои роты, батальоны и полки, где получали военные знания.

Комиссар дивизии Николай Латышев вспоминал, что личный состав в подразделениях часто менялся.

– Одни уезжали на восток вместе с эвакуируемым заводом или учреждением, другие уходили в армию, а на их место в ополченческий строй становились новые люди, и численный состав полков оставался в основном неизменным. И все же дивизия, комиссаром которой я был, не являлась боевым подразделением. А люди рвались на фронт, и действующая армия нуждалась в пополнении. Мы все больше склонялись к мысли о необходимости отобрать часть ополченцев, создать из них боевое формирование и отправиться на фронт, – рассказывал Николай Латышев.

В начале августа 1941 года Николай Латышев и Михаил Вайцеховский составили докладную записку на имя первого секретаря Воронежского обкома ВКП (б) Владимира Никитина с просьбой создать из рядов народного ополчения боевой полк, который можно подготовить для отправки на фронт в ближайшее время. Через два дня бюро обкома приняло соответствующее решение, а 11 августа ходатайство одобрил лично Иосиф Сталин. В приказе №1 по полку от 21 августа 1941 года говорилось: «...Сформированный по инициативе Обкома ВКП (б) Воронежский полк народного ополчения передан в ряды РККА, и ему присвоен № 1098. Полк оправдает то огромное доверие, которое на него возлагает партия, Советская власть, рабочие, служащие и общественные организации Воронежа, передавшие в состав полка лучших своих товарищей. Полк должен в совершенстве владеть боевой подготовкой и будет в бою крепкой и бесстрашной частью героической Красной Армии...».

Местом дислокации полка стали поселки Сомово и Сосновка в пригороде Воронежа. Первое полковое партийное собрание прошло в Сосновом бору. На построении командиру полка Михаилу Вайцеховскому вручили знамя полка, которое воронежские работницы изготовили из красного бархата. Началась боевая подготовка – пехотинцы изучали тактику ведения боя, саперы ремонтировали дороги и наводили мосты.

В составе 100-й дивизии

Жизнь полка изменилась, когда 13 сентября 1941 года в Воронеж прибыла на отдых и пополнение прославленная в боях за город Ельня 100-я стрелковая дивизия генерала Ивана Руссиянова. Ее солдаты разбили 10 немецких дивизий в боях под Смоленском с 30 августа по 8 сентября. Потери немцев составили до 75 тыс. человек. Эти битвы сыграли решающую роль в срыве гитлеровских планов захвата Москвы. По рекомендации Сталина полк народного ополчения в полном составе влился в ряды 100-й дивизии и стал называться четвертым Воронежским стрелковым полком.

– В дивизии уже было три полка. Наш оказался сверхштатным. Впоследствии из-за этого часто возникали недоразумения при переходе дивизии из одной армии в другую, и генерал-майору Руссиянову не раз приходилось разъяснять, почему его дивизия имеет одним стрелковым полком больше, чем все остальные дивизии Красной Армии, – вспоминал Николай Латышев.

По приказу главного командования, в середине сентября дивизию бросили на Харьковское направление Юго-Западного фронта на помощь окруженным советским армиям. Перед наступлением в направлении городов Лебедин – Михайловка – Ромны личный состав узнал, что 18 сентября приказом НКО 100-ю стрелковую дивизию преобразовали в первую гвардейскую за стойкость в обороне и мужество при наступлении, дисциплину и организованность.

Ожесточенные бои шли под селом Липовая Долина и деревней Сакуниха Сумской области, где вместе с частями второго кавалерийского корпуса нанесли контрудар раменской группировке Гудериана. Были тяжелые бои в районе Лебедин – Веприк – Михайловка: в течение двух недель немцы пытались окружить и уничтожить дивизию. В те дни берлинские газеты и радио объявили всему миру, что первая гвардейская дивизия русских в полном составе окружена и уничтожена северо-западнее Харькова. Дивизия находилась почти в замкнутом кольце немецких войск, но смогла выстоять и в полном составе вышла из окружения.

Совершив 80-километровый марш, 28 ноября 1941 года полк сосредоточился в поселке Волоконовка Белгородской области. В начале декабря на привокзальной площади дивизии состоялось первое в истории Советской Армии вручение гвардейского знамени. Честь принимать его выпала Воронежскому полку.

В декабре 1941 года создалось тяжелое положение на Елецко-Ливенском направлении – группа фашистских войск рвалась к Москве и Воронежу. Первогвардейскую дивизию с Воронежским добровольческим коммунистическим полком вывели навстречу наступающему противнику. За первые десять дней наступления дивизия прошла с боями 116 км, освободив 400 населенных пунктов. В ходе сражений были разгромлены 95-я пехотная дивизия и части 45-й дивизии, свыше 700 солдат и офицеров взяты в плен.

В зимних боях на магистрали Курск – Белгород под деревней Лески Михаил Вайцеховский был тяжело ранен осколком мины. Он скончался в воронежском госпитале 23 февраля 1942 года. С этих пор воронежцы ходили в бой под командованием Александра Худякова. С 7 марта по 22 апреля 1942 года полк одним из первых в дивизии форсировал реку Северский Донец и захватил плацдарм на западном берегу, обеспечив наступление наших войск на Харьков. Тогда же, в начале марта, приказом НКО СССР полк стали называть четвертым Гвардейским стрелковым полком.

– Долгий путь до победы проделал четвертый гвардейский... Впереди были сражения на украинской земле: форсирование Днепра, освобождение Донбасса, Запорожья; тяжелые бои под Будапештом, форсирование Дуная, штурм и взятие Вены. Свой боевой путь первогвардейцы закончили в предгорьях австрийских Альп в апреле 1945 года. Из 3345 добровольцев, записавшихся в полк, в 1945 году домой вернулись лишь 500 человек, – рассказала Ольга Обуховская.

Памятный знак в честь полка установлен в Первомайском саду Воронежа. На белом мраморе золотая надпись: «Здесь 19−21 августа 1941 года был сформирован Воронежский добровольческий полк. В составе Первой ордена Ленина гвардейской стрелковой дивизии полк прошел боевой путь от Воронежа до Вены».

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: