На днях в Туле завершился отборочный этап международного фестиваля молодых дизайнеров «Губернский стиль». Впереди еще один отборочный тур – он пройдет 4 мая в Липецке – и финальные показы, которые состоятся в Воронеже с 16 по 18 мая. РИА «Воронеж» встретилось с новым президентом фестиваля – 27-летним курским дизайнером Екатериной Ребежей. Екатерина рассказала, на что способны молодые российские дизайнеры, участвующие в фестивале, смогут ли они конкурировать с Диором и Кавалли и зачем покупать творения молодых портных.
– Сейчас, когда прошли почти все полуфиналы, как вы оцениваете уровень молодых дизайнеров, участвующих в конкурсе в этом году?
– Уровень дизайнеров пляшет, как график в тетрадках по алгебре. Ситуация критична, и это бич современного образования. Программы в вузах стремительно сокращаются, часов на практическую работу все меньше. В результате и общий уровень подготовки дизайнеров довольно низкий. Но мы все же увидели практичные коллекции, не лишенные изящества и мысли. Многие из ребят обладают прежде всего хорошим вкусом, а технические навыки они смогут в дальнейшем развить. Мы постараемся выявить таких самородков и помочь им расти дальше, набираться опыта на производственных базах и предприятиях нашей страны.
– Часто говорят, что модной индустрии как таковой в России не существует, а сами наши дизайнеры в своих изысканиях на несколько сезонов отстают от мировых трендов. А что об этом думаете вы?
– Как я уже сказала, недостаток образования не дает нам вырулить из сложившейся ситуации. И пока она сохраняется, мы будем стремительно проигрывать время, отставая от величайших центров модной индустрии. Проблема эта не только и не столько в уровне образования, сколько в отсутствии заказа на подготовку дизайнеров. Наш рынок без боя взят иностранными производителями, которые ежегодно получают до 2 триллионов рублей от российских потребителей. Вернем рынок, воссоздадим индустрию моды – повысится и уровень образования. Пока же в российской моде есть только герои-одиночки и партизаны. Регулярных армейских формирований, то есть предприятий, крайне мало.
Еще я уверена, что если идеи и совпадают с идеями известных брендов – это не обязательно плагиат. Идеи витают в воздухе. Дизайнеры просто подхватывают определенные тенденции, их подсказывает еще и городская среда, и экономическая ситуация. А наша страна, как всем известно, очень долго не могла воспрянуть духом после застоя во многих областях производства, не только легкой промышленности. Пережитки прошлого нам еще долго предстоит искоренять.
Но я уверена, что выход есть. Нужно публично восхищаться традиционным костюмом и имиджем истинной россиянки. Порой даже вопреки здравому смыслу. Тогда и в нас начнут верить. Мы должны противостоять чуждой моде хотя бы из чувства национальной гордости.
– Сразу же хочется спросить: каким образом противостоять? Не носить английскую клетку или джинсы, раз уж они нам чужды?
– Носить-то можно что угодно – но поклоняться этому «идолу» я бы не советовала. У нас в стране тоже есть своя типичная клетка – можно просмотреть, например, на традиционный костюм Курской губернии. И да, можно обойтись и без джинсов. А вот когда про нас скажут все, что есть в стране модная индустрия – тут-то мы и достанем из шкафов все свое нетипичное барахло. А пока – терпим и носим «паневу» – конечно, если хотим стать чуточку самостоятельнее и меньше зависеть от мировых тенденций и домов моды. Но, конечно, эти советы адресованы, в основном, дизайнерам – они задают тон и настроение.
– Идея использовать в своем творчестве тему «паневы» довольно популярна среди молодых дизайнеров. Многие из них начинают свои коллекции с вариаций на русскую тему. Как вы думаете, насколько это верный путь, при том что гжель, хохлому, русские платки, мундиры и казачьи шапки уже не раз прорабатывали и Диор, и Ральф Лорен, и Роберто Кавалли, и Денис Симачев, и Ульяна Сергеенко и многие-многие другие модные дома с мировой известностью и крупные российские дизайнеры?
– Россия – богатейшая страна с огромным культурным наследием. Художник имеет право на свое видение, а что художник видит, живя в определенной стране? То, что у него перед носом. Так вот, если он понимает, что у нас богатейшая история, и умеет любоваться этой красотой, то деятельность такого художника не ограничится лишь хохломой, русскими платками, мундирами и казачьими шапками. Создание нового немыслимо без подробного изучения истории страны. Я считаю, очень правильно возвращаться к теме фольклорного наследия. Это неисчерпаемый источник вдохновения. И гиганты мировой моды тому подтверждение.
– Складывается такое ощущение, что сейчас все хотят быть дизайнерами. Соцсети заполнены работами людей, которые делают браслетики из бусин, что-то вяжут, шьют и пытаются это продать. Влияет ли это как-то на развитие индустрии дизайна в целом? Каждая ли девочка, сшившая юбку, может считать себя дизайнером?
– А сейчас все хотят побыстрее кем-то стать, желательно, не затрачивая много усилий. Интернет-среда тоже задает модный темп. Благодаря ей можно транслировать в массы новаторские идеи молодых ребят. Они быстро подхватывают тенденции соцсетей, пытаясь побыстрее реализовать свой продукт там. Но на индустрию это не влияет. Люди и раньше все это делали, только об этом мало кто знал. Товар лицом представить так просто не получалось – ресурсов не хватало. Теперь ситуация изменилась: фотографии «самодела» быстро находят своего покупателя. Что касается юбок, тут ситуация намного печальней. Чтобы стать дизайнером, нужно быть специалистом не в одной области. Дизайнер одежды – это гармонично развитая личность. Он должен обладать знаниями об истории костюма, быть конструктором для своих собственных зарисовок, поэтому так важно обладать графическими навыками, разбираться в вопросах художественного проектирования костюма в целом. Сшить юбку недостаточно, чтобы утвердиться в «богемной» среде.
– Если говорить о творениях молодых дизайнеров, то ручная работа, качественно сделанная, как правило, стоит недешево. Конкурсные коллекции обычно обходятся их создателям в приличные суммы. А много ли у нас людей, готовых платить за вещи пока не известных дизайнеров?
– Дизайнер должен задать себе вопрос: кто моя аудитория? Если это люди с изысканным вкусом, умеющие оценивать ручной труд – они постараются не обзаводиться туалетами избитых марок, и вот тут-то дизайнер как раз предложит свой эксклюзив за большие деньги. Люди, которые гоняются за дешевкой, – это точно не та аудитория, о которой следует мечтать Великому мастеру. Конечно, диктатуру марок никто не отменял и основной доход уйдет им. Но благодаря своим новаторским идеям, качественной ручной декоративной отделке молодые дизайнеры смогут отбить свою часть рынка – как говорится, действуйте-злодействуйте! Было бы странно, если бы миллиарды людей были одеты одинаково. Дизайнеры, сделайте этот мир ярче, научитесь продавать свой труд – называйте правильную цену, не продешевите!
– Насколько велики шансы молодого дизайнера найти своих клиентов и создать свою марку в условиях, когда демократичные сетевые бренды очень быстро копируют идеи лидеров моды? Когда людям известно: самое носибельное из того, что сегодня появилось на подиуме, уже завтра можно будет купить в сетевом магазине за какие-нибудь 2000 рублей, а не за 2000 долларов? Или молодой дизайнер сегодня становится скорее портным, который воплощает трендовые идеи крупных модных домов?
– У каждого модельера есть период славы. Самое главное – это вовремя понять и не упустить клиента, пока идет расцвет мастерства автора и проявляется повышенный интерес к его работам. Шансы есть и зависят они лишь от желания самого дизайнера быть востребованным и уникальным, занять свою эксклюзивную нишу. Другой вариант - стать портным в модном доме. Проникнуть на производство, изучить дело от специалистов-практиков – это огромная удача для начинающего творца, и у кого нет этого опыта, тот обречен на провал. Конечно, есть и значительные минусы: на производстве дизайнера заставляют работать под жестким прессом экономической выгоды. Творческого удовлетворения можно и не получить. (Так случилось и со мной на производстве в Монголии на фабрике кашемировой одежды. Там старались избегать всего нового и оригинального, опираясь на законсервированные представления о костюме и формах). С другой стороны, всем, конечно же, хочется одевать мировых звезд и членов королевской семьи, но что же делать с теми людьми, которые хотят покупать одежду масс-маркета? Можно быть специалистом в любой области, главное – найти эту область на глобусе легкой промышленности. Хочется пожелать юным талантам запастись терпением и карабкаться на вершину успеха в поиске своего клиента – и по возможности работать на себя.