Вековой юбилей Марии Алексеевны Беднарской наступил еще 15 апреля. Но отметить его вовремя женщина не смогла, так как оказалась в тот момент на больничной койке. Однако представители управы Советского района не забыли о важной дате, держали ситуацию на контроле и, как только женщина оказалась дома и здоровье позволило принять многочисленных гостей, пришли ее поздравить вместе со специалистом управления ЗАГС и председателем районного совета ветеранов Анатолием Стукаловым. Присоединились к ним по доброй традиции и корреспонденты РИА «Воронеж».
Ровесница дела своей жизни
Мария Алексеевна встретила нас в хорошем настроении и сносном самочувствии. Бабушка, к счастью, сама поднимается, хоть и с трудом, но ходит и обслуживает себя. Это позволяет ей жить одной, хотя, конечно, внучатым племянницам приходится приезжать к ней каждый день, чтобы проверить, все ли в порядке, помочь в каких-то бытовых вопросах, да и просто поднять родному человеку настроение. Есть и сиделка, которая приходит на несколько часов по будним дням. И все равно Марии Алексеевне очень не хватает общения. Это просто беда. Не спасает ни телевизор, ни сохранившаяся способность читать. Ведь до самых последних лет, когда ближе к вековому юбилею пришла немощь, бабушка была очень активной – участвовала в приходской жизни любимого храма, летом не вылезала с дачи, в которую превратился домик в родном селе.
– Да что рассказать? Хорошего в детстве было мало, – отвечает Мария Алексеевна на просьбу поделиться самым главным, что вспоминается ей в связи с наступлением столетия. – А сейчас вроде хорошо все. За мной девочки ухаживают, молодцы. Приходят, приносят мне кушать. Всем я довольна.
Мария Алексеевна появилась на свет в крестьянской семье Алексея Ивановича и Меланьи Ильиничны Федоровых в молодом поселке Воля под Новой Усманью, который основали за три года до ее рождения. Рядом было более крупное село, поэтому женщина иногда говорит, что родом из Орлово. В семье росли шестеро детей, из которых Мария была четвертой. Одна из сестер, Полина, умерла совсем маленькой, в возрасте шести лет подхватив воспаление легких.
– Ну чем родные занимались? В колхоз ходили, работали. Там приходилось и на лошадях, и на быках. Я тоже первые годы работала в колхозе, а потом, когда подросла, устроилась в больницу, в областной онкологический диспансер, который располагался на улице Сакко и Ванцетти, – рассказывает Мария Алексеевна. – Меня всегда больные любили. Говорили: «Ой, сегодня Маша дежурит!» И я их любила. Я им всегда желала счастья, здоровья.
Любили Марию за настоящее неравнодушие, которое выражалось, например, в том, что она в свою смену дополнительно подкармливала больных чем-то вкусным, хотя бы этим старалась сделать их будни чуть радостней. Работа была очень тяжелой. Хрупким женщинам подчас приходилось носить больных на носилках. И не всегда лечение заканчивалось успехом.
– Помню первого умершего. Мужчина был, мы хоронили его в Первомайском саду, около вокзала, – вспоминает Мария Алексеевна.
Здание на упомянутой улице в центре города было передано под нужды онкодиспансера в 1950 году, и Мария Алексеевна, к тому времени трудившаяся в должности санитарки радиологического отделения уже около четырех лет, принимала участие в ликвидации разрушений военных лет и адаптации здания под нужды больных и врачей. Диспансер стал ее главным местом работы, которому она отдала почти 38 лет своей трудовой жизни. Примечательно, что онкологической службе Воронежской области в этом году также исполняется сто лет. Можно сказать, что Мария Алексеевна и дело ее жизни – ровесники.
– День рождения бабушка у нас встретила в больнице, и сотрудники диспансера, заместители главного врача Олег Анатольевич Селютин и Лариса Константиновна Шипилова, приходили поздравить ее. А на сайте медорганизации вышла теплая статья о бабушке, – рассказывает внучатая племянница юбилярши Елена.
Брат погиб на «Малой земле»
С людьми этого героического поколения мы всегда говорим о войне. Благо, пока еще имеем такую возможность. Но Мария Алексеевна неохотно поддерживает разговор на эту тему. Ссылается на то, что с годами не осталось воспоминаний.
– Стали бомбить, стрелять. Нас эвакуировали – кто в какие села разъезжался, – рассказывает бабушка.
Впрочем, эвакуировали в ее случае, наверное, громко сказано. Больше подойдет – отселили. Отправили в соседнее село Красино, буквально через речку, на другом берегу Усманки. Там записалась в соседний колхоз и стала работать.
Алексей Иванович, глава семьи, отправился на фронт, где получил ранение руки. Но быстро восстановился и в дальнейшем прошел всю войну. Ни Мария Алексеевна, ни ее внучка Елена сейчас не помнят этого наверняка, но вроде бы он дошел до Берлина. Домой вернулся благополучно. Правда, уже в послевоенное время из-за болезни ему ампутировали обе ноги.
Старший брат Марии Иван Федоров погиб под Новороссийском. Мама Елены нашла его инициалы на мемориале «Малая земля». Достоверной информации нет, но так как последняя весточка от парня пришла из тех краев, родственники предполагали, что он вполне мог оказаться среди защитников знаменитого плацдарма.
Серебряные волонтеры
Работе Мария Алексеевна обязана и своим семейным счастьем, пришедшим далеко не сразу. Именно в диспансере она повстречала будущего супруга Иосифа Ивановича Беднарского. Он устроился в онкодиспансер полотером. Мужчина умер около 30 лет назад, поэтому Елена помнит о нем не так много. А память Марии Алексеевны хранит не все подробности.
– Вот не скажу я вам. Наверное, был на войне, – говорит она о покойном муже. – Жили мы неплохо. Не дрался, не пил, чтобы запоями. Но выпивать – выпивал. Он меня называл Куманек. «Куманек, дай мне что-то...».
Брак был поздним, поэтому своих детей у супругов не появилось. В семье сегодня даже шутят про секрет долголетия бабушки Маши – замуж вышла поздно, муж умер рано, детей нет.
Была у Марии Алексеевны близкая подруга и коллега, Анна. С ней вместе проработали они бок о бок много лет в диспансере, вместе снимали жилье. Однажды квартирная хозяйка убедила молодых тогда женщин, что всю жизнь скитаться по углам – не дело. Прислушались, решили вступить в кооператив, получили квартиры в доме на улице Космонавтов, который строили для сотрудников медорганизации. Стали соседками и еще более близкими подругами. А когда вышли на пенсию – на них весь подъезд держался. Следили за чистотой и порядком.
Скучать не приходилось, дело себе всегда находили. Когда появилось свободное время, женщины вошли в инициативную группу по восстановлению старинного Ильинского храма, что находится неподалеку от главного корпуса Воронежского государственного университета. Много сделали для приведения обители в порядок. Иногда так уставали, что оставались ночевать в церкви, ведь добираться домой было не так уж близко. А еще каждые выходные наготавливали еды и отправлялись на электричке за город, в один из пансионатов для людей с расстройствами психики. Можно сказать, были «серебряными волонтерами» тогда, когда еще не придумали этого красивого определения.
– Сейчас, бывает, посещаю храм рядом с домом. Но совсем редко. Отходилась я, уже плохо хожу, – с грустью в голосе говорит Мария Алексеевна.
Возможность посещать службы чаще, участвовать в приходской жизни была бы для нее настоящей радостью. Но годы берут свое.
День сегодняшний
– У бабушки Маши была родная сестра Евдокия, я как раз ее внучка, а бабушка Маша с нами всегда, всю жизнь. Бабушка Дуся умерла в октябре 2022 года, в возрасте 95 лет. У нее был острый ум. Вот она больше могла бы рассказать. Я три года за ней ухаживала, и считаю своим большим упущением, что не записывала за ней. Хотя на другом телефоне кое-что все-таки осталось, – рассказывает Елена, добавляя, что сестры были очень привязаны друг к другу и в последнее время часто жили вместе на квартире то у одной из них, то у другой. – Смотрите, какой у нас замечательный девичник был (показывает фото, сделанные несколько лет назад. – Прим. РИА «Воронеж»). Всегда вишенка на коньяке была припасена, бабушки иногда это любили. Она и сейчас у нас есть.
Елена убеждена: когда молодые говорят про пожилых, будто те не любят вкусно поесть, что им ничего не интересно, что не радуются жизни, – это глупости. Мы часто просто недостаточно хорошо знаем своих родных, не проявляем к ним должного внимания.
Видно, как Мария Алексеевна привязана к внучатой племяннице. Когда молодая женщина приезжает к бабуле, у той начинается другая жизнь.
– Видите, у меня всегда колонка с собой. Мы песни слушаем, хорошие, православные, – рассказывает Елена. – А 9 Мая включаю музыку еще на лестнице, пока поднимаюсь. Соседи уже знают.
Елена вспоминает трогательную историю, как пару лет назад на День Победы забрала бабушку Машу из дома, усадила в машину, чтобы показать праздничный город, немного развлечь. По пути заехали на заправку. Молодая сотрудница, узнав, что в машине находится очевидец событий военных лет, вышла поздороваться и подарила шоколадку.
Проблема с досугом на сегодня для Марии Алексеевны стоит наиболее остро. И если вдруг найдутся люди, готовые помочь бабушке, вовлечь в какую-то деятельность, посильную ей по физическим возможностям, и кому смогут доверять ее родные (это тоже важно, поскольку уже были случаи – пенсионерка сталкивалась с мошенниками), это станет большой радостью для нее самой и для ее семьи.