Продолжение процесса по делу Александра Трубникова в Ленинском райсуде Воронежа во вторник, 9 июня, стало последним открытым заседанием перед судебными прениями. Из-за болезни бывшего руководителя областного управления автодорог суд продолжится в закрытом режиме. Следствие обвинило экс-чиновника в получении взяток на 3,8 млн рублей. Сам Александр Трубников считает дело «заказным» и не признает вину.
Услуга за услугу
Александр Трубников приехал в суд на белом Volkswagen Touareg без номерных знаков. Бывшего главного дорожника региона сопровождал адвокат Артем Соколенко. Как и на первом заседании, в зале суда Трубников вел себя спокойно, о на лице было заметно легкое раздражение, когда его начинали снимать журналисты.
Заседание продлилось не более получаса. Поддерживавший обвинение замруководителя управления областной прокуратуры Виталий Сидоров огласил обвинительное заключение. Следователи инкриминировали Трубникову два эпизода получения взятки и один – покушения на получение взятки (ч. 5, ч. 6 ст. 290 УК РФ и ст. 30, ч. 5 ст. 290 УК РФ).
По данным следствия, чиновник «не позднее 1 апреля 2013 года решил получить взятку» от представителя ОАО «Воронежавтодор» Бориса Смирнова. Компания занималась ремонтом и содержанием автомобильных дорог в Воронежской области по госконтрактам. Первый транш в 1 млн рублей Смирнов передал начальнику управления 13 мая в рабочем кабинете Трубникова, 16 мая – еще 400 тыс. рублей. В качестве ответной услуги Трубников якобы способствовал подписанию актов приемки работ с «Воронежавтодором», в результате компания получила 27,8 млн рублей. Впоследствии чиновник якобы договорился со Смирновым о выдаче аванса «Воронежавтодору» по следующим контрактам, хотя договоры эти выплаты не предусматривали. Выполняя договоренность, 29 мая Смирнов принес Трубникову 1,25 млн рублей – 5% от аванса в 25 млн рублей, которые получил «Воронежавтодор». Сразу после передачи денег руководителя управления задержали сотрудники Главного управления экономической безопасности (ГУЭБиПК МВД России). Общая сумма взятки по первому эпизоду уголовного дела составила 2,65 млн рублей.
Следователи вменили Трубникову еще два эпизода получения взяток – «Воронежавтодор» якобы оплачивал услуги дорожно-строительной техники для ЗАО «ПМК “Хлевенское”», которым руководил зять чиновника Шилов. Сначала «Воронежавтодор» оплатил услуги траншеекопателя на 834 тыс. рублей. Затем Трубников якобы требовал оплатить работу экскаватора на 300 тыс. рублей, однако перечислить деньги Смирнов не успел – Трубникова задержали силовики.
Таким образом, общая сумма взяток по всем эпизодам – 3,8 млн рублей.
Ради доброго имени
После выступления гособвинителя судья Марина Галаган предоставила слово защите.
– Извините, редко читаю, волнуюсь, – объяснил Александр Трубников, доставая листок с ответным словом.
– Не волнуйтесь, – успокоила судья.
Явного волнения в голосе бывшего главного дорожника области во время ответного слова не было. Написанные на бумажке заковыристые юридические формулировки Трубников часто опускал, сосредотачиваясь на главном – по его мнению, уголовное дело стало следствием разногласий с Борисом Смирновым и «коррупции» в силовых структурах.
– Я не признаю вины только потому, что никаких преступных действий никогда в своей жизни не совершал. Долгое время занимая руководящие должности в различных организациях, я всегда честно и добросовестно относился к своим обязанностям, – заявил Трубников.
Он напомнил, что выстроил «механизм, который предотвращал злоупотребления» в сфере ремонта и содержания дорог. Экс-чиновник пояснил, что никогда не составлял акты приемки работ и «не мог влиять на выплаты по контрактам». К «Воронежавтодору» и коммерческому директору фирмы Борису Смирнову у Трубникова «было много претензий»: компания якобы «плохо справлялась с объемом работ».
– В мае 2013 года на большой планерке я планировал поднять вопрос о передачи части автодорог на обслуживание другой организации. Испугавшись этого и не желая повышать качество работ, Смирнов решил оговорить меня, чтобы путем моего устранения с должности сохранить свои прибыли, – объяснил подсудимый.
Затем он обвинил Смирнова в том, что тот якобы не желал возвращать Трубникову долг в 22 млн рублей, взятых на приобретение битума. По версии Трубникова, Смирнов не смог вовремя вернуть деньги, и чиновник предложил ему выплачивать долг частями – по 5% ежемесячной прибыли всех компаний, в которых Смирнов занимал руководящие посты. Именно эти деньги представитель «Воронежавтодора» якобы передавал Трубникову, резюмировал свою версию экс-чиновник. Затем Трубников напомнил о коррупционном скандале в МВД.
– Хочу отметить, что начальник ГУ... (ГУЭБиПК МВД России — РИА «Воронеж») ...Сугробов в настоящее время обвиняется в организации преступного сообщества с превышением должностных полномочий за фальсификацию доказательств и систематические провокации за совершение преступлений. Его заместитель Борис Колесников, также фигурант уголовного дела, покончил жизнь самоубийством. А руководитель следственной группы, расследовавшей мое уголовное дело Сергей Ольховников осужден за получение взятки. В результате их противоправных действий я потерял все – доброе имя, честь, достоинство, самоуважение, здоровье, – сказал Александр Трубников.
Перечисленные подсудимым высокопоставленные силовики действительно оказались фигурантами уголовных дел, однако о нарушениях в деле Трубникова СКР, расследовавший эти дела, или о какой-либо связи между преступлениями генералов и воронежского чиновника, никогда не заявлял.
Напоследок Трубников выразил уверенность в том, что «докажет в суде свою невиновность» и вернет себе «доброе имя». Адвокат Артем Соколенко подтвердил версию подзащитного о том, что деньги от Смирнова были не взяткой, а возвратом долга, а эпизоды оплаты «Воронежавтодором» дорожной техники назвал предметом разбирательства в арбитражном суде, а не преступлением.
Затем защитник попросил суд закрыть процесс для СМИ и посторонних. Соколенко аргументировал свою позицию тем, что будет «часто просить о перерывах в процессе» из-за состояния здоровья Александра Трубникова, при этом будут оглашаться сведения о заболевании его подзащитного. По словам адвоката, в уголовном деле есть документы, подтверждающие, что подсудимый тяжело болен (из СИЗО, где Александр Трубников оказался на следующий день после задержания, его выпустили через восемь месяцев из-за болезни). Гособвинитель Виталий Сидоров усомнился в том, что процесс стоит закрывать только на этом основании. Судья Марина Галаган просьбу защиты удовлетворила.
После перерыва суд приступил к допросу свидетелей – их в деле 44, в том числе Борис Смирнов. Заседание прошло уже без прессы. Вероятно, процесс снова откроется только тогда, когда стороны перейдут к прениям перед оглашением приговора. Учитывая количество свидетелей, допросы могут продлиться несколько месяцев.
Если квалификация уголовного дела останется прежней (суд вправе поменять статью обвинения в ходе процесса), Александру Трубникову грозит штраф от 80-кратной до 100-кратной суммы взятки либо лишение свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в 70-кратном размере взятки. Однако даже если суд признает его виновным, колония экс-дорожнику, вероятно, не грозит: российские законы запрещают лишать свободы страдающих тяжелыми заболеваниями осужденных по таким статьям.