Эксперты: экипаж воронежского Ил-112В не мог повлиять на падение самолета
Появились первые итоги расследования крушения транспортника в Подмосковье
Андрей Королев, 1 сентября 2021, 13:24
Специалисты Минпромторга и Межгосударственного авиакомитета пришли к выводу, что в крушении Ил-112В производства Воронежского авиазавода виновата техника, а не экипаж. Предварительные результаты расследования со ссылкой на собственные источники опубликовал «Коммерсантъ» в среду, 1 сентября. Хладнокровие и точность действий пилотов не могли спасти их жизни, посчитали эксперты.
Трагедия началась с возгорания, которое произошло после потери устойчивости правого двигателя самолета. Летчикам об этом тут же сообщили диспетчеры аэродрома Кубинка, но те уже были в курсе – в их кабине загорелось предупреждающее табло. Использование сразу двух противопожарных систем не увенчалось успехом – огонь сразу перекинулся во внутреннюю полость крыла. Тушить пожар больше было нечем: на Ил-112В было по два огнетушителя на каждый двигатель, тогда как на пассажирских самолетах «Ил» их по шесть.
Экипажу оставалось только вернуться на аэродром и совершить вынужденную посадку. Судя по записям переговоров, мужчины действовали слаженно и без паники. Они выровняли машину и, по мнению экспертов, посадили бы ее: надо было лишь пролететь 1,5−2 км.
Однако через 45 секунд после начала пожара температура на правом крыле достигла 600 градусов. Из-за этого «потекла» дюралюминиевая тяга элерона, хотя для дюралюминия Д16, из которого был сделан орган управления, критической является температура в 650 градусов. После этого устройство стало в нейтральное положение и воздушное судно начало кренить вправо, стал опускаться нос.
Расследователи полагают, что экипаж осознал тщетность попыток выправить самолет, как только оборвалась тяга. Последние три секунды полета они провели молча.
Выпущенный на ВАСО борт №0001 был единственным летающим экземпляром Ил-112В. За все время он совершил 23 полета с 22 успешными посадками. Большинство из них длилось около пяти минут. С марта 2019 года самолет вообще не поднимался в воздух два года из-за технических недоработок.
Одной из главных причин трагедии специалисты считают спешку из-за подготовки к выставке. Изначально дебют транспортника должен был состояться на авиасалоне МАКС, но затем его перенесли на Международный военно-технический форум «Армия-2021». Станет ли это официальной версией инцидента, пока неизвестно.
Авария легкого военно-транспортного самолета Ил-112В производства Воронежского авиационного завода произошла в районе аэродрома Кубинка 17 августа. Все члены экипажа погибли. Тела летчиков обнаружили на месте крушения.
После катастрофы было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). Испытания других машин Ил-112В продолжат после выяснения причин крушения опытного образца.
Президент Владимир Путин направил семьям членов экипажа телеграмму с соболезнованиями. Глубокое сочувствие родным и близким погибших летчиков выразил губернатор Воронежской области Александр Гусев. Позже глава государства посмертно наградил жертв крушения орденом Мужества.