Светлана Корчагина, страдающая расстройством аутистического спектра (РАС), выиграла региональный вокально-хореографический конкурс «Твой первый шаг». Девушка собирается поступить в московский вуз и сделать сольную карьеру.
Как Светлане удалось преодолеть болезнь, непонимание и жестокость одноклассников, она рассказала корреспонденту РИА «Воронеж» накануне Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма, который отмечается в воскресенье, 2 апреля.
«Я смешная...»
У зрителей возникает недоумение, когда Света выходит на сцену.
– Я смешная: у меня походка нелепая и лицо не сценичное, – объясняет девушка. Она всегда говорит то, что думает: хитрить или подстраиваться не умеет.
У девушки – синдром Аспергера. С таким диагнозом на сцене выступать непросто. Слишком много факторов риска. Аккомпанемент должен быть «строго по тексту». Резкий звук, темнота или чрезмерная близость к оркестровой яме могут вызвать у певицы панику, и она впадет в ступор.
На фестивале «Твой первый шаг» ничего такого не произошло – и публика была вознаграждена. Света исполнила романс «Право, маменьке скажу!» – светлый, хрустальный, завораживающий голос. У Светы лирическое сопрано с диапазоном в три октавы, для сравнения: уникальный голос Сергея Пенкина – четыре октавы.
Синдром Аспергера – высокофункциональная форма аутизма. Болезнь часто определяют как синдром выраженной неуклюжести. Как и в случае с «классическим» аутизмом, при синдроме Аспергера существуют трудности в общении, жизнь по строгим алгоритмам, страх перед толпой и новизной, нарушение в обработке информации и восприятии мира
Людям с такими нарушениями путь на сцену, как правило, закрыт – здесь все условия, чтобы причинить им дискомфорт. Но Света говорит, что сцена ее лечит.
Как закалялась сталь
Кому-то кажется, что высокофункциональный аутизм – это круто, это толпа эксцентричных гениев. Билл Гейтс, Альберт Энштейн, актеры – Дэн Акройд, Дэрил Ханна…На самом деле их способности могут быть вполне заурядными, при этом жить как все люди с такими расстройствами просто не могут, Окружающие часто реагируют на них с недоумением или возмущением. Причина в том, что во многих ситуациях они «сходят за нормальных», и от них не ожидают нестандартного поведения и реакций. Люди требуют, чтобы они «просто взяли себя в руки и вели себя нормальноАнна Вислоух
из книги о сыне-аутисте «Громкая тишина»
По словам Веры Корчагиной – мамы Светланы – сразу после рождения дочери она поняла, что с ней не все в порядке – судороги, тики, странные движения.
– В детстве она была общительной, но совсем не чувствовала, когда нужно остановиться. Говорила, что взбредет в голову, все делала невпопад. Поэтому для окружающих была довольно утомительной, ее общества избегали. При этом Света отлично говорила, запоминала стихи, рано научилась читать. Диагноз врачей не оставил иллюзий — синдром Аспергера, – вспоминает Вера.
Интеллект у девочки был хороший, и в семь лет медики посоветовали отдать ее в обычную школу – сказали, что так для ее развития будет лучше.
— Когда-нибудь я напишу книгу о своем детстве. Чтобы мои одноклассники посмотрели на себя моими глазами. Читали книжку «Чучело»? Лена Усольцева — это я, – утверждает Света.
По словам девушки, обижать ее стали сразу, как только увидели.
— Меня били, тыкали иголками, пугали, издевались. Однажды вылили ведро воды на голову, – рассказывает Света.
Как-то Веру вызвали в школу: одноклассник ударил дочь по голове так сильно, что пошла кровь. Мама понимала, что Свете в школе плохо, но оставила ее там – знала, что в четырех стенах станет еще хуже. К тому же девочка хорошо училась. Особенно ей давались гуманитарные предметы.
Друзей у Светы в школе не было, но ее как будто охраняла неведомая сила.
– Парень, который ударил меня по голове, буквально через урок упал, и сам так сильно ударился, что ему накладывали швы. Другой мальчик размахнулся палкой, чтобы врезать мне, но не рассчитал – и дубиной себе в лоб. Еще один разбежался, чтобы пнуть, поскользнулся и растянулся в грязи, – вспоминает Света.
В школе все окончательно разладилось. Врачи заявили, что атмосфера, в которой находится ребенок, ухудшает ее состояние. И в девятом классе Свету перевели на домашнее обучение.
В четырех стенах
Одной дома было спокойно и безопасно, но в какой-то момент Свету «накрыло». Она сутками слушала музыку в наушниках, раскачиваясь из стороны в сторону. Не откликалась на слова близких. Вера с содроганием вспоминает то время, когда не знала, чем помочь дочери.
Свету лечили таблетками, непрестанным вниманием и заботой. Но поставить ее на ноги помогла музыка.
Лекарство от депрессии
Отдать Свету в «музыкалку» посоветовала педагог реабилитационного центра «Луч». Светлана занялась вокалом и фортепиано. Учителя ее хвалили, ставили пятерки и убеждали, что нужно учиться дальше. После школы у девочки был панический страх очередного коллектива ровесников, но по совету педагогов она все-таки поступила в музыкальный колледж имени Ростроповичей.
На прослушивании Света попала к Александре Тырзыу — солистке Театра оперы и балета, которая благосклонно отозвалась о ее вокальных данных.
– Когда меня зачислили, мы с мамой шли по городу и никак не могли поверить в свое счастье. Шли и плакали, – рассказывает девушка.
Преподаватель колледжа Наталья Бобрышева вспомнила лишь трех студентов с диагнозом РАС за 23 года работы.
– Разумеется, к таким студентам нужен особый подход. Но, когда есть дар, можно побороться. У Светы он есть. Она успешно закончила колледж, получила диплом. Надеюсь, продолжит обучение и реализует себя в жизни, – говорит педагог.
По словам психолога Елены Мозговой, которая вот уже семь лет наблюдает девушку, учеба в колледже для Светы была огромным стрессом. Особенно со второго курса, когда она решила быть самостоятельной и стала ездить в колледж одна. В маршрутках замкнутое пространство давило, недовольные люди вызывали панику. У Светы от этого начались сенсорные перегрузки, и она надолго угодила в больницу.
– Обычный человек может выделять, фильтровать информацию, а аутист слышит все и не может от чего-то отгородиться. Этот поток его захлестывает – как отшельника отправить в московское метро. Обучаемость у Светы очень хорошая, но небольшие пространства, скученность, громкие звуки могут ее сломать. При этом выучить песню на любом языке она может почти мгновенно – знает немецкий, итальянский, английский, занимается на курсах японского языка. Схватывает все на лету, – поясняет Мозгова.
Давать концерты с таким диагнозом, по словам психолога, вроде бы, противоестественно, но в случае со Светой происходит удивительное: сцена окрыляет и исцеляет девушку.
С песней по жизни
В планах Светы – поступить в столичный вуз.
– Это огромный риск, поскольку придется менять в жизни все. А Света и к перестановке в своей комнате привыкает чуть ли не год. Но если мы все время будем беречься, сидеть дома, то жизнь пройдет мимо. А я думаю, надо жить! И рисковать – уверена Вера.
Света с мамой согласна. Ее ориентир – Юлия Самойлова, состоявшаяся как певица, которую Россия выдвинула на конкурс «Евровидение».
– Для других инвалидов участие Юлии Самойловой в «Евровидении» было бы огромным стимулом. Они бы поверили в то, что и у них тоже есть шанс добиться такого успеха в жизни. А вообще-то, посмотрите на тех, кто обычно выступает на этом конкурсе. На их фоне Юля выглядит гораздо более «нормальной». А то, что ее туда не пустили?.. У меня в школе был неведомый заступник – найдется и у Юли, – считает девушка.
По словам Веры, она рада, что у дочери есть любимое дело.
– У Светы бывают моменты, когда она не хочет жить. Тогда пение – ее главное утешение. А значит – и мое, – говорит Вера.
Ради Светы она стала учиться играть на гитаре, чтобы аккомпанировать ей. Ради нее пошла на курсы японского: Света мечтает попасть в страну восходящего солнца и спеть на японском.
Женщина благодарит судьбу за свою дочь. Говорит, что не променяла бы ее ни на кого на свете и что благодаря Свете узнала, что такое доброта, искренность и счастье.