Состояние автомобильных дорог – один из главных показателей уровня жизни населения. Качественное покрытие уличной сети создает ежедневный комфорт для жителей района и формирует хорошее впечатление у его гостей.
О том, как за последние пять лет преображали дорожную инфраструктуру района и как местные жители оценивают работу в этом направлении, – в материале РИА «Воронеж».
Масштабы километров
Заместитель главы администрации Каменского района Вадим Сидоров рассказал, что на развитие дорожной сети выделяют средства в основном по государственной программе Воронежской области «Развитие транспортной системы».
– В последние годы каждому муниципалитету региона выделяют субсидии на ремонт местных сельских дорог. Сумма зависит от общей протяженности дорог в отдельном районе. Так, с 2018 по 2022 год на благоустройство дорог в нашем районе выделили более 340 млн рублей из областного и федерального бюджетов. Благодаря этим средствам в райцентре и в каждом поселении района делают дороги – это либо щебеночное покрытие, либо асфальтобетонное. В среднем ежегодно мы ремонтируем около 30 км дорог, – сообщил Вадим Сидоров.
По данным отдела строительства, за это время в районе отремонтировали более 155 км дорог. Всего протяженность дорожной сети в районе – 507,6 км. Из них 35,8% дорог уже привели к установленным нормативам качества дорожного покрытия.
– Я водитель с двадцатилетним стажем. Часто езжу как по своему району, так и по области. Перемены в нашем районе очень заметны. Улучшилось качество дорожного полотна, меняются сельские дороги, развивается дорожная инфраструктура. Обновилась дорожная техника, ремонтные работы ведутся слаженно, часто даже в ночные часы.Анатолий Коденцев
житель Каменки
– Я живу в Каменском районе всего семь лет, и когда мы переехали сюда, еще не было такой развитой и благоустроенной дорожной сети. На глазах за последние годы появились новые асфальтированные и отсыпанные щебнем дороги, – рассказала жительница Каменки Анна Шевцова.
– Еще два года назад по нашей улице в распутицу пройти было нельзя. А я мать троих детей. С коляской просто было не выехать. Сначала дорогу отсыпали щебнем, стало полегче, но коляска все равно на щебне буксовала. А сейчас и асфальт положили. Теперь в любое время года передвигаемся без проблем.Светлана
жительница Каменки
– Еще пару лет назад по нашей улице осенью и зимой пройти было нельзя, а в этом году уложили асфальт. Такой ширины дороги нам вполне хватит.Анна Салагуб
жительница улицы Луговой райцентра
Социальные километры
Развитая дорожная сеть – это и организованные подъезды к социальным объектам.
Так, например, в 2019 году благоустроили подъездную дорогу к детскому лагерю «Чайка». К нему ведет крутой спуск. Этой дороге, как и лагерю, уже более 40 лет. Ранее ее не ремонтировали. Ширины дороги хватало для проезда одного автобуса или машины, разъехаться со встречным транспортом было сложно. В последние годы школьников для их безопасности высаживали из автобусов на верхней площадке перед спуском, а дальше все шли пешком. Новую дорогу сделали шире, ее увеличили до 3 м 30 см и сделали карманы для разъездов.
– Мы старались по возможности дорогу делать с запасом, – сказал представитель подрядчика Александр Ковалев. - Казалось бы, 30 см дороги – это немного, но разъехаться встречным автомобилям эти сантиметры помогают. Чтобы расширить эту дорогу, необходимо было выкорчевывать деревья, выровнять рельеф. Это затратно и по времени, и по финансам. Поэтому, асфальтируя этот участок, мы постарались расширить его, насколько это было возможным.
Километры не для галочки
В оценке качества ремонта дорог участвуют и сами жители. В районе благоустройство дорог доводят до максимального комфорта.
Так, например, участок дороги протяженностью почти 1 км на улицах Гойкаловой и Гусарской в селе Тимирязево отсыпали щебнем дважды. После первой отсыпки щебень был очень крупный.
– Ездить по дороге было неудобно, – рассказал местный житель Александр. – Камни вылетали из-под колес и попадали по машине. А также могли попасть и в пешехода, идущего по обочине. Таким образом, камни разлетались и постепенно покрытие стало неровным.
На сходе граждан жители решили отсыпать эту дорогу повторно. Сначала использовали более мелкий щебень, утрамбовали его, а затем сверху засыпали отсевом, чтобы выровнять дорожное покрытие. На благоустройство этого участка дороги затратили около 500 тыс. рублей.
– У нас в селе в первую очередь ремонтируют дороги, которые особенно плохие. Больше отсыпают щебнем, но где-то кладут и асфальт. Все больше наше качество жизни приближается к такому, как у жителей райцентра.Людмила
жительница Татарино
Километры доступной среды
Развитая дорожная сеть – это возможность передвигаться для каждого жителя, даже с ограниченными возможностями.
Так, например, в Карпенковском сельском поселении в селе Карпенково участок протяженностью почти километр на улице Полевой отсыпали щебнем. Здесь живет девочка с ограниченными возможностями здоровья. На специальное обучение четыре раза в неделю родители возили ее в Карпенковскую школу, где с ней занимались специалисты. Но выехать из дома, особенно в непогоду, по плохой дороге было практически невозможно.
Работы вели в два этапа. На первую часть дороги – 628 м – выделили 1,1 млн рублей из областного бюджета. На оставшиеся 272 м дороги, необходимой для передвижения девочки, выделили 478 тыс. рублей из дорожного фонда на содержание дорог.
– Отсыпку этого участка дороги мы поставили в приоритет, и, как только появилась возможность, направили средства на эти работы, – сказала Валентина Белоусова, занимавшая пост главы Карпенковского сельского поселения в то время. – Всего отсыпали участок 900 м на 1,5 млн рублей.
Километры с инфраструктурой
Развитая дорожная сеть – это не только благоустроенные дороги, но также и организованные переходы, тротуары. Всего за пять лет в районе благоустроили более 15 км тротуаров и девять переходов.
В районе за эти годы оборудовали пешеходные переходы в том числе и возле Каменской школы №1 и сельских школ в Волчанском, Трехстенках, Евдаково, Дегтярном, Татарино, Карпенково, Тимирязево, Марках. На работы выделили около 10 млн рублей по областной программе «Развитие транспортной системы».
– Вот идем по новой дороге (участок дороги Воронеж-Луганск – село Татарино), и душа радуется. Видим, что о нас, сельских жителях, заботятся.Татьяна
учительница из села Ольхов Лог
Пешеходные переходы оборудовали по всем правилам безопасности: по обе стороны дороги поставили предупреждающие знаки с флуоресцентной подсветкой, перильные ограждения, организовали уличное освещение. На проезжей части уложили искусственные неровности – «лежачих полицейских», нанесли соответствующую разметку.
В райцентре и в селах Евдаково, Тимирязево, Тхоревка, Карпенково, Марки и других проложили новые тротуары. Их сделали между важными социальными объектами и на оживленных участках дорог, опасных для пешеходов.
Например, рельеф местности в селе Тимирязево неровный и дорога через село, которая ведет к школе, детскому саду, детскому центру реабилитации, а также к магазину и клубу, идет под уклоном. В осенне-весенне-зимний период, в межсезонье, по дороге течет вода, стекает грязь. Людям приходилось ходить по дороге или по грязи, что неудобно и совсем небезопасно.
– По этой дороге дети ходят в школу и домой, – сказал директор Тимирязевской школы Николай Чехонадских. - Постоянно проезжают и жители других сел, чтобы попасть на трассу Воронеж – Луганск, да и многие местные жители работают за пределами села. Поэтому во время, когда ученики торопятся в школу, идет поток машин в сторону Каменки. В условиях плохой видимости, особенно в туман, детей-пешеходов практически не видно на дороге.
Село Евдаково находится вдоль трассы Воронеж – Луганск. На ней оживленное движение автомобилей, в том числе большегрузных. Здесь устроили тротуар протяженностью 882 м. На работы выделили 1,1 млн рублей.
– Нам приходилось ходить вдоль дороги, рискуя здоровьем и жизнью. Когда проезжали грузовые автомобили, было особенно страшно, – сказала местная жительница Людмила Чухлебова.
Дорога в Евдаково до ремонта
После ремонта
– Ровные дороги, освещенная проезжая часть, удобные тротуары – неотъемлемые факторы в структуре качественной и безопасной дорожной сети. Мы активно работаем над ней – эти работы в приоритете. Уверен, жители нашего района видят и ценят положительные перемены, произошедшие за последние годы в этой инфраструктуре. На ремонт и строительство дорог в нашем поселке и селах выделяют большие средства и из областного бюджета, и из федерального. Губернатор Александр Гусев всегда поддерживает наши инициативы. Глава региона пообещал не снижать планку финансирования ремонта сельских дорог. А значит, мы продолжим в таких же темпах делать жизнь каменцев более комфортной и безопасной.Анатолий Кателкин
глава администрации Каменского района
Контекст
За последние годы в Воронежской области привели в нормативное состояние 1,2 тыс. км региональных дорог.
– Повышение качества дорожной сети и безопасности дорожного движения – одна из приоритетных задач властей, – отметил губернатор Александр Гусев. – В августе текущего года уже заключили семь государственных контрактов (пять из них – в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги») на выполнение в 2023 году работ по ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения общей протяженностью более 220 км.
По словам главы региона, «Безопасные и качественные автомобильные дороги» – это один из тех нацпроектов, который попал в «точку» и широко востребован населением.
– Ничего более масштабного по ремонту дорожной сети в субъектах Федерации не реализовывалось. Качество жизни населения в немалой степени определяется состоянием дорожной инфраструктуры. На региональном уровне именно она является «кровеносной системой» местной экономики. В этом плане реализация национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» дает нам новые возможности развития территорий и формирования комфортной среды проживания, – ранее подчеркнул Александр Гусев.