Уже несколько дней по всей стране обсуждают «конституционную реформу», которую анонсировал президент Владимир Путин, а также отставку правительства РФ, ставшую итогом ежегодного обращения к Федеральному Собранию. По сути, меняется государственный строй. На федеральном уровне заявляют, что весной пройдет общероссийское голосование, посвященное трансформации основного документа страны. Каких изменений ждать и почему был необходим уход правительства, рассказали местные политологи и юристы.
Как хотят изменить Конституцию
Как заявил Владимир Путин, поправки не затронут фундаментальных основ Конституции. В новом основном документе необходимости нет – принятый в 1993 году, по мнению президента, не исчерпан.
По распоряжению Владимира Путина создана рабочая группа по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. В группу вошли 75 человек – политики, законодатели, ученые и общественные деятели.
Предполагается, что поправки в Конституцию вынесут на общероссийское голосование до 1 мая 2020 года.
Система власти
Во-первых, в обновленной Конституции закрепят роль Госсовета. Это орган при президенте, в который входят главы регионов, члены правительства, спикеры Госдумы и Совета Федерации, полпреды президента в федеральных округах.
Во-вторых, усилится роль парламента. По действующему закону президент получает согласие Госдумы на назначение премьер-министра, после чего назначает его сам, а также всех министров. По предложению Владимира Путина парламент получит право утверждать кандидатуру, предложенную президентом. Нижняя палата по предложению премьер-министра будет утверждать вице-премьеров и министров. При этом президент лишается права отклонять кандидатуры министров, представленные Думой. Однако, по словам Владимира Путина, Россия останется президентской республикой. У главы государства будет право отстранять министров, у него сохранится прямой контроль за армией и правоохранителями. Утверждать глав силовых ведомств президент будет после консультации с Советом Федерации.
В-третьих, в основном документе страны закрепят принципы единой системы власти. То есть исчезнет разрыв между государственными и муниципальными органами. Таким образом полномочия местного самоуправления расширят. Как именно, пока не уточняется.
Требования к руководителям
Владимир Путин также предложил изменить требования к желающим идти в президенты. Кандидаты должны проживать в России не менее 25 лет, не иметь иностранного гражданства или вида на жительство.
Иметь документы, позволяющие постоянно проживать на территории другой страны, планируют запретить руководителям федеральных органов власти, депутатам, сенаторам, судьям и губернаторам.
Судебная система
Нововведения предлагаются и в судебную систему. Так, отрешать от должностей судей Конституционного или Верховного суда получит право Совет Федерации по представлению президента. Сейчас это можно сделать только по инициативе самого суда.
Полномочия Конституционного суда расширят. Он получит право по запросу президента проверять конституционность законопроектов до их подписания главой государства.
Приоритет Конституции
Владимир Путин предложил закрепить приоритет основного закона страны над международными договорами. Это, по словам президента, гарантирует независимость государства – суверенитет народа должен быть безусловным.
Социальные вопросы
В Конституции хотят прописать требования к минимальному размеру оплаты труда – он должен быть не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. Кроме того, в документе закрепят принципы пенсионного обеспечения, в том числе регулярную индексацию.
Что говорят воронежские эксперты
Виктория Черникова, доцент кафедры социологии и политологии ВГУ:
– Президент только наметил некоторые контуры перераспределения полномочий между ветвями власти. Будет еще выработка конкретных мер. Сейчас можно сказать, что сделан реверанс в сторону законодательной власти – вовлечение Госдумы в более активное участие в принятии решений, в том числе на уровне исполнительной власти. Правительство будет в большей степени ответственно перед Думой, чем перед президентом.
У нас федеративное государство, очень разное пространственное развитие. Возникает необходимость согласовывать различные проекты, программы именно с губернаторами, чтобы была учтена разница в особенностях. Поэтому был создан Госсовет, но конституционным органом он не являлся. Внесение в Конституцию различных норм, связанных с Госсоветом, вероятно, определит его полномочия, функции. Когда станет понятно, какие именно это будут нормы, можно будет сказать, какой уровень влияния получит совет на выработку внутренней, а может быть, и внешней политики. Закрепление совета в Конституции повысит не только статус губернаторов, но и ответственность.
Нельзя не сказать о том, что теперь у губернаторов будут более сложные взаимодействия с прокурором. Главу ведомства назначат без прямого учета региональных интересов. У прокурора будут развязаны руки по контролю.
Владимир Киреев, политолог, кандидат философских наук:
– Общество долго находилось в напряжении, было не удовлетворено существующим курсом. Теперь же Путин обещает, что политика в отношении населения будет изменена, она станет более социально направленной. Ждать ли изменений на практике, сказать трудно.
Влияние регионов надо увеличивать. Был момент в начале нулевых, когда возникла необходимость дисциплинировать регионы, создать единую систему. Теперь же им нужно дать возможность шире решать вопросы, уйти от тотальной централизации. Поэтому вопрос повышения статусов губернаторов правильный. Потенциала для того, чтобы повышать роль муниципалитетов, я не вижу. Такие слова прозвучали во время выступления, но каким образом это собираются делать, не понятно.
Владимир Инютин, директор Центра социально-политических технологий:
– Изменения Конституции носят либо декларированный, либо косметический характер. В некоторых случаях не понятно, как они будут реализованы. Например, о приоритете Конституции над международным правом. У ряда предложений не понятен смысл.
Я не думаю, что в регионах будут серьезные изменения. Перераспределение власти в пользу регионов должно начаться с налоговых баз, а об этом ничего сказано не было. Госсовет фактически является только совещательным органом. Просто перераспределение полномочий в пользу Госсовета может привести к кризису исполнительной власти и очень серьезному. Думаю, этого не планируется. Поэтому статус губернатора останется прежним.
Роман Савенков, координатор Воронежского клуба политологов:
– Социологи давно говорили, что россияне дождутся перемен линии политической структуры. Надо создавать механизм распределения власти и ответственности с учетом разных точек зрения на экономические проблемы, дальнейшее развитие страны. Сформирован общественный запрос на перемены, необходимо повышение эффективности управления. Не должна внутренняя политика концентрироваться в руках президента. Должен быть диалог коллегиального органа. Депутатам надо чувствовать свою ответственность за принимаемые законопроекты.
Галина Арапова, директор Центра защиты прав СМИ:
– С момента принятия действующей Конституции России в ч. 4 ст. 15 четко установлено, что в случае коллизии между нормой национального законодательства и ратифицированного Россией международного договора применяются международные нормы. Это и есть тот самый приоритет международных норм, который в российской прессе активно обсуждают второй день.
Но ведь и внести изменения в эту статью Конституции вот так просто путем поправки нельзя. Она находится в главе первой, которая является одной из наиболее значимых, и запрет на ее изменения наложен самой же Конституцией, статьей 135. Любые предложения о поправках должны сначала рассматриваться Конституционным Собранием и в случае одобрения выноситься на референдум. Но что такое Конституционное Собрание – никто не знает, закон о нем до сих пор не принят, процедура созыва и работы не установлена. Поэтому анонсированные президентом преобразования формально невозможны без принятия новой Конституции.
Даже если приоритет Конституции над международными нормами все-таки закрепят, это не отменит взятых Россией международных обязательств. Страна не сможет отказаться от исполнения международных договоров, которые она сама ратифицировала и обязалась исполнять. Обязательную силу сохранят как Европейская Конвенция о защите прав человека и практика Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), так и огромное количество других международных договоров, заключенных Россией с 1857 года.
Отставка Правительства РФ
После выступления президента премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил об отставке всего состава Правительства РФ. Владимир Путин ее принял. По ст. 117 Конституции, правительство может воспользоваться правом подать в отставку в случае, если предполагается изменение основного документа.
Владимир Путин намерен встретиться с каждым из членов кабинета министров. Дмитрию Медведеву он предложил стать заместителем секретаря Совбеза. Ранее такой должности не было. Пока не будет сформирован новый кабмин, члены правительства, которые просили об отставке, будут исполнять свои обязанности.
Нового премьер-министра уже подыскали. Эту должность Владимир Путин предложил Михаилу Мишустину – бывшему главе Федеральной налоговой службы.
Госдума поддержала кандидатуру, а президент утвердил соответствующим указом. Мишустин, выступая в Госдуме, заверил, что новое правительство акцентирует внимание на вопросах повышения благосостояния россиян, решении проблем предпринимательства, цифровизации. Список кандидатов на посты в новом правительстве он намерен представить президенту в ближайшее время.
Глава фракции «Единой России» Сергей Неверов на заседании Госдумы заявил, что позитивную оценку фракция дает работе вице-премьеров Татьяны Голиковой, Дмитрия Козака, Алексея Гордеева (бывший губернатор Воронежской области), а также министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева.
Что говорят эксперты
Александр Слинько, завкафедрой политологии и политического управления Воронежского филиала РАНХиГС при президенте РФ:
– Возможность смены правительства рассматривалась не один год. Сейчас сформировалось направление, в котором надо двигаться. Неолиберальный проект, который исповедовало правительство, себя исчерпал. Есть альтернативные системы, наступило время их опробовать. Уменьшение давления неолиберальной системы в регионах должно резко улучшить эффективность управления, поскольку влияние олигархических структур уменьшится, упор сделают на преодоление бедности.
Владимир Киреев:
– Я думаю, что переназначения кабмина будут, но свои должности обратно получат в основном представители силового блока. Весь экономический уйдет. Именно им Путин был недоволен. Существует возможность досрочных выборов в Госдуму. Если у Думы увеличиваются полномочия, то необходимо менять и состав, чтобы люди подтвердили свой кворум доверия. Возможно, произойдет переформатирование партий, их политических программ. Для такой масштабной реформы, которую анонсировал президент, нужна новая партийная система. Путин доработает свой срок до конца. Другой вопрос, какое место он займет после окончания президентской карьеры. Возможно, станет спикером парламента или возглавит Госсовет.
Владимир Инютин:
– Отставка Медведева была ожидаемой настолько, что ее просто перестали ждать. Дело в падении рейтингов из-за ряда решений: начиная с повышения НДС и заканчивая пенсионной реформой. Премьер взял на себя ответственность за них. Отставка Медведева приведет к повышению президентского рейтинга.
Я думаю, что досрочные выборы в Думу будут с вероятностью в 70%. Возможно, это будет сопряжено и с досрочными выборами президента, но с меньшей вероятностью. При перестройке уход Путина с поста приведет к тому, что Госсовет будет играть совершенно другую роль, как орган управления. Председателя могут наделить особыми функциями, сделать это как раз под первое лицо. Логичным было бы решение всех этих вопросов уже в этом году – они требуют быстрых и четких действий.
Думаю, для Медведева должность в Совете безопасности – утешительный приз. Он уже не будет сильной политической фигурой, не будет претендовать на пост президента на ближайших выборах, но сохранит какие-то позиции в системе власти. Выбор Мишустина в качестве премьер-министра не очевиден. Я думаю, сам Путин еще рассматривает другие кандидатуры. Мишустин покажет себя как антикризисный менеджер, он сыграет свою роль. Потом же мы получим другую фигуру.
Виктория Черникова:
– Правительство ушло в отставку, поторопив события, не дождавшись, когда будут приняты все законодательные акты. Это показывает, что все дальнейшие решения, связанные с изменением Конституции, будут приниматься достаточно быстро.
Вряд ли будет досрочная отставка президента – для этого надо сначала реализовать все объявленные законы. Роспуск Госдумы маловероятен. В соответствии с Конституцией основания для этого должны быть вескими, и мы их сейчас не видим. Дума может сама выступить с такой инициативой, но это тоже маловероятно.
Один из сценариев развития событий таков, что Путин после 2024 года уйдет в Совет безопасности. Подобная «мягкая отставка» президента произошла в некоторых странах. Когда президент не ушел из политики полностью, а продолжил работать в контролирующем или совещательном органе. Роль совета может измениться перед изменением личности президента. Как раз для этого необходимы изменения законодательной базы и кадрового состава совета. Возможно, поэтому в совете специально создали должность под Медведева.