Депутаты Госдумы от Воронежской области и сенатор Сергей Лукин приняли участие в расширенном заседании Совета областной Общественной палаты в четверг, 31 мая. Они ответили на вопросы общественников об актуальных проблемах и перспективах развития региона.
Участников поприветствовал председатель Воронежской облдумы Владимир Нетесов.
– Помимо отчетов о деятельности, представители Федерального Собрания проводят прямой диалог с членами Общественной палаты региона. Формат «вопрос-ответ» делает встречу более содержательной и конструктивной, повышает эффективность каналов обратной связи сенаторов и депутатов с жителями Воронежской области, – подчеркнул председатель облдумы.
О чем общественники спросили депутатов и сенатора – в материале РИА «Воронеж».
Электронная ветеринарная сертификация
Обязательная электронная ветеринарная сертификация вводится с 1 июня 2018 года. Производителей продуктов обяжут оформлять сопроводительные документы только в электронном виде через Федеральную государственную систему «Меркурий», отметил председатель комитета по развитию предпринимательства и туризма Общественной палаты региона Сергей Наумов. Крупные поставщики не готовы к переходу на эту систему. Сергей Наумов поинтересовался у парламентариев, является нововведение «благом или очередным административным барьером» и не приведет ли к подорожанию продуктов.
На вопрос ответил член комитета Госдумы по аграрным вопросам Аркадий Пономарев.
– Отношение к электронной ветеринарной сертификации неоднозначное. Но система не несет за собой подорожание продукции. Эту тему, наверное, неправильно назвали. В реальности это электронный документооборот, который должен отследить количество и качество продукции на прилавках. Это важно для исключения теневого оборота продовольственных товаров и фальсификации. Но все было воспринято в штыки, так как у нас отсутствует административно-командная система – подготовка к реализации системы велась не везде хорошо. В результате образовались провалы, которые будут ощущать как предприятия, так и разработчики. Поэтому на сегодняшний день определен тестовый режим программы, отсутствуют штрафы и наказания за технические нюансы, которые будут возникать при реализации электронного документооборота. В течение года тему придется дорабатывать. Большое внимание будет уделено работе в регионах.
В целом это нужная система, которая будет регулировать ситуацию на продовольственном рынке. Мы будем четко понимать, сколько мы производим, потребляем, можем экспортировать и сколько необходимо импортировать, чтобы обеспечить потребность населения, не вызвав перекос цен.
Школьное молоко
Председатель Общественной палаты Острогожского района Наталья Матвеенко спросила, расширят ли программу «Школьное молоко». Она отметила, что в регионе порции необходимого продукта получают ученики 1-9 классов, а старшие классы обделены. Кроме того, программа действует не во всех субъектах РФ.
Наталье Матвеенко ответил Аркадий Пономарев:
– В настоящее время финансовой федеральной поддержки этой программы не существует. Наш аграрный комитет несколько лет разъясняет необходимость ее введения повсеместно. Пока, с учетом сложной ситуации с наполнением бюджета, каждый регион принимает ее по своему усмотрению. Мне стыдно говорить о том, что такая важная инициатива зачастую не находит поддержки. В правительстве это объясняют отсутствием денег. Но мы будем продолжать активно работать в этом направлении. Думаю, в ближайшее время программа будет принята на федеральном уровне.
Развитие ТОСов
Председатель комиссии по взаимодействию с муниципальными Общественными палатами и НКО, некоммерческими организациями и общественной палатой Воронежской области Валерий Черников поинтересовался перспективами развития ТОСов. Кроме того, он спросил, стоит ли регистрировать состоявшиеся ТОСы в качестве НКО.
– Необходимость развития общественной активности, безусловно, важна, – ответил член комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Андрей Марков. – Воронежский опыт общественного самоуправления успешен. Регион создал уникальную модель, когда при минимуме бюрократии, при отсутствии юрлица в территориальном органе общественного самоуправления, можно решать важные задачи. Это упрощает работу общественников, но, может быть, усложняет для тех, кто участвует в распределении грантов.
Насчет регистрации в качестве НКО – если создание юридического лица удобно для реализации проектов, то общественные активисты могут выбрать эту форму. Но, по-моему, это не самая удобная модель – у НКО больше отчетности, проверок. Мне кажется, регистрация ТОСов сделает систему более закрытой, чем сейчас.
Сохранится ли модель ТОСов и дальше? Александр Гусев уже дал ответ на это вопрос – безусловно, сохранится. Увеличится поддержка всего некоммерческого сектора. Кроме того, общественность еще больше вовлечется в процесс инициативного бюджетирования.
Долевое строительство
Глава комиссии по экономическому развитию Елена Алименко затронула тему долевого строительства. Изменения в законодательстве, ужесточающие требования к застройщикам, вступают в силу 1 июля 2018 года. Елена Алименко опасается, что нововведения приведут к снижению темпов ввода жилья.
– Вопрос неоднократно проходил обсуждение в Госдуме, Совете Федерации, правительстве, Минстрое, – рассказал член Совета Федерации от Воронежской облдумы Сергей Лукин. – В 2017 году был создан Фонд защиты прав дольщиков (из его средств выплачиваются компенсации дольщикам или финансируется строительство незавершенных объектов, застройщики делают взносы в 1,2% от каждого договора долевого участия. – Прим. РИА «Воронеж»). Это вызвано увеличением количества недобросовестных застройщиков. В России около 1,1 тыс. объектов – в стадии незавершенного строительства. У нас порядка 140-170 тыс. обманутых дольщиков. Во многих регионах люди выходят с плакатами и транспарантами. В обороте долевого строительства находятся около 3,5 трлн рублей. Ужесточение требований – естественный процесс. Разногласия возникают из-за того, что банки должны взять на себя все риски, которые раньше существовали между дольщиками и застройщиками, но они не готовы на это пойти. Идут дебаты, однако пока они разрешения не имеют.
В вопросе предполагаемого запрета по привлечению денег с одного проекта застройщика на другой принципиальное понимание найдено. Когда ведется строительство нескольких домов одной компании на одной территории, застройщик сможет получить одно разрешение на строительство всех зданий комплекса. Соответственно и деньгами распоряжаться в рамках этого комплекса.
Требования по наличию у застройщиков собственных средств остаются. На стадии обсуждения – требование по наличию у компаний трехлетнего стажа строительства жилья. Дело в том, что в небольших городах строительство ведут представители среднего бизнеса. Для них это, наверное, достаточно высокая планка. Мы пытаемся ее снизить, чтобы не увести с рынка такие компании. Я думаю, что в течение недели поправки по всем этим вопросам поступят в правительство.
Существует опасение, что за счет нововведений может произойти сокращение объемов строительства жилья. Это негативно повлияет на ценовую политику. Но, я думаю, в конечном итоге резонансный закон будет доработан так, что мы сможем выполнить задачу президента по росту объема ввода жилья в эксплуатацию.
Увеличение пенсионного возраста
Зампредседателя областной Общественной палаты Любовь Шевлякова поинтересовалась мнением депутатов о повышении пенсионного возраста. Позицию на этот счет высказало сразу несколько участников обсуждения.
Сенатор Сергей Лукин:
– Принято решение, что пенсионный возраст будет повышаться поэтапно. Мы понимаем: логика в этом есть. Если увеличивается долголетие, соответственно повышается и пенсионный возраст. Сейчас идет дискуссия, какими темпами планка будет увеличиваться – в течение пяти лет или в течение года.
Депутат Госдумы от Воронежской области Андрей Марков:
– Отношение населения однозначно негативное. Но экономика не справляется, поэтому речь идет о повышении. У меня лично отношение такое: если уж так необходимо внести изменения, дайте людям социальную справедливость. Пусть решение будет комплексное, пусть тогда предприниматели почувствуют, что с них снимают препоны. Или давайте еще раз поговорим о прогрессивном налоге, чтобы богатые платили больше, пополняли тем самым пенсионный фонд. Мы понимаем, что в селах пенсия – основной источник дохода. Работы там нет. Если человек потерял работу в 50 лет, он будет ждать до 65, чтобы начать получать пенсию. В итоге мы как минимум получим не солидарное общество.
Депутат Госдумы от Воронежской области Евгений Ревенко:
– Макроэкономические обстоятельства, пенсионная система, которая была сформирована еще в 30-е годы прошлого века, диктуют нам необходимость пересмотра. В правительстве обсуждаются разные варианты изменений в систему. Рассматривается возможность не повышать планку для людей, которые сейчас находятся в предпенсионном возрасте. Есть вопросы по накопительной части. В качестве аргумента в пользу реформы могу сказать, что в 30-е годы, когда при коммунистической власти формировалась пенсионная система, средняя продолжительность жизни в стране было примерно 40 лет. Тогда установили пенсионный возраст в 60 лет для мужчин и 55 для женщин. Редкий рабочий доживал до этого возраста. Сейчас у нас средняя продолжительность жизни – 73 года. Вывод соответствующий. И все страны повышают пенсионный возраст. Кроме того, численность населения в России – 146 млн человек, из них экономически активны только 50 млн. При этом примерно 20 млн не платят никакие налоги. То есть из 146 млн жителей пенсионные начисления делают только 30 млн. Из-за очевидных перекосов возникли сложности формирования пенсионного фонда. Справедливо возмущение граждан, когда они говорят о нищенских пенсиях. Поэтому нам надо думать о корректировке системы и о том, как привлечь граждан к уплате налогов.
Лекарства и санатории
Председатель комиссии по социальной политике, труду и качеству жизни Михаил Бобонов спросил о лекарственном обеспечении и санаторно-курортном лечении. Он отметил неравномерность распределения средств: преимущество отдают лекарствам, а путевок на всех не хватает. На вопрос о том, почему складывается такая ситуация, ответила член комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Татьяна Сапрыкина.
– При обсуждении федерального закона о принятии бюджета РФ в нескольких чтениях поднимался вопрос об увеличении финансирования санаторно-курортного лечения. Но добиться этого нам не удалось. Нуждающихся в путевках очень много. С учетом дефицита средств было предложение сократить категорию людей, которые имеют на них право, в таком случае мы добьемся полного обеспечения. Но комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов выступил против. Дело в том, что финансовые обстоятельства и возможности нашего государства меняются. Если бы мы пошли по предложенному пути, при возникновении дополнительных средств получится, что деньги есть, а потратить их не на кого. В таком случае придется дополнительно менять законодательство.
Что касается лекарственного обеспечения, ситуация сложная во всех регионах. Проблема в так называемых орфанных заболеваниях (редкие болезни, которые требуют дорогостоящего лечения – Прим. РИА «Воронеж»). Лекарственное обеспечение по ним также нуждается в расширении. Эта группа препаратов находится в одной связке с остальными. Но ее следует вывести в отдельную категорию, чтобы расходы не пересекались. К примеру, сформировать отдельный фонд. Об этом неоднократно говорили как депутаты Госдумы, так и общественные организации. Но пока решение не принято. Президент Владимир Путин сказал, что этот вопрос мы еще не закрыли. Он будет обсуждаться. Указы президента в этом направлении будут выполняться.