Менеджер «Бурана» Михаил Бирюков: «Работать в Воронеже непросто, но интересно»

, Воронеж, текст — , фото — Михаил Кирьянов (из архива)
  • 8732
Менеджер «Бурана» Михаил Бирюков: «Работать в Воронеже непросто, но интересно» Менеджер «Бурана» Михаил Бирюков: «Работать в Воронеже непросто, но интересно»
Специалист объяснил, как укомплектовать команду при скромном финансировании.

В сезоне-2019/2020 у «Бурана» сложится «рабоче-крестьянская» команда, заявил менеджер клуба по спортивным операциям Михаил Бирюков. В интервью РИА «Воронеж» специалист объяснил специфику своей работы – как искать таланты в низших лигах, как вести коммуникацию с агентами и на что обращать внимание при просмотре вратарей.

«Игрок, который сразу спрашивает о зарплате, мне не интересен»

– Какие позиции вас интересуют?

– Все. Команда-то пустая, на контрактах воронежские хоккеисты и Егор Алешин. Те ребята, которые нам интересны, все равно закреплены как игроки, которым еще нет 28 лет. После того как мы сделаем им квалификационные предложения, они могут уйти в другой клуб только при условии, что он платит игроку столько, сколько были готовы платить мы, а «Бурану» переводит денежную компенсацию. Такие ситуации у Саввы Андреева и Алексея Слепцова.

– Какова в таких случаях сумма денежной компенсации? Условно говоря, три зарплаты этого игрока?

– Больше. То есть зачастую это выгодный для клуба вариант. Теряешь среднего игрока, а приобретаешь деньги, которые ты можешь потратить более эффективно.

– За март наверняка немало проездили в поисках молодых игроков?

– Да, сначала на машине, потом на поезд пересели. Матчей десять вживую видели точно. Ездим с гендиректором клуба Евгением Филимоновым. Оказалось, что мы с ним примерно одинаково понимаем хоккей. Почти всегда сходимся в оценках. Были в Ростове, Саратове, Москве, Тамбове, еще где-то. Но больше всего игр видели в столице. ВХЛ-Б и МХЛ. Смотреть плей-офф ВХЛ смысла нет. Во-первых, всех этих игроков я уже видел, во-вторых, на текущей стадии в борьбе остаются хоккеисты, на которых стоит заоблачный ценник. Разве мы сможем забрать игрока у «Нефтяника» или «Сарыарки»? Там зарплаты начинаются с 300-400 тыс. рублей, у нас в команде таких не бывает.

– Как проходит просмотр?

– Приезжаешь на машине, к примеру. Идешь на хоккей. Потом ночуешь в гостинице и на следующий день смотришь второй матч. Как-то приехали в один город, посмотрели на игру, пришли в восхищение от игры одного парня. Встретили знакомых из других команд, судей, пошли вместе ужинать. Оказалось, все на этого игрока обратили внимание. Остались на второй матч – он подтвердил нашу правоту, парень хорош. Дальше начинается общение. По разговору ведь тоже кое-что понятно. Бывает, что человек первым делом спрашивает: «Сколько платите?». Я довожу разговор до фраз в духе «Ладно, еще созвонимся», а сам вешаю трубку и решаю, что с этим игроком нам не по пути. Мне такой человек не интересен. Понимаю, что по себе судить нельзя, но я ни разу ни у кого не просил денег. Я считаю, что некорректно самому говорить: «Давайте не 400 тысяч, а 500». В конце концов, это работа агента, пусть он ее делает. Если агента нет, то разговор все равно об этом зайдет. Человек, который хочет подписать игрока, сам предложит условия. И ты либо соглашаешься, либо нет. Я всегда поступал только так. Устраивают условия контракта – соглашаешься. Нет – вежливо отказываешься и ждешь предложения других команд.

– Что можно еще понять по разговору? На словах-то любой может показаться одним человеком, а на деле – совсем другим.

– Да, не всегда ложь распознаешь по телефону. Но, не в обиду ребятам из ВХЛ скажу, у парней из КХЛ уровень интеллекта чаще всего выше. Для меня самого это стало сюрпризом. Но чувствуется, что игроки из КХЛ знают, кто они, и понимают, чего хотят добиться.

– Почему важно просматривать игроков именно вживую, сидя на арене?

– В ВХЛ-Б нет сверхкачественных трансляций, знаете ли. Нет камер, которые персонально снимают лидеров команд. Да и покажет ли любая трансляция, как вратарь ведет себя во время рекламных пауз или в те моменты, когда шайба в чужой зоне? Я на все это обращаю внимание. Еще я не люблю, когда вратари, пропустив шайбу, начинают претензии защитникам предъявлять, руками размахивать. Это надо делать в раздевалке. Еще можно отправиться просматривать одного игрока, а открыть для себя другого. Однажды мы поехали за одним хоккеистом с готовым контрактом, который оставалось только подписать. Были впечатлены статистикой парня, также он имел хорошие рекомендации. Посмотрели его игру, и она нас полностью не устроила. Зато мы открыли для себя двух других ребят. Менее ярких, но в некоторых аспектах более полезных для команды. Но важно помнить, что игрок, который просто невероятен на уровне ВХЛ-Б, может провалиться в ВХЛ. Любое подписание – всегда риск. Бывает, что люди из НХЛ приезжают в КХЛ и не могут заиграть. Нюансов ведь много. Партнеры, тренер, климат – все другое, тебе некомфортно может стать. Шайба не пойдет в ворота, и все.

«В плане дисциплины у нас будет армия»

– Какой вы видите команду в будущем сезоне?

– У нас будет такая рабоче-крестьянская команда, которая добивается результата за счет самоотверженности и невероятной дисциплинированности. Работать этот коллектив должен на пределе возможностей. Все агенты, весь хоккейный мир России понимает, что мы не будем участвовать в аукционах. Если мы кому-то предлагаем 70 тысяч рублей в месяц, а другой клуб предлагает 200 – пожалуйста, поезжайте туда, где вам лучше. Поэтому мы и ездим по матчам МХЛ и ВХЛ-Б. Мы ищем ребят, которые не избалованы деньгами и не увлекаются алкоголем. Они должны хотеть сделать шаг вперед. И это главное, чем может завлечь «Буран»: мы поможем прогрессировать. Потому что за деньгами к нам ехать не стоит, даже в ВХЛ-Б есть клубы богаче нашего.

– Реально ли найти в ВХЛ-Б самородка?

– Очень надеюсь на это. Будущий сезон даст ответ на этот вопрос. До сих пор я таких примеров не видел, но я только полтора года отработал на уровне ВХЛ, в мир ВХЛ-Б только начинаю погружаться. Но я из первой лиги попал в высшую, отыграл один сезон – а через год чемпионом мира стал. Так что в хоккее все может случиться быстро, если ты будешь много работать.

– Чтобы подписать талантливого парня, «Бурану» нужно либо опередить конкурентов, сделав ему предложение раньше, либо убедить хоккеиста, что сейчас ему нужно предпочесть игровое время деньгам, верно?

– Именно так. Допустим, сейчас общаемся с молодым игроком, который имеет на руках предложение от топ-клуба ВХЛ. Там будет выше зарплата, но хоккеист получит не самую заметную роль в команде. А это отличный атакующий защитник, который чем-то напоминает Кирилла Кольцова. Отличные руки, голова просто чумовая – все видит, быстро думает. Очень меня впечатлил. Он привык играть много, привык быть на первых ролях. И я объясняю ему, что в более богатом клубе у него будет четыре смены за игру. Сумеет ли парень таскать рояль и за это время давать результат? У нас он будет одним из лидеров. Посмотрим, что выберет. Я еще вот на что хочу обратить ваше внимание. Помните, как нас критиковали за то, что отпустили Аслана Раисова в «Динамо»?

– Еще бы.

– Все хоккеисты видят, что от нас Раисов и Пепеляев ушли в КХЛ. Аслан не один раз пробовал себя на этом уровне, он ни разу не получил шанса выйти на лед там. Когда б он сыграл за «Динамо», при всем к нему уважении? Как только Раисов стал свободным агентом, мы вышли на него с предложением. Поначалу у него были очень высокие запросы. Но мы объяснили ему, что у нас есть «Динамо», что в какой-то момент он может понадобиться москвичам. Пепеляев-то, мол, ушел, и ты сможешь! Аслан приехал, пошел на очень большое снижение зарплаты. Но Раисов был полон решимости забивать и доказывать, что он может быть полезным. В итоге он нападающий «Динамо». Да, он не Шипачев. Но он сыграл с топ-партнерами, набрал очки. Сыграть за «Динамо» в КХЛ – это на всю жизнь память. Не согласись он тогда с нашим предложением, это едва ли бы произошло. Я хочу, чтобы молодые игроки воспринимали Раисова как пример. И Пепеляева тоже – он, состоявшийся игрок, приезжал за час-полтора до тренировки. Разминался, растяжку делал. После тренировки большинство хоккеистов расходились по домам, а Пепеляев шел в тренажерку.

KIR_5494.jpg

– Наверное, он не всегда таким профессионалом был. Один из бывших игроков сборной России мне рассказывал, что до 25 лет тренировался из-под палки. А потом понял, что пахать нужно ради себя, а не ради тренера.

– Бывает и такое, но я про себя такого сказать не могу. Я осознанно тренировался с 16 лет. Мне родители объяснили, что просто так ничего не бывает. Они обычные люди. Папа дальнобойщиком работал, мама в магазине. Я видел на их примере, что нужно адски трудиться, чтобы прокормить семью. И понимал, что сам талантом не выделяюсь. А если у тебя нет сверхспособностей, надо пахать и терпеть. Мы сейчас ищем мотивированных хоккеистов, которые это понимают. В плане требований к тренировочной работе, бытовому поведению и выполнению тренерского задания у нас будет армия.

– Как обычно происходит получение каких-либо рекомендаций от агентов? Вам звонят и рассказывают, что какой-то молодой парень из условного Глазова красавчик, и его нужно подписывать уже из-за одного блистательного катания?

– Поверьте, такого мне рассказывать не надо. Агенты присылают списки имен, иногда прилагают какую-то статистику. Больше мне не надо. В нашей стране есть три топ-агента. Когда я был игроком, мой агент сотрудничал с Ковальчуком, Радуловым. И даже он мне не звонит с какими-то рассказами. Потому что у топ-агента только топ-игроки. Если молодежь – то лучшая в стране. Поэтому мне достаточно сказать: «Посмотри парня, рекомендую». Я изучу статистику и начну вгрызаться. Посмотрю видео, начну делать звонки, собирать информацию. Когда мне звонит какой-нибудь Сыроежкин, у которого нет лицензии агента, и начинает восхвалять своего игрока из МХЛ-Б – это просто трата времени. Практика показывает, что у таких агентов нет самородков.

– Реально ли стать топ-игроком одной из лучших команд ВХЛ, не имея агента?

– Да, знаю таких ребят. Они востребованы, руководство клуба после завершения каждого сезона само обращается к хоккеисту напрямую и предлагает на каких-то условиях продлить контракт. Но с такими хоккеистами у агента мало работы. Проверить, чтобы контракт был составлен грамотно, – вот и все. А если хоккеист вылетел из обоймы, то это уже другое дело. Агент – это бизнесмен, который может увеличить сумму прописью в твоем договоре. В некоторой степени юрист и промоутер. Если игрок в какой-то момент «выстрелил», агент дает информацию в определенные издания, говорит журналистам, что его парень готовится уезжать в НХЛ. Даже если близко не пахнет этим. Но я как менеджер по спортивным операциям «Бурана» не оказываюсь вовлеченным в ситуации, когда агент ведет такие игры. Сами понимаете: игроки, которые нас интересуют, не имеют варианта устроиться в НХЛ.

– Какую статистику вы изучаете?

– На сайте ВХЛ очень хорошая база. Но помимо нее я смотрю, где человек родился, чей он воспитанник, какими были его первые шаги в хоккее. Есть порталы, где есть вся нужная информация, вся подноготная. Но я их не назову, зачем конкурентам помогать?

– Если в будущем сезоне «Буран» будет молодой рабоче-крестьянской командой, означает ли это, что таких опытных игроков, как Кольцов и Пепеляев, клуб больше не будет подписывать?

– Только в единичных случаях. Мы постараемся одну-две позиции возрастных игроков придержать до нужного момента.

– Почему вам интересно оставаться в Воронеже? Наверняка есть и другие варианты трудоустройства.

– Было предложение от команды КХЛ работать тренером вратарей. Но, во-первых, я еще до поступления этого предложения дал слово руководству «Бурана», что отработаю еще сезон. Во-вторых, в Воронеже интересно, потому что непросто. В топ-клубе комплектовать команду проще. Есть деньги – ты выписываешь классного игрока. А когда бюджет мал, ты постоянно что-то придумываешь, ищешь какие-то решения. Это хорошая школа.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: