РИА «Воронеж» продолжает экскурсию в прошлое. С помощью газеты «Воронежский курьер», которая в 2015 году отметила 25-летие выхода первого номера, мы вспоминаем, что волновало воронежцев в 1990-е. Возможно, кому-то темы журналистских материалов того времени покажутся смешными, что-то вызовет ностальгию, а отдельные тексты заставят задуматься, что теория развития истории по спирали – не пустые слова.

1991

Весной 1991 года на страницах «Воронежского курьера» вышла заметка о певице Маше Распутиной. В то время она только начинала карьеру в шоу-бизнесе, была известна по песням «Гималаи» и «Кружит музыка». Активно раскручивался образ бунтарки из глухой провинции, на сцене девушка была в экстравагантных откровенных нарядах. Но мало кто знал, что Маша Распутина (а в жизни Алла Агеева) активно занималась благотворительностью. Например, после мартовского выступления в Воронеже певица пожертвовала часть гонорара на восстановление Успенской церкви.

 
 

«Церковь погибающая. Если в этом году не начать восстановительные работы, она рухнет. И останутся от памятника истории только руины времен Петра I. Но мы надеемся, что церковь будет восстановлена и отреставрирована в срок. На открытие уже сейчас пригласили и Машу. Распутина – человек набожный. Она помогает финансово детям, пострадавшим от катастрофы в Чернобыле, ребятам, инфицированным СПИДом. Инфицированной девочке она лично вручала деньги на лечение. Хотела даже удочерить ее, но жилищные условия не позволили. Знаменитости у нас, случается, тоже делят на троих шестиметровую комнатушку».

1993

О том, как пьяный бомж взял в заложники 14-летнего школьника, приставив к его горлу разбитую бутылку, рассказала журналист Алла Холденко. Случай произошел в Нововоронеже, прежде захвата заложников в Воронежской области не было.

 
 

«Вышло так, что в подвал, где обитал сомнительный гражданин, зашло трое мальчишек лет по 14. Видимо, в тот момент и созрел у преступника его коварный план. Он схватил одного из мальчуганов, приставил в его горлу разбитую бутылку, а остальным приказал бежать в милицию и сообщить о захвате заложника. Преступник требовал у милиции только одно – пистолет».

Подъехавшая милиция выполнила требования бездомного, а затем успешно провела операцию по захвату. Преступника ранили в ногу. Заложник не пострадал, была лишь царапина на горле.

В марте того же 1993 года журналисту «Воронежского курьера» Владимиру Андрееву удалось взять интервью у легенды российского телевидения Влада Листьева.

 
 

Встреча проходила в здании телецентра «Останкино». Во время беседы телеведущий рассказал, с каким трудом он «пробивал» в эфир одну из своих самых удачных программ «Тема» и с какими неожиданными сложностями столкнулся при «раскручивании» проекта «Звездный час».

«Пробить любую передачу, особенно в лучшее для зрителей время, – это очень трудно. «Тема» пробивалась с большим трудом. Ее бросали и в шесть часов вечера, и в одиннадцать вечера. Прошло около двух месяцев, прежде чем она стабилизировалась на своем месте в эфире. Теперь надо раскручивать «Звездный час». Программа выходит всего два месяца, но уже сейчас могу сказать, что это самая смотрибельная программа для детей. На почту в адрес редакции «Звездного часа» уже приходят в день по 10 тысяч писем и около трех тысяч телеграмм».

Во время разговора была затронута тема женщин. Журналист Владимир Андреев спросил, правда ли, что у Листьева в Воронеже зазноба и поэтому он так часто зачастил в наш город? «Каждый раз, когда я приезжал в Воронеж, я всегда был с женой. Вот так», – ответил телеведущий.

Интервью с Владом Листьевым было записано за два года до его смерти. Вечером 1 марта 1995 года при возвращении со съемок программы «Час пик» Владислав Листьев был убит в подъезде своего дома. Одна пуля попала в руку, вторая – в голову. Ценности и большая сумма наличных, которые были при ведущем, остались нетронутыми, что позволило следователям предположить, что убийство было связано с деловой или политической деятельностью.

 
 

Первая полоса «Воронежского курьера» от 4 марта 1995 года была полностью посвящена убийству телеведущего.

«Во всем мире убивают политических деятелей, а у нас – журналистов и бизнесменов. Если же и оказывается в этом списке депутат, то выясняется, что человек этот активно занимался коммерцией. Думаю, так происходит, что политики наши по большей части бездарны и никчемны. Или ж сами недалеки от бандитизма. Первый пришедший в голову ряд: Мень, Холодов, Листьев. А еще – Чечня. Такое ощущение, что нас приучают к мысли, что есть простое разращение всех проблем: убийство. Герман Полтаев».

 
Фото — «1 Канал»

«Убеждены, что убийство Владислава Листьева – политический акт, направленный против демократических преобразований общества, в первую очередь – против средств массовой информации. Требуем от президентских, правительственных и парламентских структур провести тщательное расследование убийств журналистов Дмитрия Холодова, Владислава Листьева и других работников прессы, которые погибли от рук наемных убийц. Коллектив Воронежской ГТРК».

Вот как вспоминают день убийства Владислава Листьева воронежские журналисты.

Помню, что в ночь на 1 марта я ехал в поезде «Воронеж-Москва» в командировку. Проснулся, включили радио в вагоне, и тогда я услышал, что убили Листьева. Это было как обухом по голове. Не верилось в его смерть. Целый день по «1 Каналу» в тот день ничего не показывали, был траур. Траур был во многих российских семьях – Листьева любили. В то время было немного телевизионных программ, и все его знали по «Полю чудес», «Взгляду», «Теме». Листьев был настоящим телепрофессионалом. Не только ведущим, но и продюсером. Его программы были самыми популярными на телевидении, и до сих пор идут его детища «Поле чудес», «Угадай мелодию».
Олег Мещеряков

заместитель генерального директора «Студии "Губерния"»

Известие о гибели Листьева не произвело для меня какого-то особенного впечатления. Это был человек из телевизора, из сверкающего чужого мира с другой планеты, где люди запросто ворочали миллиардами, за что к ним и подсылали киллеров в масках с бесшумными пистолетами. В моем мире тебя у подъезда ждала толпа малолетних гопников с заточенными арматурными прутьями, которые могли запросто убить за деньги на пару банок пива... «Слышал, Листьева убили? – тогда сказал мне кто-то. Я только пожал плечами. Накануне от наркотиков умер мой близкий друг, примерно в это же время одна моя однокурсница насмерть забила молотком свою соседку по комнате в общежитии. Просто за то, что не поделили парня».
Владимир Тихомиров

редактор сайта «Историческая правда»

1995

В канун 50-летия Победы в Великой Отечественной войне вандалы испортили братскую могилу в городском парке отдыха и труда (более известен как парк «Динамо»). С памятника украли 16 мраморных плит.

 
 

«Вице-мэр города Борис Артемов заметил, что ничего подобного с памятниками Великой Отечественной войны в последнее время не происходило. А потом добавил, что к майским торжествам памятник будет приведен в порядок, для этого городская администрация уже выделила 10 млн рублей».

1999

Весной 1999 года в Воронеж приезжал оскароносный режиссер Никита Михалков, чтобы презентовать свой фильм «Сибирский цирюльник». Ради Михалкова поезд «Москва-Кисловодск», который всегда прибывал на пятый путь, подали на первый путь, чтобы звездный гость сразу мог выйти на вокзал. На перроне Михалкова хлебом-солью и чаркой водки встречали девушки в народных костюмах, был замечен и мэр Воронежа Александр Цапин.

 
 

«С Михалковым приехали его дети – Анна, Артем и Надя. Он сообщил, что редко приходится побыть с семьей дома, поэтому приходится их возить с собой по рабочим командировкам. Тем более все дети режиссера снимались в «Цирюльнике», так что на показе фильма они были полноправными членами творческой группы фильма».

С вокзала детей Михалкова повезли в гостиницу «Дон», оттуда – на экскурсию по городу. А сам режиссер отправился в авиационное училище, там он поиграл в теннис, а после нескольких сетов его пригласили в баню.

 
 

После развлекательной программы была вечерняя встреча режиссера со зрителями, на которой Михалков объяснил, почему билеты на «Сибирского цирюльника» продаются по непривычно высоким для воронежцев ценам – от 90 до 200 рублей.

«Это принятая во всем мире практика: премьерные цены высоки, затем, по мере опустения зала, они снижаются, доходя до вполне приемлемых цен для всех желающих. «Сибирский цирюльник» – коммерческий фильм. Он обязан окупиться. Мы затратили на него 45 млн долларов».

«Сибирский цирюльник» является самой крупнобюджетной постановкой в истории российского кино (рекордом советского времени считается «Война и мир» Сергея Бондарчука). Съемки длились 11 месяцев по шесть дней в неделю, рабочий день у группы был от 12 до 16 часов. Никита Михалков стал первым человеком, которому удалось потушить кремлевские звезды, а также проложить рельсы через Иверские ворота Кремля, чтобы пустить по ним конку. Реклама фильма по центральным каналам была масштабная.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».