Одна из самых читаемых писательниц современности, чьи книги переведены более чем на 20 языков, лауреат премии «Русский Букер» и «Большая книга» Людмила Улицкая прочитала лекцию «Роль и значение просвещения в истории России» в книжном клубе «Петровский» в четверг, 7 сентября. Корреспонденты РИА «Воронеж» выбрали семь самых ярких высказываний писательницы.
О том, как образование дает свободу
– Образование – это единственное, что освобождает наш мозг от коросты, делает его живым и способным воспринимать новые идеи, пересматривать собственные установки вчерашнего дня. Когда человек освобождается от всякого рода блоков, он может стать свободным и узнать то, к чему может быть готов сегодня.
О спасении цивилизации
– Ощущение смертности цивилизации очень полезно. Потому что жизнь не кончается, она продолжается, перетекает из одной формы в другую. Какие-то ее культуры расцветают, дают плоды, потом уходят.
Сегодняшняя цивилизация под угрозой. Сумма агрессии, которая накопилась в мире, и запасы всяческих боевых веществ достаточны для того, чтобы землю уничтожить тысячу раз. И спасти ее может только изменение сознания. А в этом деле на первом месте стоит образование.
Главное – получать его. Причем неважно – какое. Главное, чтобы мозги не отвердевали, чтобы они включались, были в состоянии воспринимать новые мысли. И каким-то образом позволяли человеку двигаться. Потому что, конечно, чтобы понять такую простую вещь, что нельзя убивать соседа, не нужно иметь высшего образования.
О роли школьного учителя
– Сегодняшняя российская школа по структуре вполне пристойная, но по результатам очень плохая. И тема перестройки в сфере образования постоянно висит в воздухе. Что сегодня происходит? Около 70% ученых, российских интеллектуалов съехало. Потому что в других странах лучше. Даже не по меркантильным соображениям, а по условиям для работы. Произошло обеднение интеллектуальной элиты.
Второй момент, еще более драматический: две важнейшие профессии – врача и школьного учителя – абсолютно утратили свой статус в России. Поступить в педагогический вуз сегодня – признать себя неудачником. Это одна из моих самых больших претензий к государству. Падение статуса учителя и врача абсолютно драматично для нашего народонаселения.
Нельзя столько платить людям таких профессий. Потому что школьный учитель – это человек с высочайшей социальной ответственностью. В мягком нежном возрасте на ребенка воздействовать гораздо легче, чем когда он потрепан двором, когда у него есть свой тяжелый уличный опыт. Хороший школьный учитель – как священник: он спасает вокруг себя сотни людей.
О вреде государственной изоляции
– Изоляция – это самое плохое, что может придумать государство. Потому что самые ценные вещи в мире сегодня производятся там, где быстрее работают компьютеры. К сожалению, мы утратили хорошее положение в этой цивилизационной гонке... Я вижу будущий мир только в предельной интеграции, а вовсе не в разделении на национальные маленькие государства. Мы должны быть вместе с миром.
О деле Кирилла Серебренникова
– Если в нашей стране говорить о том, кто и что украл, то я бы не с Кирилла Серебренникова начала. Каждый человек, который получает бюджетные деньги, оказывается в определенного рода ловушке. Ему, чтобы поставить спектакль, нужно деньги обналичить. Потому что нужно пойти в магазин и купить парик, к примеру. Есть масса операций, которые безналом не делаются. У нас всякое превращение безналичных денег в наличные криминально. Я эту сторону жизни плохо знаю. Но предполагаю, что каждый человек, который берет государственные деньги, оказывается в опасном положении. А возьмут тебя за ухо или нет, зависит от того, кому ты нравишься, а кому нет. С Кириллом Серебренниковым абсолютно такая ситуация. Это хитро устроенный механизм подчинения художника власти.
У меня счастливая профессия, я ни копейки у государства не брала и не собираюсь. Но у всех разные ситуации. Сегодняшняя история с Кириллом Серебренниковым – вопиющая. Это очень опасный момент в нашей истории, потому что открывает ворота бесправию.
То, что делает Серебренников, – это, безусловно, исключительно ярко и талантливо. Я хожу на все его спектакли. Его театр – мирового уровня!
О роли памяти
– Тема памяти постоянно прорастает из земли. То отсутствие памяти, которое есть в моем поколении, – это чрезвычайно плохо. У меня сидели оба деда. Про мое поколение говорят – молчащее: нам родители никогда ничего не рассказывали. Мы живем и тащим на себе этот чудовищный груз – жутких репрессий. Уничтожения народа самим себя. Мы это забыли. Каждый раз, когда кто-то об этом хочет сказать, разговор уводится в сторону. У нас, дескать, все в порядке – мы ни в чем не виноваты. И до сих пор пока мы ни в чем не виноваты, мы будем в этом крутиться. Это как недолеченная болезнь, которая дает рецидивы и становится хронической. Я не говорю, что виновных нужно расстрелять, но нужно обозначить, расставить все точки.
О вызовах времени
– У каждого времени – свой вызов. Что сейчас? Вроде, и делать нечего: на площадь не пойдешь, потому что повяжут. А надо детей кормить, и вообще – не хочется. Сегодня у нас есть время, чтобы почитать, подумать, пообщаться со стариками и немножко себя образовать. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы человек, по возможности, вел себя прилично. В наших сегодняшних условиях – это уже почти подвиг. То, что для наших бабушек было нормой…
Посидеть, подумать и прилично себя вести на расстоянии вытянутой руки – это та задача, которую нам ставит время.