В центре очередного выпуска «Легенд Воронежа» – парк «Танаис», зеленый островок с сосновым лесом в Юго-Западном районе. Свое нынешнее название он получил не сразу – изначально был Парком культуры и отдыха Советского района. Главной здешней достопримечательностью в советские годы являлась «Поляна сказок», поиграть на которой приезжали родители с детьми из других районов Воронежа. В 1990-е и 2000-е пришедший в запустение «Танаис» все чаще попадал в криминальные сводки.
«Сплошная ностальгия»
История парка культуры и отдыха началась еще в 1950-е годы, когда воронежские фронтовики высадили на этом месте сосны. В новом лесном массиве поселились белки.
В 1973 году был образован Советский район. Тогда же в лесном массиве, ограниченном улицами Южно-Моравской, Комарова, Героев Сибиряков и Олеко Дундича, открыли Парк культуры и отдыха Советского района.
А 22 апреля 1974-го, в День всесоюзного субботника (в советские годы отмечался в день рождения Владимира Ленина), в парке началось строительство детского городка аттракционов. Он был построен в сжатые сроки и принял маленьких воронежцев в День защиты детей. Газета «Коммуна» отмечала, что в сооружении городка аттракционов участвовали «коллективы предприятий промышленности, транспорта, строек».
На центральной аллее парка – пешеходном продолжении улицы Молодогвардейцев – горожан встречал настоящий самолет Ан-10.
Журналист Михаил Жеребятьев вспоминает, что установка в парке списанного транспортника была большим событием для Воронежа.
– В то время такие самолеты по стране размещали довольно часто. Первоначально это был кинотеатр, потом в нем сделали тир. Кинотеатр, думаю, не прижился из-за духоты, – отметил Михаил Жеребятьев.
– Впервые оказавшись в «Танаисе», я был поражен видом Ан-10. Не мог поверить, что прямо здесь поставили настоящий самолет, у которого даже можно было крутить колеса шасси и винты, – вспомнил воронежец Вадим Горшков.
Тир в самолете застала правозащитник Наталья Звягина:
– Можно было стрелять по механическим фигуркам, а можно было из ружья тушить горящие свечи.
Фотограф Михаил Квасов, который жил рядом с парком с 1982 года, вспомнил, что там был еще летний кинотеатр «Березка», где показывали мультфильмы. Он находился на месте нынешнего надувного теннисного корта, со стороны улицы Комарова.
В парке работал уникальный аттракцион – детская железная дорога, по которой «бегал» паровозик с вагончиками. Отправлялся состав с настоящей железнодорожной платформы.
Наталья Звягина рассказала, что поезд нырял в тоннель, расписанный сюжетами из культового мультфильма «Тайна третьей планеты». Еще одной достопримечательностью парка был миниатюрный городок ГАИ, в котором работал прокат педальных машинок, велосипедов и самокатов. Здесь для маленьких водителей действовала «заправочная станция» и даже «станция техобслуживания».
Подкрепиться родители с детьми могли в работавшем рядом с аттракционами кафе-мороженом.
– Это мой «домашний» парк, провела в нем все детство, с 1975 года. Аттракционы «Лодочки», «Ромашка», открытый кинотеатр «Березка», тир в настоящем самолете, мороженое с дедушкой втихаря от родителей – и вся наша большая семья вместе на прогулках в выходные. Сплошная ностальгия, – поделилась фотограф Вероника Янина.
Баба-яга, Иванушка, Соловей-разбойник
В 1976–1977 годах власти района приняли решение о создании сказочного городка на территории парка. «Поляну сказок» сделали скульптор-монументалист Антонина Толмачева и автор идеи – архитектор Владимир Кашин.
– Под городок нам выделили дикое нетронутое место – лес. На своем проекте архитектор с большим вниманием зафиксировал все деревья, и во время строительства «Поляны» ни одно из них не срубили, – рассказала Антонина Толмачева.
Скульптор стала автором всех сказочных персонажей. Ее помощником сначала был Евгений Болдырев, позже – Николай Веревкин, они занимались чеканкой и сваркой. В возведении сказочного городка участвовал и муж Антонины Толмачевой, скульптор Олег Толмачев. Помогали плотники, столяры, резчики по дереву, сварщики.
– В реализации проекта были задействованы все предприятия Советского района – они финансировали работы, снабжали материалом, техникой и рабочими, – вспомнила Антонина Толмачева.
Многие скульптуры она изготавливала в своей мастерской, которая находилась на развалинах старинной церкви пророка Самуила. Некоторые выполняла без моделей – по эскизу. Дорабатывались скульптуры и элементы парковой среды на месте.
«Поляна сказок» открылась в 1980 году. Вся территория волшебного царства была обнесена деревянным частоколом, а центральный вход в него находился со стороны улицы Комарова. Гости заходили в деревянные ворота, по обеим сторонам которых стояли двухметровые деревянные богатыри в шлемах и со щитами. Их создал Олег Толмачев.
На поляне по проекту Владимира Кашина построили резной царский терем в традициях древнерусского деревянного зодчества. На ставнях окошек были вырезаны животные, на резных наличниках красовалась надпись «По щучьему велению, по моему хотению». Возле терема по железной дороге ездила чудо-печь, где сидел Емеля. Чеканку в тереме и Емелю создала Антонина Толмачева.
Рядом появился деревянный, в расписных кружевах, теремок с двумя остроконечными крышами. Причудливые резные украшения на ставнях и наличниках деревянных домов придумал и нарисовал Владимир Кашин, а вырезали столяры и резчики по дереву.
По проекту Кашина построили и теремок, на крыше которого в ступе восседала медная Баба-яга. Правда, вскоре скульптуру украли.
Антонина Толмачева создала из металла лису и колобка, Машеньку и Медведя, Иванушку с Коньком-горбунком. Иван держал в руках Жар-птицу с длинным хвостом. На него залезали дети – крепким сказочным героям нагрузки были нипочем. «Антивандальная» скульптура на бывшей «Поляне сказок» стоит до сих пор – нет только медного хвоста Жар-птицы.
– Иванушка очень крепкий – внутри него бетон и каркас из черного металла. Сверху скульптура прочеканена медью, – отметила Антонина Толмачева.
Она же сделала из бетона Аленушку, которая держала в руках своего заколдованного братца-козленочка.
На «Поляне сказок» размещался маленький бассейн, в котором на постаменте возвышалась Золотая рыбка из пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке».
С «берега» на нее смотрели деревянные старик со старухой у разбитого корыта. Рыбку Антонина Толмачева создала из бетона, старуху – из дерева. Старика выполнил Николай Веревкин.
Старик сейчас
Фото – Виталий ГрассНеподалеку в маленьком пруду сидела Царевна-лягушка.
Рядом – Змей Горыныч. Шеи и туловище сказочного существа Антонина Толмачева сделала из неровных стволов лесных деревьев. Крылья Горынычу сварила из металлических труб, найденных на свалке. Головы Змея скульптор создала из меди, Лису и Колобка собрала из кусочков металлолома.
По соседству с Горынычем были замок Кощея Бессмертного и сюрреалистическая голова Соловья-разбойника. Ее водрузили на бревна, привезенные из леса. Внизу повесили детские качели. Автором головы Соловья-разбойника был Олег Толмачев.
– Сначала муж сделал в нашей мастерской голову. Я посмотрела на нее и сказала: «Так это же Соловей-разбойник!» Так получилась декоративная скульптура, – рассказала Антонина Толмачева.
– Хочется обратить внимание на разнообразие техник и материалов, использованных скульптором: здесь и дерево, и металл, и камень, и даже бетон. Работа над проектом не останавливалась – когда не было материалов для одной композиции, скульпторы принимались за другую. Для изготовления фигур преимущественно использовалось вторсырье, которое скульптор собирала сама по дворам и лесам, – заметила архитектор Анна Азизова-Полуэктова.
На поляне располагались тир для стрельбы из лука и детская крепость, здесь же установили фонтанчик с питьевой водой. По словам фотографа Михаила Квасова, в парке были и солнечные часы.
Вандализм и запустение
Антонина Толмачева сообщила, что не все запланированное удалось воплотить в жизнь. Например, в парке так и не появились композиции «Сказительница», которую скульптор хотела посвятить воронежской сказочнице Анне Корольковой, «Царевна Лебедь» и «Три богатыря», беседка-пергола и альпийская горка. Не все удалось завершить и в Царском тереме: здесь должны были открываться ставенки, а в окнах – появляться образы царевны и царя. Механизмы терема похитили, сломался и механизм Емели, который поначалу ездил рядом с теремом на печи и играл на балалайке, покачивая головой. Позже его и вовсе украли.
Уже в начале 1980-х вандалы сожгли прекрасные деревянные теремочки, по частям сломали и уничтожили скульптуры. Медные части фигур – например, головы Змея Горыныча – утащили на металлолом.
Сейчас на территории «Поляны сказок» практически ничего не осталось. Бассейн с Золотой рыбкой засыпали землей. Деревянной старухи нет, но пока наполовину цел деревянный старик. От рыбки остался только бетонный постамент. На месте бывшего сказочного царства частично уцелели Царевна-лягушка, Иванушка с Коньком-горбунком и фрагменты Змея Горыныча (шеи из бревен и металлические крылья).
Несколько лет назад демонтировали Машеньку и Медведя и Аленушку.
– Аленушка напоминала античную статую – у нее не было ни рук, ни ног. Но это был готовый арт-объект – реди-мейд, – который можно было бы выставлять в галерее, – отметил скульптор Иван Горшков, детство которого прошло в «Танаисе».
В конце 1980-х пришли в упадок и аттракционы. В 1989 году механический завод, на балансе которого был парк, от него отказался. Его передали молодежному центру при комитете комсомола Советского района. Позже работники молодежного центра выделились в малое предприятие, которое перерегистрировали в ТОО «Танаис». Загадочное древнегреческое слово восходит к названию античного города Танаиса, располагавшегося в устье реки Дон в III веке до н. э. – V веке н. э.
С 1994 года, когда воронежские власти сообщили о передаче всех городских парков в аренду на конкурсной основе, ТОО «Танаис» получило в аренду Парк культуры и отдыха Советского района. С тех пор у парка и появилось новое название.
Новая администрация парка решила демонтировать легендарный Ан-10. В советские годы за ним следило Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России, но в 1990-е хозяина у самолета не осталось. Обветшавший, он дважды горел, несколько раз с него падали и получали травмы мальчишки. Тогда самолет решили убрать, он пошел на металлолом.
Обозначившаяся в конце 1980-х криминальная репутация парка «расцвела» в 1990-е. Фонарей здесь не было, и лесные тропинки по вечерам заполняли пьяные и агрессивные компании. В парковом кафе, по словам местных жителей, собирались «то ли "новые русские", то ли "бандиты"».
В нулевые в «Танаисе» случались грабежи, разбойные нападения, а в 2014-м произошло жестокое убийство. В том же году городские власти передали парк в аренду инвестору, который должен был обновить его, вложив 50 млн рублей. Но проверка Контрольно-счетной палаты в 2015 году показала, что организация своих обязательств не выполнила. Более того, многие парковые объекты были потеряны и уничтожены. В 2016 году мэрия в судебном порядке расторгла договор с арендатором.
Но и после этого советские аттракционы, которые Гостехнадзор признал устаревшими и опасными, продолжали работать. В 2016–2017 годах паровозик на железной дороге несколько раз сходил с рельсов.
Сейчас в «Танаисе» нет ни одного аттракциона – арендатор вывез оставшиеся зимой 2020 года. От железной дороги осталась одна платформа, на стене которой кто-то трижды написал слово «тоска».
Рельсов на кольце больше нет.
На месте бывшего городка ГАИ – обнесенная забором территория с площадкой для страйкбола.
Зато, как и раньше, с одной сосны на другую перепрыгивают белки, которые привыкли к людям и стали почти ручными.
По парку любит гулять заведующая центральной городской детской библиотекой имени Маршака, заслуженный работник культуры России Нина Кавнатская. По ее мнению, в парке не хватает внимания и бережного отношения к природе:
– Природу мы должны оберегать и приучать к этому детей. Хотелось бы, чтобы парк возродили, вдохнули в него новую жизнь. Я надеюсь, в нем появятся уличные тренажеры для занятий спортом. Но, чтобы возрожденный парк не сломали, нужна система видеонаблюдения. Кроме того, он должен охраняться.
Новая «Поляна сказок»
Идеи обновления парка обсуждаются не первый год. В 2017 году областные власти попросили молодых архитекторов предложить свои концепции развития «Танаиса». Победил проект молодого архитектурного бюро Insight и архитектора Анны Азизовой-Полуэктовой, который представили на Х Архитектурном форуме «Зодчество VRN». Архитекторы предложили сохранить сложившуюся структуру парка, на пересечении его центральной аллеи и горизонтальной оси расширить главную площадь и создать на ней клумбы и сухой фонтан. Здесь же организовать центр социальной жизни района, где будут проходить культурно-массовые мероприятия.
Концепция предполагает, что в парке появятся сад трав, искусственный ручей и городской огород под геокуполом, где каждый желающий сможет посадить растения. Также предусмотрены новые прогулочные аллеи и велодорожка, которую предложили связать с общим веломаршрутом города вдоль улицы Южно-Моравской. А детские аттракционы предложили перенести ближе к улице Олеко Дундича. Согласно этому проекту, фишкой нового парка должны стать световые инсталляции со светотерапией, ароматерапией и хромотерапией.
В 2018 году свою концепцию развития «Танаиса» предложили другие городские архитекторы. Согласно ей, в парке обустроят пешеходные коммуникации, установят малые архитектурные формы, создадут игровые и развлекательные зоны, появится мостовая конструкция с зоной фуд-кортов и прокатом спортинвентаря.
В начале сентября 2020 года мэр Вадим Кстенин заявил о том, что реконструкция парка запланирована на 2021–2022 годы. Проект реализуют в рамках муниципально-частного партнерства. Доработанную концепцию, включающую сезонные аттракционы, прокат спортивного инвентаря, кафе и велопарковки, вынесли на общественное обсуждение в группе администрации в соцсети «ВКонтакте». В частности, Вадим Кстенин предложил восстановить «Поляну сказок». По его мнению, деревянных сказочных героев мог бы воссоздать воронежский скульптор Александр Ивченко под авторским надзором Антонины Толмачевой.
Антонина Толмачева хотела бы сделать главный вход на новую «Поляну сказок» в образе дерева с гнездом аиста, а рядом поставить скульптуры стражников. Скульптор по-прежнему уверена, что в центре обновленной «Поляны» нужно установить монумент воронежской сказительницы Анны Корольковой. Рабочая модель композиции во времена СССР успела побывать на всесоюзных выставках.
– Сказительница должна сидеть на пьедестале в русском костюме бабушки, рядом с ней – скамья для слушателей, там будут садиться бабушки с внуками, – отметила Антонина Толмачева.
Помимо этого, она хотела бы сделать на месте новой «Поляны» композицию «Три богатыря», но без всадников – ими будут дети, которые станут залезать на лошадей.
– Городские власти хотят восстановить скульптуры из дерева. Но, если по ним будут лазить дети, их бы не помешало укрепить металлом. Можно даже добавить в работы бетон. Одно дерево может не выдержать играющих ребятишек, – заметила Толмачева.
Корреспондент РИА «Воронеж» связалась с резчиком по дереву Александром Ивченко, чтобы узнать его мнение о будущей новой «Поляне».
– Меня очень пугают слова «возрождение» и «авторский надзор скульптора». На этом проекте от меня требуются лишь руки. Но работать по чужим эскизам мне неинтересно, поэтому четкого согласия на работу с «Поляной сказок» я еще не давал. Наша отрасль не стоит на месте, то, что было актуально в 1970-х, устарело. На мой взгляд, на «Поляне сказок» нужно создать сказку XXI века – ее можно сочинить и сделать. Но ни в коем случае нельзя пытаться два раза входить в одну и ту же воду. Я могу восстановить одну-две старые композиции, чтобы был ретроуголок. Если же будут настаивать на возрождении, я, конечно, найду мастеров, которые захотят повторить старую «Поляну», но сам заниматься этим не готов, – признался Александр Ивченко.
Скульптор озвучил идею о «живых» скульптурах. Например, театре Карабаса-Барабаса с куклами – Буратино, Пьеро, Мальвиной, у которых будут подвижные суставы.
– При определенной кинематике куклы смогут шевелиться. Ребенок нажмет на рычажок – и кукла поднимет руку, ногу, станцует.
Антонина Толмачева предложила сделать две «Поляны»: на первой возродить сказочное царство 1970-х, а на второй, новой, Александр Ивченко сможет создать свой авторский городок.