В Воронеже объявили аукцион, победители которого будут заниматься школьным питанием в учебном году – 2019/2020. Мэрия готова потратить на еду для учащихся до 307,7 млн рублей. В первой половине 2019-го за школьное питание заплатили 155,8 млн рублей, однако к поставщикам неоднократно возникали вопросы у прокуратуры и Роспотребнадзора. В новом учебном году чиновники обещают ужесточить требования к компаниям.
Как организуют детское питание, кто составляет меню, зачем упор делают на местные продукты и почему нельзя учесть все пожелания родителей – в материале РИА «Воронеж».
Как устроена система школьного питания?
В Воронеже горячее питание школьников организовано почти везде. В областном центре работают 119 школ, с 1 сентября их станет на три больше. Новые школы уже включили в конкурсную документацию. Из всех учебных заведений только в двух вечерних школах не организовано горячее питание для детей: нет пищеблоков и условий для приготовления пищи. В таких школах работают буфеты.
На торгах выбирают фирмы, которые займутся организацией детского питания. Школы предоставляют им пищеблоки и столовые. Сотрудники учебных заведений на кухне не работают. Подрядчики направляют в учебные заведения своих поваров, привозят посуду и поставляют продукты.
До этого поставщиков выбирали на полугодие учебного года. Конкурс объявляли дважды – с сентября по декабрь и с января по май. В этот раз решили провести один аукцион на весь учебный год – 2019/2020. Чиновники считают, что это поможет избежать проблем, которые могут быть вызваны сменой поставщика в середине учебного года. Кто будет готовить еду в воронежских школах, станет понятно в конце августа 2019 года.
Как выбирают поставщиков?
В мэрии объяснили, какие требования выдвигают к поставщикам. Чиновники обращают внимание на следующие пункты:
- исполненные без нареканий контракты на организацию питания в социальной сфере;
- достаточное количество квалифицированных работников;
- уровень подготовки сотрудников (есть ли у них профильное образование, подтвержденное дипломами или сертификатами, проходят ли они курсы повышения квалификации);
- наличие сертификатов и других документов, подтверждающих качество продуктов и их соответствие ГОСТам.
– Администрация города проводит конкурс на предоставление услуги по организации питания школьников с ограниченным участием. В других конкурентных процедурах закупок решающий фактор – снижение цены. Но здесь важно, чтобы организацию не выбрали исключительно из-за наименьшего ценового предложения. Конкурс с ограниченным участием позволяет выдвинуть качественные критерии, которые составляют 40% заявки. Это снижает риск прихода на рынок школьного питания компаний, которые никогда этим не занимались и не понимают, что это такое. Наша задача – чтобы питание было качественным, соответствующим нормам СанПиНа, без нареканий к условиям хранения пищи и приготовления продуктов, – рассказала руководитель управления образования и молодежной политики Воронежа Любовь Кулакова.
В городском управлении образования и молодежной политики объяснили, что будут обращать внимание и на «происхождение» продуктов. Чиновники отдают приоритет местным производителям: чем меньше транспортных расходов, тем ниже стоимость питания. Кроме того, уменьшается риск, что продукты испортятся во время долгой перевозки. Как пояснили в мэрии, в Воронежской области производят практически все, что необходимо для детского питания: мясо, молочную продукцию, овощи и фрукты.
Как составляют меню?
Чем кормить детей, решают компании-подрядчики. Они составляют меню и согласовывают его с Роспотребнадзором. Перечень блюд утверждают на десять дней, меню повторяется по кругу.
Действует многоступенчатая система контроля. Когда продукты привозят в школу, их оценивает специальная бракеражная комиссия. В группу проверяющих входят замдиректора, который курирует вопрос питания, медработник и педагоги. В некоторых школах – представители родительских комитетов.
Проверяющие смотрят документы на каждый продукт. Если нет сертификата или справки о соответствии ГОСТам, член комиссии вправе не принять продукт. Например, зеленый лук могут «завернуть» без справки об отсутствии нитратов. Проверяющие наблюдают за приготовлением пищи и следят, чтобы в каждое блюдо закладывали необходимое количество продуктов. Затем оценивают внешний вид готовой пищи и проверяют, не занижен ли вес порций.
Следующий уровень контроля – управление образования и молодежной политики, которое устраивает регулярные проверки качества питания. Третий уровень – это проверки Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Контрольно-счетной палаты.
Почему нельзя учесть все пожелания?
Продукты должны быть минимально термически обработаны, чтобы сохранить витамины. Из-за этого в школах не должно быть жареных продуктов – лишь приготовленные на пару, припущенные или вареные. Под запретом сложные блюда с заливкой из майонеза или соуса. Если сладости, то не печенья с начинкой или шоколад, а «более легкий» зефир.
– Часто родители спрашивают: «Почему вы не делаете блюда, которые мой ребенок ест? Например, он любит жареную картошку или бутерброды». Приходится объяснять, что домашнее и школьное питание сильно отличаются. Мы ориентируемся на санитарно-эпидемиологические нормы. Там написано, что можно, а что нельзя ребенку в определенном возрасте. В документе прописаны перечень продуктов, калорийность, сочетание белков, жиров и углеводов. Вряд ли кто-то из детей дома питается по требованиям СанПиНа. Управление образования и молодежной политики проводило анкетирование. Выяснилось, что взрослые хотели бы видеть в школьной столовой здоровое питание – первые блюда, каши. А дети – гамбургеры, сосиски в тесте, пиццу и газировку. Их притязания явно не совпадут с тем, что подают в столовой. В школе не будет таких блюд, как в кафе быстрого питания, – подчеркнула Любовь Кулакова.
Будут ли вводить безнал в школах?
В Воронеже льготное питание получают семь категорий школьников. Среди них ученики младших классов, дети из малообеспеченных семей, состоящие на учете в тубдиспансере, спортсмены, имеющие взрослый разряд, воспитанники групп продленного дня, призывники с недобором массы тела и дети с ограниченными возможностями здоровья. Детей кормят завтраками, но за дополнительное горячее блюдо или булочку с компотом придется заплатить.
Остальные тратят на еду собственные деньги. Чтобы дети не носили с собой наличные, чиновники хотят ввести безналичную систему оплаты. Но бюджетных денег на выпуск школьных карт пока нет.
– Вообще, наличные деньги в школе – это всегда плохо. Ребенок пачкает руки, теряет мелочь, деньги могут украсть. Мы изучили опыт крупных городов, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга и Казани, где уже работает безналичная оплата в школе. Школьная карта – универсальный носитель с небольшим количеством денежных средств, который служит пропуском в мир разных сервисов. Например, ребенок ею же расплачивается в общественном транспорте. С ней он может записаться в библиотеку, на секцию или в кружок. Школьную карту используют, чтобы пройти в учебное заведение или открыть шкафчик в гардеробе. Карта привязана к личному кабинету родителя и помогает контролировать, что ребенок купил на обед, во сколько он пришел в школу и когда покинул здание. В 2018 году безналичная оплата появилась в школе №103, – рассказала Любовь Кулакова.
Переход на безналичную систему – один из критериев в конкурсной документации. Это не жесткое требование, но может добавить баллы участнику закупки.
– В прошлые годы у мэрии Воронежа, надзорных органов и, конечно, родителей нередко возникали нарекания к питанию в школах, поэтому заказчики сформировали достаточно жесткие критерии конкурсной документации. Эти условия никак не ограничивают конкуренцию: мы видим это по количеству заявок и экономии бюджета на прошлых торгах по организации горячего питания детей в первом полугодии 2019 года, – подытожила Любовь Кулакова.