, Воронеж
  • 11965

Коза, лапти и скоморохи-аниматоры. Воронежцам показали уличное представление в традициях площадного театра

В балаганном спектакле активно участвовали зрители
Коза, лапти и скоморохи-аниматоры. Воронежцам показали уличное представление в традициях площадного театра Коза, лапти и скоморохи-аниматоры. Воронежцам показали уличное представление в традициях площадного театра
РИА Воронеж Текст — , фото — Михаил Кирьянов

Уличный спектакль для детей «Как Петр I флот строил» прошел на заднем дворе театра кукол имени В. А. Вольховского вечером пятницы, 27 мая. Для труппы это представление – экспериментальное, оно сделано в традициях старинного народного уличного театра. Жанр артисты определили как «скоморошину».

Билеты на представление – «сидячие» и без места – зрители «смели» буквально за два дня. Те, кто не смог попасть на площадку, смотрели на спектакль из-за ограды и взобравшись на ступеньки бизнес-центра по соседству. Некоторые смекалистые горожане наблюдали за театральным представлением, высунувшись из окон офисов.

Постановку артисты театра кукол посвятили строительству флота Петром I на Воронежской земле. Но, поскольку спектакль не классический, четкой сюжетной линии в нем нет – все театральное действо представляет собой интерактивную игру артистов с маленькими зрителями. Актеры в лаптях, одетые в костюмы козы, медведя и скоморохов, на 45 минут превратились в аниматоров, которые вместе с маленькими зрителями строили корабль – собирали мачты, подносили ядра в пушки, передавали друг другу мешки с порохом.

– Мы перенесемся в эпоху Петра Алексеевича, но нашей целью не станет воссоздание исторической достоверности. Главное для нас – погрузить зрителя в атмосферу того времени, с уличными театрами, скоморохами, и показать личность императора, его энергию и решительность, – отметил режиссер спектакля Михаил Каданин.

Фото: 1 из 18

Фото — Михаил Кирьянов
  • «Как Петр I флот строил»
  • «Как Петр I флот строил»
  • «Как Петр I флот строил»
  • «Как Петр I флот строил»
  • «Как Петр I флот строил»
  • «Как Петр I флот строил»
  • «Как Петр I флот строил»
  • «Как Петр I флот строил»
  • «Как Петр I флот строил»
  • «Как Петр I флот строил»
  • «Как Петр I флот строил»
  • «Как Петр I флот строил»
  • «Как Петр I флот строил»
  • «Как Петр I флот строил»
  • «Как Петр I флот строил»
  • «Как Петр I флот строил»
  • «Как Петр I флот строил»
  • «Как Петр I флот строил»

Присутствовали в представлении и элементы площадного театра «Петрушка». На одном из артистов была повязана юбка с обручем в подоле. Легким движением руки он поднял юбку над головой – и она превратилась в импровизированную ширму, на которой развернулся шутовской диалог между Петром I и козой.

Коза не проявляла к представителю власти уважения, бодалась с ним и препятствовала ему строить корабль. На уговоры царя коза не реагировала, тогда у Петра I нашелся последний аргумент – дубинка, которой он начал лупить непослушную «гражданку». После чего дорога к строительству была открыта. Напомним, что в народном театре дубинка обычно появляется в руках Петрушки. А в спектакле театра кукол его роль исполняет Петр.

– Почему мы выбрали стилистику площадного театра? Она выразительна и подходит для перформанса на открытом воздухе, – отметила художник Елена Белых.

В подготовке спектакля участвовала вся театральная труппа. Над сценографией и созданием кукол работали сразу трое: главный художник театра – заслуженный художник России Елена Луценко, заслуженный художник России Александр Ечеин и художник Елена Белых. Елена Луценко изготовила классических театральных кукол – ее руками сделаны перчаточные коза и Петр I, костюмы скоморохов, ростовые костюмы медведя и козы, внутри которых скрывались актеры. Александр Ечеин занимался декорациями, постаментом, реквизитом, композициями костюмов. Елена Белых создавала плоскостных кукол, а также паруса, мачты, флажки.

При изготовлении кукол художники вдохновлялись лубочными картинками конца XVII – начала XVIII века. Яркий пример лубка – перчаточная кукла Петра I. На ее создание у Елены Луценко ушло два месяца. Сначала она сделала скульптуру, затем ее заформовала, после чего занялась куклой из папье-маше. Наконец, внутри нужно было соорудить «механику» – сшить перчатку с патрончиками и резиночками, которая бы удобно сидела на руке. Только после этого кукле Петра I шили костюм.

– Внешность Петра I – лубочная, поэтому на нем нет румян. Здесь выдержан стиль лубка. А вот костюм я сделала нарядным, парадным – как у императора. Получилась авторская кукла, – добавила художник.

Кстати, у Петра на руках – всего по четыре пальца. По словам Елены Луценко, это сделано специально: оказывается, когда у кукол по пять пальцев, у зрителей складывается обманчивое впечатление, что их шесть.

Елена Белых отметила, что в этой постановке артисты впервые экспериментировали с архитектурой театра – она дополнила театральное действо. Так, спектакль прошел в двух уровнях: внизу и вверху, на балконе. Оттуда артисты спускали паруса корабля и пушечные «ядра». Большую работу при подготовке спектакля проделала художник по свету Лариса Новикова. Для нее это первый опыт работы на открытом воздухе.

Надо сказать, что актерам и зрителям повезло с погодой – ветра и дождя не было. Актриса Дарья Ефанова призналась, что репетировать приходилось и во время сильного ветра. Но перед представлением все чуть ли не молились, чтобы погода не ухудшилась. Под дождем или снегом могут испортиться и куклы, и декорации.

В костюме медведя, Михаила Ивановича, скрывался актер Владимир Руднев. Он надевал специальный подшлемник, затем – медвежью голову. Зрителей видел через сеточку, которая находилась на уровне горла медведя.

– Все думали, что в этом костюме мне будет жарко, но на улице прохладно, а мне в шкуре медведя тепло. Другие артисты мерзнут и пьют горячий чай, чтобы согреться, – признался Владимир Руднев.

Актер добавил, что потешное представление в стилистике площадного театра труппа создала впервые. Это было тяжело, ведь ничего подобного артисты раньше не делали.

– Мы взяли за основу спектакля классическую скоморошину про козу и медведя. Все придумывали, как в первый раз. Спектакль создавали в сжатые сроки, за десять дней, – добавил Владимир.

В конце действа на головы зрителей из конфетти-машины посыпался дождь из блесток, которые дети принялись собирать на память.

Уличный спектакль не войдет в постоянный репертуар театра кукол «Шут». Будут ли его показывать еще, артисты ответить затруднились.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: