, Воронеж
  • 405905

«Не слушайте советов». Главный воронежский пульмонолог – об опасности самолечения

Когда вызывать «скорую» и действительно ли антибиотики лечат COVID-19
«Не слушайте советов». Главный воронежский пульмонолог – об опасности самолечения «Не слушайте советов». Главный воронежский пульмонолог – об опасности самолечения
РИА Воронеж Текст — , фото — Виталий Грасс (из архива)

В Воронежской области продолжает расти число заболевших коронавирусом. В чем отличие первой и второй, осенней, волн пандемии, каким пациентам необходима срочная медицинская помощь и почему опасно лечиться антибиотиками без назначения врача, рассказала главный внештатный пульмонолог департамента здравоохранения Воронежской области Наталья Костина.

– Наталья Эдуардовна, чем отличается вторая волна коронавируса от первой?

– Вирус стал более контагиозным, легче распространяется по популяции. Несколько сократился промежуток от первых клинических проявлений заболевания до момента, когда у пациентов наступает утяжеление симптомов. Это в среднем один-два дня. С человеческой точки зрения промежуток незначительный, но с медицинской – очень существенный. В остальном вирус ведет себя так же, как и в первую волну: изначально он дает катаральные проявления – легкое першение в горле, заложенность носа. Затем в течение двух-трех дней поднимается температура до достаточно высоких цифр – от 37 до 39 градусов, что стандартно для всех вирусных инфекций. Это малоприятный, но естественный процесс борьбы организма с вирусом. У большинства пациентов после этого вирус из организма уходит, а дальше все течет достаточно благополучно.

– А как переносят заболевание те, у кого оно протекает в более тяжелой форме?

– Для части пациентов на седьмые-восьмые сутки от начала заболевание начинает переходить в так называемую легочную фазу. Это именно те пациенты, у которых при рентгенологических обследованиях грудной клетки выявляются поражения легочной ткани. Но для большинства таких больных сам факт наличия этих изменений в легочной ткани не опасен: они не дают ни ухудшения качества жизни, ни значимых нарушений со стороны дыхания, ни снижения содержания кислорода в крови. Максимум, чем проявляется такое поражение легких, – это непродуктивный, сухой кашель. Он неприятный, приступообразный, но тем не менее это просто маркер того, что вирус попал на слизистую бронхиального дерева. Таким образом, большинство пациентов, даже когда присутствует эта легочная фаза, все равно благополучно выздоравливают. Изменения в легких в течение месяца, как правило, самопроизвольно регрессируют. Не следует употреблять огромное количество антибиотиков, принимать какие-то препараты по советам друзей и знакомых. Вообще, такое течение заболевания – не показание для антибиотиков.

Еще около 30% пациентов переносят ковид тяжелее. Для них опасен не сам вирус, а реакция организма на него – по типу формирования так называемого гипервоспаления. Организм настолько серьезно борется с вирусом, что начинает побеждать сам себя. Таким пациентам требуются госпитализация и совсем иные методы лечения. Для них принципиально важно погасить этот шторм.  

– Как узнать, что пациент в опасности и ему пора вызывать «скорую»?

– Критерии госпитализации: температура выше 37,5 градуса более пяти дней или одышка – более 22 дыхательных движений в минуту. Конечно, не каждый человек может объективно посчитать дыхание в минуту или померить сатурацию, которая также является критерием. Мы госпитализируем пациентов, когда уровень кислорода в крови у них опускается ниже 95%. Притом такой уровень кислорода еще не считается критическим показателем: в Москве госпитализируют при сатурации ниже 92%, но мы в этой ситуации страхуемся.

«Шторм» наиболее вероятен у пациентов старше 65 лет, так как с возрастом иммунная система меняется и чаще случаются гипервоспалительные реакции. Поэтому, если температура держится у людей старше 65 лет, нужно однозначно вызывать «скорую».

Второй контингент – пациенты, имеющие серьезные сопутствующие заболевания. В первую очередь это диабет, который очень плохо компенсируется. Если пациент знает, что у него уровень сахара 10–12 и плохо компенсируется, лучше тоже вызывать скорую помощь. С другой стороны, когда температура сохраняется на протяжении нескольких дней, это не обязательно «шторм». Есть много других причин, которые поддерживают такую температуру. Если держится высокая температура у молодого пациента без хронических заболеваний, ему лучше вызвать на дом врача общей практики, чтобы разобраться, чем она вызвана.

– Вы говорите, что антибиотиками коронавирус не лечат…

– В Воронежской области сложилась тенденция поедания громадного количества антибиотиков на амбулаторном этапе. Антибиотики вообще никакого влияния не оказывают на процесс лечения коронавируса. Более того, они отягощают ситуацию сразу в нескольких направлениях. Первое – они способствуют развитию грибковых суперинфекций, которые сами по себе поддерживают температуру, особенно у людей с ожирением. Их приходится потом лечить от кандидоза.

Второй момент – от большого количества антибиотиков возникает антибиотикоассоциированная диарея с большим количеством водянистых выделений. И это состояние тоже поддерживает температуру, таким пациентам нередко требуется лечение в стационаре.

Кроме того, сами по себе антибиотики очень токсичны. Даже один антибиотик. А если более одного, то они угнетают кроветворные ростки костного мозга и могут сами по себе вызывать лейкопению – резкое падение лейкоцитов в крови. То есть, поглощая антибиотики, мы делаем то же, что делает коронавирус: он давит на ростки, на нашу иммунную защиту, и антибиотики давят на нее же. В конечном итоге мы получаем действительно тяжелый случай.

– Но врачи в поликлиниках выписывают антибиотики…

– Показания для антибиотиков при коронавирусе существуют. Ряд пациентов имеют собственную бактериальную флору, которая при иммуносупрессиях – например, в случае вируса – способна активизироваться. Это, к примеру, пациенты с хронической обструктивной болезнью легких. У них в дыхательных путях находится синегнойная палочка. При угнетении иммунитета вирусом она активизируется, развиваются тяжелые процессы. Против синегнойной палочки действует определенный набор антибиотиков, которые и выписывает врач.

У пациентов с тяжелым сахарным диабетом есть трофические нарушения нижних конечностей, с тенденцией к нагноению. У них, как правило, есть собственный стафилококк, против которого требуются антибиотики уже другого класса. И таких заболеваний, которые могут потребовать антибактериальной терапии, достаточно много. Врач общей практики их может дифференцировать и назначать необходимые препараты. Но у нас сами пациенты, наслушавшись и начитавшись разной информации, пьют антибиотики горстями. Причем не простые, а из разряда высших классов, то есть очень токсичные, включая неврологическую токсичность, кардиотоксичность, гепатотоксичность.

То же самое можно сказать о кроверазжижающих препаратах: они отнюдь не безобидны. Принимать их можно строго по показаниям – и только определенные классы этих препаратов.

– Если больному стало лучше, опасность уже миновала или возможны осложнения?

– Существуют две критические точки в развитии заболевания: первая – с седьмого по девятый день от начала болезни, вторая – с 11-го по 14-й. Это очень условно, так как сроки для разных категорий пациентов могут сдвигаться. Но когда в эти периоды возникает возвратная температура – фебрильная лихорадка выше 38 градусов, – это тоже повод вызвать врача на дом. Это может быть косвенным признаком отсроченной реакции гипервоспаления.

Что же касается температуры не выше 37 градусов, она может держаться до месяца в процессе восстановления. Осложнения при этом маловероятны.

– Многие из тех, кто переболел коронавирусом, очень долго восстанавливаются, жалуются на сильную слабость.

– Да, коронавирус тем плох, что в период выздоровления дает выраженные симптомы астенизации: слабость, потливость, повышенную утомляемость, головную боль, которые сохраняются длительное время – до месяца. Нужно в этот период давать себе умеренную нагрузку, пытаться не погружаться в болезнь, а каким-то образом от нее отвлечься, переключить внимание. Очень полезно делать дыхательную гимнастику, существует много ее вариантов. Самое простое – десять раз поднять руки на глубоком вдохе и опустить их с глубоким выдохом, при этом живот должен участвовать в дыхании. Если вам лень делать даже такие упражнения, возьмите аппарат Фролова – простой дыхательный тренажер. Но все это нужно делать уже после болезни, когда нет лихорадки и интоксикации.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: