Работать для детей сложно. А если их не одна сотня в зале, а полтысячи, – кажется, это подвластно только избранным. Александр Латушко и был избранным. Он умел завладеть детским вниманием как никто другой. Видимо, работа с детьми была заложена у него на генетическом уровне. Его двоюродный дядя был заведующим электроцехом театра драмы, и маленький Саша мог часами пропадать у него на работе – пересмотрел все репертуарные спектакли драмтеатра, знал каждый винтик в осветительской ложе, помнил каждую декорацию. Он с первого раза поступил в ГИТИС, выдержав конкурс в 186 человек на место. Однажды полюбив творчество для детей, Александр Латушко посвятил юным зрителям всю свою жизнь. Его спектакли были пропитаны добротой, а на всяческую пошлость, чернуху, мат действовало строгое табу.

– Эпатаж – это дешевое привлечение зрителя, ничего общего не имеющее с настоящим художественным содержанием. Никогда такого не допущу, и коллективу своему не позволю. Если хотите – это моя жизненная, творческая и человеческая позиция, – говорил он на посту худрука Воронежского театра юного зрителя.

Фото — Михаил Кирьянов (из архива)
Фото — Михаил Кирьянов (из архива)

У него было еще много творческих планов, которые он вынашивал уже на сцене Дома актера. Возможно, их когда-нибудь воплотит кто-нибудь другой.

Александра Николаевича не стало в субботу, 12 ноября. Заслуженный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств России скончался в больнице на 78-м году жизни. Каким он был на сцене и за ее пределами, рассказали его коллеги и друзья.

Сергей Смирнов, заслуженный артист Воронежской области, актер Воронежского ТЮЗа:

– Рядом с Александром Николаевичем я был с 1982 года. Я пришел студентом в театральную студию при ТЮЗе, где он преподавал актерское мастерство. С тех пор мы были неразлучны, все время вместе. Каждое лето ездили под Рамонь, в Радчино, на берег реки с палатками отдыхать. Выезжали сугубо мужской компанией после получения отпускных. У нас было несколько лодок, байдарка, мы рыбачили днями и ночами, потом варили уху, жарили-парили рыбу, таранку домой привозили. У нас была очень дружная команда. Александр Николаевич никогда ни в чем не отказывал. Он был добрым, светлым человеком, очень искренним, музыкальным, талантливым – этот список можно продолжать до бесконечности.

Я очень хорошо помню репетиции с ним. Его легко можно было «уломать». Иногда артисты ныли: «Может, пораньше сегодня закончим?». И он шел нам навстречу. Всегда легко с ним работалось. Он мог и показать, как играть, и станцевать, и спеть – у него великолепный голос был. Но самое главное – он не чурался принимать наши предложения. Другой режиссер сказал бы: «Ты с кем говоришь, актеришко, дурачок? Кто я и кто ты?». А он, напротив, с удовольствием хватался за наши идеи. Его уход – огромная утрата для всех.

Фото – Роман Демьяненко (из архива)
Фото – Роман Демьяненко (из архива)

Екатерина Тоборовец, заслуженная артистка Воронежской области, актриса Воронежского ТЮЗа:

– Когда я пришла в ТЮЗ, Александр Николаевич был главным его режиссером. Первый спектакль, в котором я играла под его руководством, – «Не хочу быть собакой». Потом были «Оливер», «Бумбараш» и много других. Он любил своих актеров, ко всем очень хорошо относился. Артисты это понимали и порой садились ему на шею в хорошем смысле слова. Когда мы уже перегибали палку, он мог повысить на нас голос – но не ругал, а призывал к порядку, как нашкодивших маленьких детей. Очень дорогой, очень значимый для меня человек. Многому меня научил и в профессиональном плане, и в человеческом. Помогал всем. Всегда к нему можно было обратиться, никогда не отказывал. Очень тепло относился к нашим победам и достижениям. В театральной среде люди разные бывают, но такого щедрого человека в духовном плане я больше не встречала. Как скрупулезно он работал с молодыми артистами, как старался их научить, как вкладывал в них все свои знания!

Он великолепно пел, обладал абсолютным слухом, обожал музыкальные спектакли. Читал и писал стихи, любил шутки, никогда не обижался на розыгрыши – хохотал и смеялся со всеми. Безумно жаль, что его не стало. Мой любимый режиссер. В последние годы он пригласил меня на две свои постановки в Доме актера, это были очень хорошие работы. Он хотел еще пьесу ставить, искал материал, был полон надежд, что удастся сделать новый детский спектакль. Так получилось, что его последней работой в Доме актера стал прекрасный музыкальный спектакль «Любить, любить, любить...». Он заканчивается многоточием, недосказанностью – как закончилась жизнь Александра Николаевича.

Андрей Васильев, директор Воронежского ТЮЗа:

– Я знал Александра Николаевича более 25 лет. Он запомнился мне добрым, очень творческим, отзывчивым человеком, готовым всегда прийти на помощь. Любая просьба не оставалась у него без внимания – подключал все свои связи и возможности. Много людей в театре и за его пределами ему благодарны за оказанную когда-то помощь. Его спектакли всегда отличались человечностью и близостью к зрителю. Вне театра он любил шутки, байки, постоянно рассказывал увлекательные истории. С уходом Александра Николаевича мы многое потеряли.

Фото – Роман Демьяненко (из архива)
Фото – Роман Демьяненко (из архива)

Екатерина Данилова, театральный критик, бывший завлит Воронежского ТЮЗа:

– Александр Николаевич был человеком очень добрым, отзывчивым и очень любящим как театр, так и детей, и свою Родину. Он был очень патриотичным человеком, делал действительно театр для детей и воспитывал в людях доброе – и это, наверное, его главное отличие. Не говоря о том, что он, несомненно, был человеком талантливым, знающим, ищущим.

Несколько раз мы вместе ездили в Питер на театральный фестиваль «Радуга». Что меня поразило – Александр Николаевич прекрасно знал Санкт-Петербург! Мы долго гуляли по городу, и он рассказывал про здания, архитектуру, памятники, он был очень начитанным и просвещенным человеком. Притом что он был академическим режиссером и придерживался несколько консервативных взглядов на детский театр, на фестивале он с удовольствием и большим вниманием следил за тем, что предлагали современные молодые режиссеры, – то самое современное искусство, и даже хотел что-то доброе, разумное оттуда для своего театра взять.

Но в то же время он не стеснялся говорить, если ему что-то не нравится. Он всегда искренне выражал свою позицию. В какой-то степени он повлиял на меня: я тоже стала честно выражать свою позицию – как-никак более пяти лет проработали рука об руку. Вместе устраивали фестиваль «Театр для детей XXI века» – такой нужный и правильный. Александр Николаевич привозил на него действительно значимые спектакли, которые до сих пор вспоминаются.

Спектакль «Не покидай меня», фото из архива Воронежского ТЮЗа
Спектакль «Не покидай меня», фото из архива Воронежского ТЮЗа

Николай Попов, директор Воронежской филармонии:

– Мы были знакомы с 1977 года. Александр Николаевич преподавал у меня на курсе. Все были молодые, веселые, полные разгильдяи! В Александра Николаевича были влюблены все девушки с курса – красивый, обаятельный, улыбчивый, отзывчивый. Никогда не видел его злым и не припомню, чтобы от него исходило что-то негативное. Он всегда умудрялся решать проблемы так, что получалось мягко, не обижая никого. Был незлопамятным совершенно. Даже если кто-то плохо поступал по отношению к нему, он никогда этого не вспоминал. Его театральные работы отличали классические формы, классический репертуар. Театр для него был театром, а не эпатажным шоу.

Алексей Смирнов, председатель правления Воронежского отделения Союза художников России, заслуженный деятель искусств РФ:

– Это был профессионал с большой буквы. У Александра Николаевича всегда было четкое отношение к происходящему в жизни. Он имел свое мнение, свою позицию. Может, это кому-то не нравилось, тем не менее он давал свою оценку и тем самым притягивал к себе окружающих. Поэтому был уважаемым и значимым человеком, особенно в области воронежской культуры. Жаль, что таких людей становится все меньше.

Фото – Роман Демьяненко (из архива)
Фото – Роман Демьяненко (из архива)
Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».