РИА «Воронеж» продолжает экскурсию в прошлое. С помощью газеты «Воронежский курьер», которая в 2015 году отметила 25-летие первого номера, мы вспоминаем, что волновало воронежцев в 1990-е. Возможно, кому-то темы журналистских материалов того времени покажутся смешными, что-то вызовет ностальгию, а отдельные тексты заставят задуматься, что теория развития истории по спирали – не пустые слова.
1991
Уникальные снимки, связанные с первым полетом человека в космос, опубликовал «Воронежский курьер» 12 апреля 1991 года. Фотографии, сделанные после приземления Гагарина, 30 лет являлись государственной тайной. За ними охотились ведущие мировые информагентства. Запечатленные события происходили в строжайшей секретности, в присутствии узкого круга членов Правительственной комиссии. Автор раритетных фотографий – воронежец Борис Данилов. В начале 60-ых он был первым заместителем председателя Куйбышевского совнархоза по обороне и входил в команду Королева – участвовал в создании и подготовке космической техники.
Позже Борис Данилов возглавлял Воронежский авиазавод и все годы бережно хранил редчайшие негативы. Первым изданием, где Борис Матвеевич решил опубликовать свои архивы, стал «Воронежский курьер». В материале Данилов рассказал, каким он запомнил 12 апреля 1961 года.
«Когда ракета оторвалась от стенда и в неописуемом грохоте и пламени работающих двигателей взметнулась в ввысь, мгновенно превратившись в точку, всех нас охватили смешанные чувства: радости и восхищения, смятения и волнения. Ведь ракета ушла с человеком на борту! Сразу после сообщения о приземлении «Востока» мы с группой участников подготовки к полету вылетели к месту посадки корабля на юго-запад от города Энгельса. Еще в иллюминаторы увидели группу людей, сбившихся в одной точке. Подойдя к ним, поняли, что к «виновнику» события не пробиться никакими силами. Его плотным кольцом окружили медики, твердившие: «К нему нельзя. Он побывал в космосе и невесомости. Все вопросы потом, а пока он наш!». Но, увидев жизнерадостное лицо Юры, мы поняли – все прошло хорошо!».
«После того, как Гагарина забрали медики в место предварительного осмотра, мы начали осматривать корабль. Сфера корабля еще хранила следы полета и дыхания космоса. Вид «Востока» изменился». Часть изоляции из-за высокой космической температуры (2500 градусов) просто испарилась. На месте приземления корабля мы забили первый попавшийся нам металлический лом. Ночь после полета Гагарин находился в компании Королева в коттедже, расположенном на высоком берегу Волги. К 9 часам утра туда начали съезжаться члены госкомиссии. Неожиданно в дверях в военной форме появился Гагарин. Посыпались поздравления и вопросы. Королев сказал, что все вопросы можно будет задать через час».
«Заседание с участием Гагарина и Королева записывали на два магнитофона. Юра говорил два часа, отвечал на все вопросы. Потом к коттеджу подъехали журналисты. Им объяснили, что Юрий Алексеевич отдыхает, но они не унимались. Наиболее активно вел себя журналист «Комсомолки» Василий Песков (уроженец «Воронежской области – РИА «Воронеж»). Услышав разговоры внизу, Юрий легкой походкой сбежал с крыльца, навстречу ему бросились обрадованные корреспонденты. О том, что происходило дальше написано много очерков и книг…».
«Прошло какое-то время после полетов первых космонавтов. Я в ту пору уже работал в Воронеже и был вызван в Москву по одному срочному делу. Зашел домой к Сергею Павловичу Королеву и угостил его конфетами «Песни Кольцова». «Хорошие конфеты, – похвалил он и, рассматривая обертку, добавил. – В этой картиночке дух воронежского края». И мне пришла идея: «А что если изготовить конфеты в честь освоения космоса?». С этим предложением я обратился к начальнику управления пищевой промышленности Воронежского совнархоза Анне Исаянц. Меня спросили, какими я вижу эти конфеты. Я сказал, что на борту космических кораблей космонавтам выдают сгущенный сироп из черной смородины. Хорошо бы применить его с орехами. Оболочка должна быть шоколадной. В итоге обертку решили оформить так: на темно-синем фоне – звезды, ракеты и лица космонавтов. Конфеты так и назывались «К звездам!».
Во время полета Николаева и Поповича я вылетел в Москву и решил зайти к Серегю Павловичу, чтобы вручить ему сувениры воронежцев. Помню, когда подал ему коробку, он открыл одну из них и, обращаясь к жене, сказал: «Смотри, Нина, какая прелесть! Отведай, каковы на вкус!». Нина Ивановна выбрала конфету с изображением Валентины Терешковой на фантике, попробовала и сказал, что конфеты очень замечательные!».
1994
В апреле 1994 года на историческую родину приезжал потомок воронежского наместника (был звеном между губернатором и Екатериной Великой – РИА «Воронеж») Василия Черткова. Николай Чертков родился во Франции, долгое время жил в США, но о своих корнях никогда не забывал. Человек, который всю жизнь был за пределами России, удивил журналистов хорошим русским языком и статусом председателя Чертковского мемориально-культурного фонда. В Воронеже потомок известного дворянского рода провел три дня. Посетил село Хвощеватка Рамонского района, где сохранились остатки имения его предка, осмотрел храм, в котором с 1989 года покоился его прадед Федор Дмитриевич. Правда, по разговорам старожил тех мест, после революции, когда ломали полы в церкви, «барина выкинули».
«Когда я собирался вылетать из Нью-Йорка, заехал к отцу. Ему 86 лет, и он все помнит. Даже план нарисовал мне, как найти в Воронеже Глухой переулок, где он жил до 1918 года. Большая Дворянская улица, с правой стороны от нее – Кадетский корпус, где учился отец. Чуть дальше – духовная семинария, поворот налево… И я нашел. Теперь это улица Алексеевского. Мой отец родом из Воронежа, дед тоже. Все три родословные ветви Чертковых, начиная с Василия Алексеевича, бывшего при Екатерине генералом-губернатором, исходят из Воронежа. Я же родился во Франции. Но знаете, во Франции я не чувствовал себя французом. Был иностранцем в этой стране. Но я и не американец, хоть и живу в США уже 20 лет… И так всю жизнь ощущение гостя».
Впервые в Россию Николай Чертков приезжал в 1981 году, затем в 1984. По его словам, он тогда испытал большое разочарование от встречи с Родиной. На него многие смотрели как на шпиона, следили за передвижениями. Приезд в 1994 году произвел более приятные впечатления. В одном из музеев Москвы с него сначала как с иностранца хотели взять за билет 1000 рублей, но, узнав «чьих будет хлопец», кассир взяла Черткова за вход 100 рублей, хоть и паспорт у него была не российский.
Самый известный предок Николая Черткова – наместник Воронежской губернии Василий Чертков. Эту должность ввела Екатерина Великая, наместники были не во всех губерниях, в подчинении наместников находились губернаторы. У Василия Алексеевича было 11 детей, вместе с родителями, а также подчиненными отца они образовали полноценную труппу из актеров-любителей. Долгое существование театра доказывает отпечатанная в губернской типографии пьеса «Опыт дружбы», датированная 1798 годом.
Спектакли первые воронежские театралы-любители давали в двухэтажной зале резиденции на Большой Дворянской, там оборудовали сцену, устроили партер, два яруса лож и галерку для обывателей. На подмостки выходили самодеятельные актеры — дети Черткова, чиновники из его канцелярии и даже вице-губернатор. С 1799 году на сцене вместе с любителями появились и публичные актеры. Театр стал общедоступным.
К заслугам Василия Черткова относят организацию в городе ярмарок. До этого это были нерегулярные крестьянские торги. Он «учредил в Воронеже еще три купеческие ярмарки и опубликовал оные в ведомостях обеих столиц. С тех пор всегда приезжают на сии ярмарки московские купцы с разными товарами». При Черткове в Воронеже появилась первая губернская больница, возникло народное училище, в нем обучались сироты из неимущих офицерских дворянских семей». Учебное заведение содержалось за счет казны и пожертвований.
1995
В 1995 году в Воронеж с гастролями прилетала группа «ДДТ». 22 года назад Юрий Шевчук и его команда передвигались по стране на личном АН-26. Журналисты встречали рок-звезду на военном аэродроме.
«Вот, купили себе самолет, теперь будем летать на нем на гастроли» – скромненько ответил на вопрос о необычном средстве передвижения Юрий Шевчук. Полноценное интервью мы смогли записать уже после концерта «ДДТ». Шевчук оказался очень приятным в общении человеком. В отличии от Пугачевой и еще некоторых артистов, считающих себя мега артистами, на пресс-конференции вел себя спокойно, без звездных закидонов, отвечал на разные вопросы, даже личные. Например, про то, сколько он зарабатывает. Шевчук сказал, что раз на раз не приходится. Но их группа полностью независимая, денег ни у кого не просит, а все, что зарабатывает, вкладывает в творчество: покупают аппаратуру, записывают диски, снимают клипы, самолет же, как уже было сказано, купили…»
Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter