В коммунальной сфере Воронежа разгорелся небольшой скандал – представители группы компаний «ПИК-Комфорт», в которую входят 22 местные УК (обслуживают около 60% городского жилфонда), заявили о незаконном удержании 32 млн рублей. Ответственным компания «ПИК-Комфорт» посчитала расчетный центр АО «ЕПСС ЖКХ ВО», который выставляет для управляющих компаний квитанции об оплате, и подала на него в Арбитражный суд. Оппоненты в свою очередь обвинили «ПИК-Комфорт» в неоплате счетов за выполненные работы.
Корреспонденты РИА «Воронеж» решили выслушать позиции обеих сторон, а также обратились с запросом в вышестоящие инстанции, чтобы выяснить, кто виноват в этой ситуации, а главное, пострадают ли из-за этого спора жители домов, которые обслуживает ГК «ПИК-Комфорт».
Добро пожаловаться
Первыми о конфликте заявили представители «ПИК-Комфорт» – по их информации, расчетный центр АО «ЕПСС ЖКХ ВО» удержал на своих счетах деньги жителей 2,5 тыс. воронежских многоквартирных домов. Средства, как сообщили в «ПИКе», должны были пойти на текущий ремонт и подготовку к отопительному сезону.
Фото – Евгения Емельянова (из архива)
– 22 и 24 августа 2022 года крупные управляющие компании города обнаружили, что расчетный центр удержал 32 млн рублей, которые горожане внесли по коммунальным квитанциям ЕПСС. По данным УК, все деньги расчетный центр перевел компаниям: АО «Экотехнологии», ООО «РРЦ», ООО «РРС» и ООО «КЦ». Эти деньги, которые горожане внесли по квитанциям ЖКУ, должны были пойти на текущий ремонт кровель и подъездов, замену ветхих труб, утепление контура, промывку и опрессовку, оплату ресурсникам общедомовых нужд, – заявили в пресс-центре ЖКХ, представляющем компании, входящие в «ПИК-Комфорт».
В тексте заявления также значилось, что пострадавшие от действий расчетного центра управляющие организации оперативно обратились в прокуратуру Воронежской области с просьбой провести проверку в отношении АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и принять меры прокурорского реагирования. Также УК направили претензию в адрес ЕПСС с требованием незамедлительно отменить удержание средств. В противном случае УК обещали обратиться в региональный Арбитражный суд.
По мнению «ПИК-Комфорт», центр ЕПСС не мог переводить какие-либо средства подрядчикам без распорядительного письма от УК.
– Нередко подрядчики не выполняют свои обязательства перед жителями и УК в полном объеме. И часто финансовые разногласия приходится решать в суде. Например, компании (паспортные столы и диспетчерская служба, с которой УК разорвали договоры с 1 июля 2022 года в связи с некачественным выполнением услуг и необоснованным увеличением их стоимости), в пользу которых ЕПСС удержал 32 млн рублей, выставили завышенные счета за свои услуги. Поэтому мы намерены судиться, – отметили в группе компаний.
Исковое заявление в Арбитражный суд Воронежской области было направлено еще 2 сентября.
С другой стороны
Казалось бы, все вполне прозрачно. В истории со сбором средств от горожан нередко случались схожие ситуации – РИА «Воронеж» рассказывало, к примеру, о резонансном деле с участием ООО «Городская касса», фигуранты которого попали на скамью подсудимых за незаконную банковскую деятельность с обманом жителей трех регионов.
Однако, как утверждают в ЕПСС, у расчетного центра имелись основания для того, чтобы удержать на своих счетах 32 млн рублей. В перерасчете на 2,5 тыс. домов выходит, что каждый МКД потерял чуть меньше 13 тыс. рублей. Мелочь, но неприятно.
Фото – Виталий Грасс (из архива)
В ЕПСС ситуацию оперативно прокомментировали, заявив, что средства были удержаны не с граждан, а с самих управляющих компаний из-за того, что они в течение продолжительного времени не исполняли должным образом договор с расчетным центром и не перечисляли ему полагающиеся по закону агентские вознаграждения. По словам представителей организации, УК не оплачивали в полной мере услуги по расчету и выпуску квитанций на оплату ЖКУ.
– Денежные средства в размере 32 млн рублей удержаны расчетным центром из поступлений в адрес управляющих компаний группы «ПИК Комфорт» в полном соответствии с российским законодательством о зачете долга. Подобные расчеты производятся между нашими компаниями регулярно на протяжении многих месяцев. Для того чтобы зачеты были возможны, УК группы «ПИК-Комфорт» сами инициировали заключение агентского соглашения с ЕПСС, – сообщили в пресс-службе ЕПСС.
– Чтобы исполнять свои обязанности, мы должны посчитать суммы для всех квитанций, напечатать их и донести до потребителей. Однако из-за того, что вышеуказанные управляющие компании регулярно нарушали условия договора и ни разу за этот год не выплачивали нам причитающиеся деньги, мы удержали данные средства, – добавили в ЕПСС.
В свою очередь компания «ПИК-Комфорт» обвинила расчетный центр в мошенничестве, так как, по ее словам, ЕПСС не имели права удерживать в одностороннем порядке какие-либо денежные средства и использовать их по своему усмотрению.
– Считаем действия расчетного центра незаконными. Возможно, они попадают под ст. 159 УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере». Заявляем, что действия ЕПСС ставят под удар расчеты УК с поставщиками коммунальных услуг, способствуют срыву подготовки домов к отопительному сезону и неизбежно негативно отразятся на обслуживании жилого фонда, – резюмировали представители УК.
Фото – Евгения Емельянова (из архива)
«ПИК"овые нагрузки
В ответ на обвинения в ЕПСС заявили, что в ГК «ПИК-Комфорт» «активно наращивают долги перед своими контрагентами с 2021 года, а за текущие 9 месяцев наши услуги они вовсе не оплачивали».
Помимо этого, как рассказали в ЕПСС, кроме них и ресурсоснабжающих компаний, вышеуказанные управляющие организации в текущем году якобы имеют долги перед своими собственными сотрудниками, которые занимаются приемом населения и паспортами.
– Скопившаяся задолженность группы УК перед этими людьми, превысившая 30 млн рублей, была переуступлена пострадавшими организациями ЕПСС, а мы в полном соответствии с установленными процедурами удержали ее с «ПИК-Комфорт» и направили законным получателям, – пояснили в пресс-службе ЕПСС.
В завершение они посоветовали обратиться к ресурсоснабжающим организациям, в которых «тоже могут подтвердить, что систематический отказ такой крупной группы УК от исполнения финансовых обязательств и спекуляция общественным мнением, прикрывающая собственную недобросовестность, неизбежно ведут к катастрофическим последствиям для огромного количества горожан».
Воронежские коммунальщики, с которыми связались корреспонденты РИА «Воронеж», сообщили, что у «ПИКа», по их данным, действительно имеются задолженности. А также отметили, что подобное происходит регулярно и зачастую вина за такие долги висит не на УК, а на конкретных жильцах, которые могут просрочить платежи.
Меж двух огней
Исходя из представленных аргументов от обоих участников конфликта, он представляется не более чем спором хозяйствующих сторон. Однако пока идут суды, рождается главный вопрос – скажется ли этот скандал на жителях тех самых 2,5 тыс. домов в преддверии подготовки к отопительному сезону и увеличатся ли взносы за содержание жилья.
Фото – Виталий Грасс (из архива)
– Жильцы, которые добросовестно оплачивают услуги ЖКХ, не должны пострадать в этой ситуации. Все работы по подготовке к зиме мы ведем без торможений. Не скроем, удержанная расчетным центром сумма является существенной для текущей работы УК по содержанию и ремонту домов. На жильцах наших домов это никак не отразится, так как есть много способов восстановить баланс и поддержать добросовестных подрядчиков, например, можно привлечь заемные средства. Но мы больше обеспокоены тем, что удержание средств произошло без каких-либо уведомлений со стороны ЕПСС, а значит, это может произойти и в последующие месяцы. Пока мы надеемся на положительное решение суда и возврат незаконно удержанной суммы, – рассказали в «ПИК-Комфорт».
На запрос РИА «Воронеж» в мэрию, будет ли в данной ситуации разбираться мэр Вадим Кстенин, который ранее взял на контроль аналогичный скандал с собственниками УК «Ава-кров», в администрации города заявили, что не видят особой опасности для горожан.
– Конфликт возник в рамках финансовых взаимоотношений между самостоятельными хозяйствующими субъектами. Для жителей никаких изменений не будет в виде повышений тарифов или срыва ремонтных и профилактических работ, – пояснили в мэрии.
В департаменте ЖКХ и энергетики Воронежской области отметили, что работы по подготовке к отопительному сезону выполнены более чем на 73%, а завершиться они должны уже к 15 сентября.
Фото – Виталий Грасс (из архива)
В государственной жилищной инспекции также прокомментировали вопрос взаиморасчетов между ЕПСС и управляющими компаниями «ПИК-Комфорт»:
– Инспекция осуществляет постоянный мониторинг сообщений в СМИ и социальных сетях о деятельности управляющих и ресурсоснабжающих компаний. Однако в сферу компетенции инспекции контроль за состоянием взаиморасчетов по договорам между управляющими компаниями и расчетными центрами не входит. Тем не менее, по нашим данным, к началу сентября работы по промывке и опрессовке систем отопления домов, которые обслуживают УК группы «ПИК-Комфорт», выполнены более чем на 80%.
Вместе с тем в ГЖИ заметили, что вышеуказанные управляющие организации действительно не раз подвергались проверкам, поскольку только за 2022 год в инспекцию поступило свыше 1079 обращений собственников, находящихся под ведением «ПИК-Комфорт». А вот информации о невыплате заработной платы работникам управляющих компаний, входящих в «ПИК-Комфорт», в инспекцию не поступало.