1 Октября 2020

четверг, 17:58

$

78.78

92.43

Избыточная мера или долгожданное решение? Зачем Воронежу электронные транспортные карты

, Воронеж, текст — , фото — Евгения Емельянова (из архива)
  • 4202
Избыточная мера или долгожданное решение? Зачем Воронежу электронные транспортные карты Избыточная мера или долгожданное решение? Зачем Воронежу электронные транспортные карты Чиновники задумали ввести пластиковые проездные вроде московской «Тройки».

Чиновники задумали ввести пластиковые проездные вроде московской «Тройки».

Новая система оплаты может появиться в воронежских автобусах к 2019-2020 годам. Мэрия планирует внедрить систему единых электронных проездных по типу московских карт «Тройка». Об этом рассказал и.о. руководителя управления транспорта Сергей Латынин в понедельник, 15 октября. Корреспондент РИА «Воронеж» выяснила подробности проекта и выделила плюсы и минусы электронных проездных для пассажиров, перевозчиков и муниципалитета.

Это уже точно или просто идея?

Введение электронной транспортной карты – часть концепции по созданию «умной» транспортной системы в Воронеже. Первой ступенью стала установка терминалов для расчета банковской картой. Далее городские власти создадут единого оператора автоматизированной системы оплаты проезда (АСОП), который будет отвечать за наличные и безналичные формы расчета. Эта же организация станет выпускать и обслуживать электронные проездные.

К дальнейшей модернизации транспортной системы городские власти перейдут только после того, как наладят безналичную оплату. Ориентировочно это должно произойти до 2020 года. Но к тому времени концепция развития платежных систем может измениться.

– Вопрос находится в стадии всесторонней проработки. Если уже действующая система безналичной оплаты проезда при помощи банковской карты окажется удобной для горожан, возможно, электронные проездные транспортные карты и не будут внедрены. Карта «Тройка» и другие подобные системы разрабатывались тогда, когда не были еще столь распространены банковские карточки с бесконтактной системой оплаты. Сейчас они встречаются повсеместно, – пояснили в пресс-службе мэрии.

Организация, которая будет выполнять функции оператора АСОП, пока не выбрана. Для введения структуры чиновникам еще предстоит подготовить нормативную базу. Известно лишь, что городские власти планируют работать с единым оператором на основе инвестиционного или концессионного соглашения (при такой системе фирма вкладывает в проект свои деньги, а затем получает часть прибыли).

Пластиковые проездные будут работать наравне с банковскими картами или заменят их?

В пресс-службе мэрии сообщили, что сейчас рассматривается вариант, при котором будет работать одна система безналичного расчета в транспорте: или банковской картой, или при помощи электронного проездного.

Оплату наличными отменят?

В пресс-службе мэрии сказали, что запрещать оплату наличными в транспорте городские власти не планируют.

Из-за ввода пластиковых проездных проезд подорожает?

Анонсируя создание оператора автоматизированной системы оплаты проезда, Сергей Латынин признал, что для его внедрения необходима экономическая основа. Поэтому тариф повысят с условием его дифференциации по способам оплаты (например, по карте дешевле, чем наличными).

Крутских_1.JPG

– Любое нововведение увеличивает стоимость перевозки. Ввели систему безналичной оплаты при помощи банковских терминалов – это повлекло за собой дополнительные расходы для перевозчиков. Сейчас городские перевозчики направляют властям обращения о повышении стоимости проезда, – рассказал председатель совета директоров ЗАО ГК «Автолайн» Дмитрий Крутских.

Сопредседатель общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков считает, что подорожание проезда в Воронеже неизбежно, но создание единого оператора и внедрение электронных проездных не основная тому причина.

новиков.jpg

– Цена проезда рано или поздно все равно увеличится. Потому что хороший общественный транспорт не может стоить 17 рублей. Если воронежцы хотят получить автобусы с кондиционерами, климат-контролем, удобными сиденьями, низким полом, они должны понимать, что это недешево. Дешево стоят старые «пазики» и «Газели». Цена проезда повысится, если мы хотим сделать из нынешнего общественного транспорта нормальный. Введение карт станет одним из элементов этого процесса, но не более того. На мой взгляд, по нынешним условиям адекватная цена проезда – 25-27 рублей, – заявил общественник.

В чем плюсы электронного проездного по сравнению с банковской картой?

Юрий Новиков считает, что платить в автобусе электронным проездным будет удобнее, чем банковскими картами.

– Доставать карту в общественном транспорте – всегда риск для гражданина. Кроме того, это не очень удобно. Сейчас терминал находится около водителя. У средней или задней двери его повесить нельзя, так как оборудование не должно находиться без надзора ответственного кассового работника. Это условие оператора платежных систем. Очевидно, что человек, который войдет в заднюю дверь набитого автобуса, испытает трудности с тем, чтобы расплатиться картой. Что ему делать? Просить передать карту водителю? Поэтому оплата банковскими картами в транспорте, скорее всего, развиваться не будет, – пояснил общественник.

По мнению Новикова, появление оператора АСОП оздоровит экономику общественного транспорта.

– Этот инструмент не даст деньгам оседать в местах, для них не предназначенных. Вся выручка будет видна, средства пойдут на транспортные нужды. Без этого нормальной экономики транспорта не будет, – подчеркнул эксперт.

В чем минусы введения транспортной карты?

– Идея классная. Единая карта оплаты общественного транспорта прекрасно работает не только в Москве, но и во многих городах. Есть только одно «но». Там, где ее внедряют, весь транспорт обычно муниципальный. И именно на этих условиях она показывает себя максимально эффективно, – напомнил руководитель автомобильного издания и канала CarzClub.ru Алексей Шамарин.

В Воронеже наряду с муниципальным перевозчиком – МКП «Воронежпассажиртранс» – действует множество частных транспортных компаний. Возникает дополнительное звено в системе, которое сначала соберет деньги с пассажиров, а потом передаст их частным перевозчикам.

Перевозчики отмечают еще одну сложность.

– Принцип работы московской транспортной карты «Тройка» заключается в том, что человек может доехать из пункта «А» в пункт «Б» за фиксированную сумму, вне зависимости от того, сколько он сделает пересадок. Предположим, что проезд между этими точками стоит 30 рублей. Пассажир решил преодолеть этот путь с тремя пересадками. Получается, что каждый перевозчик получит по 10 рублей? В этом случае, я думаю, заниматься перевозкой людей будет невыгодно. Возможно, в Воронеже эта карта будет работать по иному принципу. К примеру, человек будет просто оплачивать каждую поездку отдельно, как сейчас банковской картой. В этом случае условия для перевозчиков не изменятся, – сказал Дмитрий Крутских.

Контекст

За четыре месяца работы терминалов безналичной оплаты на муниципальном общественном транспорте воронежцы произвели по ним более 361 тыс. транзакций на общую сумму 6,1 млн рублей. В автобусах частных перевозчиков система официально заработала с 15 сентября. Там воронежцы успели произвести более 100 тыс. транзакций на 1,7 млн рублей. Число людей, оплачивающих проезд по карте, постепенно растет, но пока не превышает 10% от общего количества пассажиров. Чаще всего воронежцы используют карты в троллейбусе (10%), так как там предусмотрены скидки при таком способе оплаты. В автобусах этот процент ниже. По подсчетам представителя «Автолайна» Дмитрия Крутских, оплата проезда по карте составляет от 3% до 5% всех транзакций.

Некоторые водители противятся новой системе. Они выводят из строя терминалы, не заряжают их чековой лентой или отказываются предоставлять оборудование пассажирам.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Главное на сайте
Сообщить об ошибке
Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: