В четверг, 16 января, в Ленинском районном суде должно было состояться заседание по делу в отношении экс-заведующей кафедрой цифровой и отраслевой экономики Воронежского государственного технического университета (ВГТУ), доктора экономических наук, профессора Натальи Сироткиной и преподавателя кафедры цифровой и отраслевой экономики ВГТУ Элины Лубянской. Наталью Сироткину обвиняют по п. «а» и «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ (получение взятки должностным лицом, совершенное группой лиц в крупном размере), предусматривающей до 12 лет лишения свободы. Статья, по которой обвиняют Элину Лубянскую, аналогичная. У Сироткиной 21 эпизод, у Лубянской – 18.
«Я профессионально делала свое дело»
Однако заседание было отложено в связи с тем, что Наталью Сироткину не уведомили о нем за пять дней, как этого требует закон.
– О том, что по моему делу сегодня пройдет заседание, я узнала в понедельник, 13 января, из информации, опубликованной на сайте Ленинского районного суда. Я считаю, что за 2 года и 7 месяцев, с момента, когда в отношении меня было возбуждено дело, я заслужила хотя бы своевременного уведомления о предстоящем заседании. В связи с тем, что я не была уведомлена о заседании надлежавшим образом, времени на подготовку к нему у меня не было, – объяснила Наталья Сироткина.
Представитель гособвинения с данными доводами согласился, признав, что законные основания для отложения заседания есть.
После несостоявшегося заседания Наталья Сироткина дала комментарий представителям СМИ. Женщина рассказала, что считает выдвинутые против нее обвинения незаконными и несправедливыми.
– Множество нарушений было у следствия, множество нарушений уже у суда. По непонятным для меня причинам были исключены предварительные слушания, ни разу я не была уведомлена надлежащим образом о том, что начнутся судебные заседания. Все, что касается уголовного дела против меня, – это вопиющая несправедливость. Я профессионально делала свое дело, щедро делилась своими знаниями со всеми, кто в них нуждался. Я горжусь своей профессиональной деятельностью и надеюсь восстановить свое честное имя, – заявила Наталья Сироткина.
«Наталья Сироткина – не должностное лицо»
Адвокат Денис Апостол, представляющий интересы Сироткиной, добавил, что добивается отвода судьи, а также переноса судебного разбирательства в Волгоград.
– Следствие, прокуратура, а теперь и суд с упорством продолжают настаивать на том, что моя подзащитная является должностным лицом. Был адвокатский запрос в Министерство науки и высшего образования РФ, и получен ответ, что Сироткина не должностное лицо. Но данный факт замечать никто не желает. Должностным лицом, которое присуждает ученую степень, является федеральный министр. Именно он подписывает приказ, имеющий юридическую силу. Диссертационный совет государственным органом не является, поэтому не наделен какими-то властными полномочиями. Совет создается на общественных началах и является коллегиальным. Все его решения носят исключительно рекомендационный характер. Именно поэтому мы считаем, что в Воронежской области нам не удастся что-либо доказать, и просим об изменении территориальной подсудности на Волгоградскую область. Мы считаем, что там по такой категории дел уровень апелляционного контроля соответствующий. Мы просто хотим получить объективный, беспристрастный и справедливый суд, – объяснил адвокат.
«То, что произошло с Трещевским и Ендовицким, меня убивает»
Также Наталья Сироткина дала комментарий по поводу дела ректора ВГУ Дмитрия Ендовицкого и заведующего кафедрой экономики и управления организациями ВГУ Юрия Трещевского.
– Я бесконечно уважаю Дмитрия Александровича Ендовицкого, под началом которого я работала. И я испытываю огромную благодарность к профессору Юрию Игоревичу Трещевскому, которого я считаю своим учителем. Именно под его руководством, работая на его кафедре, я сформировалась как специалист в области методологии. То, что произошло с Трещевским и Ендовицким, меня убивает.
Напомним, по версии следствия, в марте 2022 года к Наталье Сироткиной обратился преподаватель другого воронежского вуза с вопросом о возможности защиты диссертации. Завкафедрой предложила в силу своего положения поспособствовать защите диссертационной работы и последующему присвоению ученой степени. За это женщина запросила 400 тыс. рублей, указав, что деньги предназначены как ей самой, так и другим должностным лицам.