Два месяца назад в семье Светланы и Петра Щирских из села Бабяково Новоусманского района родился десятый ребенок. Мальчика назвали Тимофеем. По данным департамента соцзащиты Воронежской области, в регионе проживает 21 семья, где воспитываются десять и более детей. Всего же в области почти 20 тыс. многодетных семей. Журналисты РИА «Воронеж» побывали в гостях у Щирских и попросили рассказать, в чем секрет их счастливых семейных отношений.
Старшему сыну – 15 лет, младшему – два месяца. Между ними – еще восемь ребятишек. А также родители Петр и Светлана. Все вместе – большая и дружная семья Щирских.
– Сначала родился сын, потом подряд рождались дочки, а затем снова мальчишки – шесть ребятишек. У нас нехватка девочек в семье, – смеется многодетная мама, держа на руках самого младшего карапуза.
Чтобы познакомиться со всей большой семьей, просим родителей перечислить по именам всех детей, начиная с самого старшего. Паша – 15 лет, Таня – 14, Аня – 13, Лиза – 12, Даниил – 11, Руслан – 10. До этого момента родители по очереди называли детей, неожиданно папа заминается, улыбаясь, смотрит на жену, и говорит: «Пожалуйста, давай ты дальше». А дальше идут Иосиф – 7 лет, Андрей – 5 лет, Давид – 3 года и Тимофей – 2 месяца.
Первое, что бросилось в глаза в доме большой семьи, – музыкальные инструменты. У окна стоит старенькое фортепиано, рядом – футляры для скрипки и аккордеона. В соседней комнате хранятся еще одна скрипка и флейта.
Спрашиваем, кто в семье музицирует. Оказалось, что проще назвать тех, кто здесь не играет, а это мама и самые младшие ребятишки. И то только потому, что еще малы по возрасту для музыкальной школы. Подрастут немного и тоже пойдут туда учиться. Выбор инструмента родители полностью отдают детям, говорят, тут ребенок должен сам решить, к чему больше лежит его душа. Например, семилетний Иосиф с первого взгляда полюбил баян. Учится играть на нем год, а уже уверенно справляется с инструментом, который весит чуть меньше, чем сам юный музыкант.
За главного музыканта в доме – папа Петр. Глава семьи всегда находит время, чтобы помузицировать с детьми. Когда это случается, в доме проходят маленькие семейные концерты.
– В музыкальной школе дети получают бесплатное дополнительное образование, у нас нет цели вырастить из них профессиональных музыкантов. Свой жизненный путь они будут выбирать сами, мы же, родители, должны дать все возможности, чтобы ребенок понял, чем он хочет заниматься сейчас и в будущем, – считают супруги.
Петр и Светлана в браке 16 лет. Познакомились с помощью СМС-сообщения. Знакомые дали молодому человеку номер хорошей девушки, он написал, она ответила. Через месяц встретились лично и с того времени уже больше не расставались.
– Так получилось, что мы познакомились 10 декабря 2004 года, а ровно через год – день в день 10 декабря – поженились. Специально к такому совпадению дат не стремились, так само собой получилось, – улыбаются они.
И Петр, и Светлана – сами из многодетных семей. У ее родителей – четверо детей, у его – шестеро. По количеству ребятишек они их уже обошли. И говорят, не исключено, что будет продолжение. Супруги – люди верующие, принимают всех детей, которых посылает Бог. И тут впору вспомнить известную пословицу «Бог дал ребенка, Бог даст и на ребенка».
– Когда у нас было пятеро детей, у меня как-то спросили: «А если десятый родится, как жить будете?» Ну, вот у нас родился десятый ребенок – и живем мы хорошо, дружно, – поделился отец семейства. – Дети все обуты, одеты, сыты, хорошо учатся. Дважды за лето мы стараемся выезжать на море. Так как машина у нас семиместная, то приходится сначала одну группу вывозить, потом другую. Те, кто остается дома, находятся под присмотром бабушек. Конечно, спор за то, кто первым поедет отдыхать, у нас постоянно среди детей бывает. Будь у нас автомобиль побольше, чтобы 12 человек могли поместиться, мы бы с радостью всей семьей отдыхали, но пока приходится вот так поступать.
Петр Щирский рассказал, что своим примером они хотят развеять миф о том, что «многодетные семьи – это забитые, бедные люди, которые живут впроголодь, ходят в обносках и никогда не сдают деньги на нужды школы».
– У нас все есть. Конечно, дается нам это непросто. Я работаю в строительном бизнесе и могу до глубокой ночи пропадать на работе, чтобы обеспечить свою семью. Но ведь так и должно быть! Мне очень горько слышать про женщин, чьи мужья сидят у них на шее и еще что-то требуют от своих жен. Это неправильно, – считает глава семьи.
В большом семействе царит порядок во всем – в делах, учебе, поведении и отношении к близким. Старшие дети занимаются с младшими братьями – играют с ними, помогают делать уроки.
– У нас нет такого, чтобы сидеть с детьми и разбирать с ними домашнее задание. Все самостоятельные, если кому-то нужна помощь с уроками, конечно, обращаются, но такое случается нечасто. Мы ввели систему премирования за хорошие оценки. Четверка стоит столько-то рублей, пятерка – еще больше. Сильнее всего это замотивировало Аню, она учится в шестом классе и уже почти стала отличницей. Дочь приходит из школы и сразу садится за уроки, пока не сделает их, другим не занимается.
Помогают дети родителям и с домашними делами. Девочки по очереди дежурят по дому. На кухне даже висит график – кто, когда и что должен делать. Например, в день нашего приезда за Таней была кухня, Аня отвечала за ванную, а Лиза – за холл.
– Работа всегда несложная – протереть пыль, загрузить посуду в посудомойку, пропылесосить. Здесь больше работает воспитательный процесс – приучение к труду. Если ребенок с детства начнет трудиться в силу своих возможностей, то ему легче будет во взрослой жизни. Меня так тоже воспитывали родители, вместе с братьями мы помогали отцу делать несложную работу. А с 15 лет я начал работать и зарабатывать. Сейчас нашему старшему, Паше, как раз 15 лет, и я горжусь тем, что он сам у нас во дворе положил плитку и берется за разную работу, – сказал Петр.
Девочки растут хорошими кулинарами. Уже могут печь пиццу, торты и готовить несложные блюда.
– Мы любим простую еду. Например, тушеная картошка – это самое любимое блюдо нашего папы. Еще он любит шашлык и тортики. Целыми днями у плиты я не стою, как многие могут подумать. Вот вчера приготовила борщ в 8-литровой кастрюле и макароны с курицей. Супа хватило на два дня. Плюс по четыре батона и буханке черного хлеба в день всегда съедаем. Огород есть, овощи выращиваем, чтобы свежими поесть, но соленья на зиму не делаем, – рассказала Светлана.
– Я жене запретил с закрутками возиться. У нее и так хлопот много – кроме дома, еще обычная и музыкальная школы. Не хочу, чтобы супруга еще сильнее уставала. С соленьями нам бабушки и дедушки помогают, но даже если они перестанут это делать, как-нибудь проживем без соленых огурцов и помидоров, – добавил Петр.
Чем дольше продолжалось интервью, тем становилось понятнее, что Петр как настоящий мужчина и глава семьи заботится о своей Светлане.
– Муж умеет вытаскивать меня из домашнего быта. Все просто, но очень хорошо помогает развеяться и сбросить напряжение, которое возникает у любой женщины, которая целыми днями находится дома с детьми. Мы можем уложить детей спать, оставить их под контролем старших, а сами поехать в кафе. Или супруг приходит домой, остается с мальчишками, а мы с девочками едем за обновками или даже просто по супермаркету походить, купить что-то, что хочется именно нам, – пояснила женщина.
Каких-то секретов и правил семейной жизни у супругов нет. Они уверены, что главное – это любовь. Не страсть, которая бывает в начале отношений, а настоящее, проверенное годами, общими трудностями и радостями чувство.
– Любовь – это умение жертвовать своими желаниями, временем и силами для второй половины. Здесь важно, чтобы и супруг или супруга тоже разделяли эту позицию. Ведь когда в паре люди смотрят в разные стороны, сложно в таком случае достичь гармонии в отношениях. Еще обязательно нужно уметь договариваться, уметь почувствовать, когда внутри твоей половины начинает кипеть, и вовремя найти способ потушить этот внутренний пожар. Настоящая любовь с годами становится все сильнее, и мы это чувствуем на себе, – признается Петр.
Ревности среди детей в семье нет, здесь никто не борется за внимание родителей, так как с ранних лет знают и чувствуют на деле, что и мама, и папа любят всех одинаково.
– Любимчиков у нас нет – ну, может, только самому младшему в силу возраста больше внимания уделяем. Но это до тех пор, пока еще более младший не родится, – улыбаются родители. – Вот Давид сначала капризничал, когда Тимофея из роддома принесли, все-таки он долгое время был самым маленьким из всех, но сейчас уже это прошло.
Сейчас семья живет в доме общей площадью 120 кв. м. В понимании семьи, где есть родители и несколько детей, он большой. Но эти метры уже не кажутся просторными, когда у тебя семеро сыновей и три дочери. В доме шесть комнат. В одной спят родители, в остальных – дети. У некоторых есть отдельные комнаты, но младшим мальчишкам приходится делить один большой диван. Родители мечтают, чтобы у каждого из детей был свой отдельный уголок. Осуществить это они надеются с помощью региональных властей.
Многодетная семья Щирских получает государственную поддержку:
- ежемесячную денежную выплату семьям при рождении после 31 декабря 2012 года третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет;
- пособия на ребенка до 16 (18) лет на всех детей;
- семье выданы сертификаты на региональный материнский капитал на четырех детей (в данный момент подано заявление еще на один сертификат);
- семья состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма;
- семье оказывалась государственная социальная помощь.
В планах у супругов – продать имеющийся дом и, добавив денежную помощь от государства, купить более просторное жилье.