Железная дорога в обход Украины
21 материал
О намерении построить новую железнодорожную ветку, ведущую на юг России в обход украинской территории, объявили в 2014 году после ухудшения отношений между Москвой и Киевом. Тогда же стало известно, что ОАО «Российские железные дороги» проложит железнодорожную ветку в обход Украины через Воронежскую область – на территории Кантемировского и Богучарского районов.
Предыстория
Власти рассматривали проект строительства железнодорожной линии Прохоровка – Журавка –Черткова – Батайск еще до переворота на Украине в феврале 2014 года. Длина ветки должна была составить 748 км. Проект был включен в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010 -2020 годы)». Работы должны были начаться в 2018 году, их оценили в 479,8 млрд рублей.
Однако после государственного переворота на Украине отношения между Москвой и Киевом обострились, и РЖД пришлось пересмотреть проект и ускориться.
Специалисты рассмотрели несколько вариантов: строительство линии Журавка – Шептуховка длиной 149 км, Кантемировка – Шепуховка (146 км) и Журавка – Миллерово (137 км). Утвердили последний проект.
Журавка – Миллерово
Строительство железнодорожной ветки Журавка – Миллерово началось в 2015 году. Железнодорожные войска вели работы одновременно на всех участках магистрали. Для строителей построили четыре временных вахтовых поселка, проложили технологические автомобильные дороги, временные электрические сети и другую инфраструктуру. Участки очистили от взрывоопасных предметов.
Сотрудники РЖД закончили строительно-монтажные работы на линии Журавка – Миллерово в августе 2017 года. Новая железная дорога длиной 137 км проходит по территории Воронежской и Ростовской областей. На линии построили семь железнодорожных станций: Зайцевку, Сергеевку, Сохрановку; Кутейниково, Виноградовку, Колодези и Боченково. Первую станцию на территории Воронежской области открыли в начале августа 2017 года. «Зайцевка» появилась в сервисе «Яндекс. Карты».
Министр обороны РФ Сергей Шойгу вручил орден Жукова военным за постройку магистрали 7 августа.
В ноябре 2017 года на магистрали запустили движение грузовых поездов. Движение всех поездов запланировали перевести на железнодорожную линию в обход Украины Журавка – Миллерово до конца 2017 года.
Стоимость
Реализацию проекта оценили в 55 млрд рублей.
Проблемы при строительстве
В ноябре 2015 года жители кантемировских сел Титаревка, Осиковка и Ивановка пожаловались в администрацию Кантемировского района на разбитую автодорогу, ведущую в райцентр. Специальная комиссия определила, что техника, которая возит песок для строительства новой железнодорожной дороги, разбила 30 км дорог. Ранее, в июне 2015 года, строители «убили» техникой 4 км асфальта по дороге в Колесниковку.
Кроме того, работы затронули примерно 600 га земель района – муниципальных, фермерских и других. Работы начинались без каких-либо официальных документов – разве что фермеры писали расписку на тетрадном листе о том, что они не возражают, что на их земле будут вестись работы.
В конце июня 2016 года жители Титаревки пожаловались журналистам, что задыхаются от пыли из-за огромного потока машин, привозящих песок для строительства ветки железной дороги в обход Украины. За полчаса по дороге мимо Титаревки, поднимая пыль, проезжает около 40 грузовиков». Жители волновались и за будущий урожай: в огородах почернела картошка и пожелтели огурцы.
Через год, в конце июня 2017 года, многотонные фуры разбили дорогу, соединяющую три села в Богучарском районе – Плесновку, Лебединку и Новоникольское. Большегрузы перевозили сваи, бетон, щебень и другие материалы для строительства железной дороги в обход Украины. Спустя пару недель жители поселка Кузнецовский Кантемировского района вышли на центральную улицу, чтобы преградить путь грузовым машинам. Грузовики со щебнем разбивали единственную асфальтированную дорогу в поселке.
Ценные находки
В 2016 году участком строительства магистрали в Богучарском районе заинтересовалась группа археологов Санкт-Петербургского института материальной культуры Российской академии наук. Специалисты вскрыли курган недалеко от села Лебединка.
По словам начальника экспедиции Романа Филиппенко, это второй этап «спасательных раскопок» памятников археологии, оказавшихся в зоне строительства железной дороги. Первый этап прошел с октября по декабрь 2015 года. Находки отнесли к периоду поздней бронзы – это вторая половина второго тысячелетия до нашей эры, время племен срубной культуры.
Цель проекта
Участок станет частью скоростного железнодорожного хода, соединяющего центральную Россию с Черноморским побережьем. По проекту, максимальная скорость движения пассажирских поездов составит 140 км/ч, грузовых – до 90 км/ч. Загрузка направления в летний период составит до 190 поездов в сутки, большая часть которых – пассажирские поезда дальнего следования.
Цель проекта – развитие железнодорожной инфраструктуры в направлении Центр – Юг, увеличение пропускной способности и обеспечение транспортной безопасности грузовых и пассажирских перевозок, минуя территорию Украины.