Воронежский академический уличный театр (ВАУ-театр) представил свой первый спектакль «Как царь Петр...» сначала на площади Ленина, а затем в парке «Дельфин» в субботу и воскресенье, 28 и 29 мая. Корреспондент РИА «Воронеж» пообщался с авторами и участниками проекта, чтобы выяснить, зачем в XXI веке нужно площадное искусство и как работает современный уличный театр.

Если на площади Ленина были в основном случайные прохожие, то в «Дельфин» зрители пришли целенаправленно. В летнем театре собралось около 500 человек, значительная часть из них – дети. Красные наряды, запоминающиеся маски и харизма артистов ВАУ-театра смогли заставить их отложить смартфоны и придвинуться поближе. Сказ о Петре не был морализаторским и не давил на зрителей пафосом, при этом смог пройти по тонкой грани между общедоступностью и безвкусицей, между юмором и пошлостью так, что взрослым не пришлось краснеть перед детьми. Авторы взяли за основу русский лубок, наложили его на традиции европейского площадного искусства и рассказали историю актуальным языком так, что постановка не стала казаться стилизацией или реставрацией устаревшего жанра. Артисты продемонстрировали публике настоящий современный театр.

О старте нового творческого проекта по созданию в Воронеже уличного театра дирекция Платоновфеста рассказала в начале февраля. К участию пригласили профессиональных актеров – театральных артистов, выпускников театрального факультета Воронежского института искусств, а также воспитанников других творческих вузов.

Как появился ВАУ-театр

Руководитель отдела фестивальных программ дирекции Платоновского фестиваля искусств Раиса Ждан:

– Платоновский фестиваль регулярно инициирует создание новых театральных проектов. Так, в прошлом году, например, мы провели лабораторию перформансов, в рамках которой три команды постановщиков создавали работы с воронежскими артистами. В результате танцевальный проект «Новая земля» стал лауреатом главной театральной премии страны «Золотая Маска». Таким же образом появилась идея создать в Воронеже уличный театр, тем более что на фестивале такие спектакли показывают частенько. Мы обратились к уличному театру из Санкт-Петербурга «Странствующие куклы господина Пэжо» – это один из старейших уличных коллективов России, у них очень узнаваемая эстетика и своя философия.

Для первого спектакля ВАУ-театра руководители Платоновфеста выбрали тему Петра Первого – в год празднования его юбилея. Худрук театра «Странствующие куклы...» Анна Шишкина взяла за основу стиль площадного балагана, она же придумала сюжет. За основу взяли самые известные факты о Петре и обыграли их в сказочном ключе.

Фото: 1 из 8

Фото — Дарья Снегова
  • Подготовка к спектаклю уличного ВАУ-театра
  • Подготовка к спектаклю уличного ВАУ-театра
  • Подготовка к спектаклю уличного ВАУ-театра
  • Подготовка к спектаклю уличного ВАУ-театра
  • Подготовка к спектаклю уличного ВАУ-театра
  • Подготовка к спектаклю уличного ВАУ-театра
  • Подготовка к спектаклю уличного ВАУ-театра
  • Подготовка к спектаклю уличного ВАУ-театра

– Уличное искусство – демократичное, поэтому материал подбирали так, чтобы интересно было всем: и детям, и взрослым. Сейчас Платоновский фестиваль ведет переговоры с еще одним режиссером для постановки второго спектакля, премьера планируется в сентябре на Платоновском фестивале. Но дальше мы передаем все спектакли театру, и ребята самостоятельно продолжат свою творческую жизнь, – сообщила Раиса Ждан.

Разношерстный балаган

Возможностей для заработка и реализации новых идей, как объяснила координатор театральной программы Платоновфеста Мария Дедова, сейчас предостаточно: кроме гонораров, существует множество грантов – как на федеральном, так и на региональном уровне. Главное, чтобы собравшаяся команда продолжала работать с таким же напором и энтузиазмом, которые она продемонстрировала во время подготовки спектакля.

Координатор театральной программы Платоновского фестиваля Мария Дедова

– К нам пришло около 25 заявок – среди желающих принять участие в проекте были и артисты действующих театров, например, Театра оперы и балета, ТЮЗа. Но нашей целью было создать полноценный автономный коллектив с полной занятостью – совмещать бы не получилось. В итоге на первое собрание пришли около 20 человек, а в коллектив отобрали девять, в том числе звукорежиссера и художника-декоратора. Режиссеры «Странствующих кукол...» Анна Шишкина и Олег Скотников оценили «материал» – артистические и физические данные участников и придумали для них спектакль. Ребята собрались совершенно разные – с разным бэкграундом и опытом. Многие из них уже выступали на улице – среди них есть и музыканты, и танцоры, и артисты огненного шоу.

Самая младшая – Ольга Паукова. Ей 20 лет, учится на ветеринара, при этом у нее большой опыт выступлений с файер-шоу вместе с Ильей Гнилицким. Данила Чекрыгин, Роман Азаров, Алина Бачурина окончили театральное отделение Воронежского государственного института искусств, а Елена Губанова – отделение классического вокала. У большинства, кстати, красные дипломы. Самой опытной участнице, Марии Горемыкиной, 53 года, 30 из них она играет в детском театре. Сами же артисты исполняют обязанности администраторов, пиарщиков, продюсеров, специалистов по звуку, а когда нужно – ремонтников и грузчиков.

– Если бы у нас собралась труппа профессиональных актеров, у нас бы ничего не получилось. Нужны были люди с опытом уличных выступлений – акробаты, танцоры, ходулисты... У каждого из нас есть свои плюсы, свой образ и своя психофизика, – рассказал артист Роман Азаров.

Марию Горемыкину настоящим именем называют редко. Сыграв в юности роль «Леди Совершенство» она стала Мэри:

– Я работала и до сих пор работаю в частном детском театре. Его нельзя назвать уличным, хотя на улице мы работаем много, особенно в теплое время года. Когда открылся этот проект, мой руководитель посоветовала мне попробовать. На первой встрече Матушка Медоуз (творческий псевдоним художественного руководителя коллектива из Санкт-Петербурга «Странствующие куклы Господина Пэжо» Анны Шишкиной. – Прим. РИА «Воронеж») сразу сказала: «Девочки «сорок плюс» – даже не надейтесь. Физически работа будет очень тяжелой, вы не выдержите, нужно будет бегать-прыгать». Но я все равно продолжала ходить на занятия – было интересно. А потом у режиссера в голове, видимо, сложилось видение спектакля и коллектива. Наверное, понадобилась такая бабушка-сказочница, противовес ерничающей молодежи.

Данилу Чекрыгина и Романа Азарова, отлично владеющих речью и импровизацией, сразу определили двумя «глумами» – клоунами-болтунами. Ольга Паукова и Алина Бачурина стали «форносами» – Петрушками (название произошло от персонажа итальянского театра Пьетро Форноса). Мэри поставили в пару с Леной Губановой: они исполняют роли условных мамы и дочери. Илья Гнилицкий стал солистом – Петром. Так ансамбль и сложился.

– С ребятами сработались не сразу, но довольно быстро. Я не щеголяю своим возрастом и не давлю на них, стараюсь быть на равных. Да я и сама себя так ощущаю, ровесницей. Вопроса физической подготовки я не боялась. Может, у другого человека возникли бы трудности, давление бы подскочило, например, но я всю жизнь занималась альпинизмом, горными лыжами, йогой, зимой и летом купаюсь в холодной воде. Я обожаю свою профессию, люблю быть актером, люблю доставлять людям радость и от ВАУ-театра получаю колоссальное удовольствие. Счастье, когда люди нам аплодируют. Только ради этого готова работать, – рассказала Мэри.

Все маски и костюмы для спектакля «Как царь Петр...» изготовили в цехах питерского театра – авторский стиль чувствуется и в чертах получившихся масок, и в костюмах. Функцию декоратора и бутафора взяла на себя одна из участниц – Наталья Михеева. Она на неделю отправилась в бутафорский цех «Странствующих кукол господина Пэжо» – поработать подмастерьем и перенять опыт. В ВАУ-театре пообещали, что следующий спектакль будет уже другим, со своим «визуальным» лицом.

«Бабка с булкой»

Едва появившись на свет, ВАУ-театр стал уникальным: это единственный современный «говорящий» уличный театр в России:

– Раньше балаганные спектакли были импровизационными: раешный текст (раек, раешный стих – русский народный стих со свободным числом слогов и расположением ударений – например, «Жил был поп, толоконный лоб». – Прим. РИА «Воронеж») адаптировали к каждой новой площади. У нас есть Данила Чекрыгин, который сочиняет стихи на ходу. Он очень много импровизировал во время репетиций, нам приходилось останавливать работу, чтобы просмеяться, а потом записать его стихи. Очень многое вошло в итоговую версию спектакля, – поделилась звукорежиссер Лилия Новохатько.

Улица – агрессивная среда, с ней справится не каждый профессиональный драматический актер. На улице может пойти дождь, там никто не выключает звук телефонов, да и в целом нет никаких ограничений в виде сцены:

– Традиционный театр элитарен: образованные люди для образованных людей показывают что-то на своем условном языке в специально оборудованном помещении – в целом все готовы к тому, что увидят. У артистов уличного театра есть термин «бабка с булкой» – то есть случайный прохожий. Это может быть ребенок, депутат или та самая пожилая женщина. Так вот, наша задача – чтобы эта «бабка с булкой» не дошла до конца площади, а остановилась посмотреть представление. То есть не зритель приходит в театр, а сам театр приходит к зрителю, – поведал Роман Азаров.

– У каждого есть «внутренний ребенок», который любит шалость. За эту весну мы успели поездить по разным фестивалям и убедились, что публика реагирует очень живо. То есть людям нужно что-то, что отличалось бы от «театра в коробке», – объяснила Лилия Новохатько.

Звукорежиссер рассказала, что у артистов уличных театров есть свои секреты работы с аудиторией:

– Если в определенный момент запустить мыльные пузыри, зритель будет рыдать. Или нужно учитывать, что на блестки, как птицы на пшено, слетаются дети.

Артисты умело используют законы восприятия:

– Например, если под маской видно шею, картинка в целом воспринимается как «человек в маске». Но если вытянуть шею вперед и таким образом скрыть ее – это уже персонаж. Чтобы привлечь взгляд, нужно сделать «треугольник» из маски и рук. А если добавить микродвижения головы, маска оживет, – поделился Роман Азаров.

Фото: 1 из 41

Фото — Дарья Снегова
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра
  • Премьера спектакля уличного ВАУ-театра

Зачем нужен уличный театр

Художественный руководитель коллектива из Санкт-Петербурга «Странствующие куклы Господина Пэжо» Анна Шишкина, которую в театральной среде знают под творческим псевдонимом Матушка Медоуз, стала наставником артистов и режиссером постановки. Нам удалось пообщаться с ней незадолго до премьеры.

Художественный руководитель театра «Странствующие куклы Господина Пэжо» Анна Шишкина (Матушка Медоуз):

– Я считаю необыкновенно важным существование уличных театров, особенно в современном социуме. Я часто говорю, что в последнее время классический театр – и даже экспериментальный, постмодернистский – стал таким орудием разделения людей на тех, кто ходит в театр, и тех, кто не ходит, тех, кто понимает вот такой изысканный театральный язык, и тех, кто его не понимает. В результате эти две категории получаются очень неравными: ходит в театр очевидно меньше народу, чем те, кто ни разу там не был. Эти две категории при встрече не понимают друг друга. Я бы хотела, чтобы уличный театр был разным, удивительным, непохожим один на другой, но все-таки разговаривал бы с площадью, с улицей. Разговаривал бы со всеми так, чтобы каждый мог что-то понять, и объединил людей настолько, чтобы они могли вступать в диалог друг с другом.

О чем еще рассказала Матушка Медоуз

– Мы работали по семь-восемь часов, забывая, какой сезон стоит на улице. Для ребят это был один из основных полезных опытов, которые они приобрели: умение всерьез, сосредоточенно, но не надрываясь, работать, чтобы создать профессиональный спектакль, а не просто талантливую любительскую постановку, – сказала Анна Шишкина.

На вопрос, в чем отличие профессионального уличного театра и любительского, она ответила так:

– Профессиональный спектакль звучит с хорошим КПД почти каждый раз, и если разные спектакли и расходятся между собой, то немного, а любительский спектакль может быть очень ярким, талантливым, но чрезвычайно нестабильным: сегодня хорошо, завтра – плохо, здесь пошутили, а здесь – забыли. Сделать так, чтобы спектакль «схватился», чтобы перформанс существовал «яблочком наливным» – требует очень больших усилий. Важно, чтобы, когда спектакль «схватился», он не превратился в жесткую, мертвую структуру, чтобы актеры не стали дрессированными персонажами, а чтобы он «схватился» по стратегии, но в нем остался «воздух» – возможность для импровизации, для новых находок, при этом сохранялась стабильная структура.

Уличный театр «Странствующие куклы господина Пэжо» много раз приезжал в Воронеж на Платоновский фестиваль:

– Я тоже люблю приезжать с нашим театром в этот город, и мне он совсем не кажется провинциальным. Я воспринимаю его как версию Питер-лайт. Мне нравятся здесь кафе, публика, всегда есть с кем поговорить, мне нравятся широкие улицы и река. При этом в Воронеже нет жесткого стрессового темпа, как в Петербурге, поэтому я воспринимаю его как облегченную версию родного города. Труппа тоже собралась совершенно не провинциальная, я бы вообще не стала делить труппы на столичные и провинциальные, я вижу в этом какую-то нездоровую сепарацию. Есть горячие люди, заряженные люди, люди, у которых есть тонус и которым хочется жить и играть, которые хотят разговаривать с другими людьми, – и есть те, кто подсел на «пружинистый матрас» обывательства и двигается по жизни как на конвейерной ленте. И те и другие люди встречаются и в крупных городах, и в мелких, – рассуждает режиссер.

Матушка Медоуз отметила, что команда получилась очень многообещающая:

– У ребят отлично работает голова, они исключительно творчески владеют парадоксом и многими другими навыками. При этом труппа сложилась интересная, разновозрастная, и в этом, мне кажется, ее сила: это не моногруппа, у нее полифоническое звучание. Очень хотелось бы, чтобы она удержала, сохранила себя. Присутствие в труппе зрелой возрастной актрисы, которая работает в терцию с этим молодым, безбашенным и очень ярким коллективом, придает ей особое «вкусное» звучание. Несомненно, труппу отличает и то, что, кроме трюковой базы, ребята владеют текстом, голосом и искусством речевой импровизации – незаменимое свойство для уличного театра, если он хочет жить в текстовом пространстве.

По ее словам, «всю эту разношерстную компанию объединяет какое-то радостное восприятие жизни, яростное, очень вкусное и сочное желание играть»:

– Получился яркий балаган, очень интересный, разрывающий ткань обыденной действительности. Он врывается на площадь, на наше бытовое жизненное пространство в локацию города, неся за собой шлейф лубочных картинок, балаганов XIX века и постоянной творческой генерации, постоянной связи с аудиторией. Это не театр, постоянно стоящий, играющий перед кем-то, это, в общем, сама жизнь. Не случайно цветовая доминанта этого балагана – красный, известно же, что «дурак красному рад». Конечно, это такие вот дураки в самом позитивном смысле слова, те, которым дается и жар-птица в руки, и красна девица, но для которых ни то ни другое не важно, им важно продолжать ехать на своем шарабане и играть, играть, играть...

Анна Шишкина пожелала труппе ВАУ-театра экономической автономности и возможности зарабатывать самостоятельно – без поддержки муниципалитета, госструктур и частных лиц.

– Они должны научиться продаваться сами. Пока ребята не обладают всеми необходимыми инструментами: у них нет своего транспорта, нет нормального помещения, нет своего звука, хотя Платоновский фестиваль сделал им довольно щедрый подарок, оплатив первую постановку. Второе мое пожелание – чтобы утвердившись как театр, они создавали новые яркие спектакли с уже более выраженным собственным стилем, чтобы он складывался, чтобы они постоянно учились. Хочу пожелать, чтобы мне было интересно смотреть их спектакли, независимо от того, я их поставила или кто-то другой. Чтобы я говорила свои знакомым: «О, ребята, ВАУ-театр приехал, пошли посмотрим, будет что-то интересное». И я хочу пожелать им, чтобы спектакли не были пустыми, не были только развлекательными. Настоящее искусство отличается тем, что оно необратимо меняет что-то в зрителе. Не просто проходит чувство веселости, а чтобы зритель становился немного другим. Уповаю на то, чтобы после спектаклей ВАУ-театра зритель становился немножечко лучше и разворачивался к жизни лицом, несмотря на все трудности.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».