Круглый стол «Проблемы и перспективы городского общественного транспорта» прошел в областном Доме журналистов в четверг, 27 января. Здесь встретились представители городского управления транспорта, компаний-перевозчиков, ГИБДД и общественники. Мероприятие организовал Центр управления регионом. В течение 2021 года ведомство мониторило жалобы горожан в соцсетях на работу общественного транспорта и провело свой онлайн-опрос о качестве транспортной системы города. Претензии пассажиров прозвучали на круглом столе. Главные среди них – несоблюдение водителями графика движения и недостаток автобусов на определенных маршрутах.
Но критика работы общественного транспорта выявила большую проблему – острую нехватку водителей. Почему квалифицированные кадры уходят из профессии и как решаются другие задачи отрасли – в материале РИА «Воронеж».
Дефицит водителей – 70%
В начале встречи модератор Елена Дементьева озвучила заместителю руководителя городского управления транспорта Максиму Захарову жалобы жителей микрорайона «Электроника», которым приходится ждать маршрутку №120В по 30 минут.
Максим Захаров ответил, что управление транспорта совместно с МБУ «Единый оператор городских пассажирских перевозок» проводит ежедневный мониторинг работы транспортных предприятий. За грубые нарушения к ним применяют штрафные санкции. Средства от оплаты поступают в городскую казну: в 2021 году общая сумма штрафов составила более 4,8 млн рублей, а с начала 2022-го – уже более 250 тыс.
Фото – предоставлено областным Домом журналистов
Но несоблюдение графика движения автобусов не всегда происходит по вине водителей. Среди основных задержек маршруток – недостаток подвижного состава и заметный дефицит водителей.
– Пандемия сильно подкосила отрасль общественного транспорта. За два года в Воронеже произошел колоссальный отток подвижного состава. За 2021 год город потерял более 200 единиц относительно нового транспорта от 2016 года выпуска. Это связано с тем, что физлица, которые ранее были и собственниками автобусов, и водителями, фактически уходят с рынка. Они не в состоянии оплачивать лизинг и расходы на содержание техники. Проводя анализ работы подвижного состава, мы пришли к выводу, что сейчас на линию выходит около 80% от того, что планировалось. Поэтому мы не можем обещать, что в ближайшее время сможем наладить работу автобусов на определенном маршруте, – объяснил Максим Захаров.
Фото – Андрей Архипов (из архива)
Еще более острая проблема – нехватка водителей. Максим Захаров отметил, что сейчас городской транспорт обеспечен ими только на 30%. При этом, чтобы соблюдался режим труда и отдыха, восьмичасового рабочего дня, с учетом отпусков и больничных на каждом автобусе должно работать по пять водителей. Сейчас же на муниципальном транспорте работает по два водителя, а у частных перевозчиков – по одному. Выходит, что трудиться людям приходится по 12 часов без выходных.
– Человек больше двух дней подряд смену отработать не может – дальше у него теряется концентрация, что приводит к ДТП, – отметил эксперт.
Фото – Виталий Грасс (из архива)
Максим Захаров добавил, что в начале лета 2022 года городские власти намерены закупить для муниципальных перевозчиков 100 автобусов большого класса. Это позволит перераспределить транспортные потоки и соблюдать водителями расписание.
Низкая зарплата и отсутствие бесплатного обучения
Проблему нехватки кадров подтвердили и перевозчики. По словам исполнительного директора ТК «Автолайн+" Виктора Натарова, люди увольняются из-за низкой заработной платы. Увеличить ее можно, подняв стоимость проезда в транспорте.
– Труд водителя – тяжелый. Не каждый согласится выходить на работу, зарабатывая 2−3 тыс. рублей за смену, – сказал Виктор Натаров.
Фото – предоставлено областным Домом журналистов
Перевозчики также указали на проблему старения кадров водителей. Сейчас их средний возраст – 45 лет. Молодые люди в профессию не идут, потому что сейчас, в отличие от советского времени, для них не предусмотрено бесплатного обучения на категорию D. Обучаться приходится за свой счет.
Виктор Натаров отметил: перевозчики готовы платить водителям хорошую зарплату, но ее надо заработать. Представители компаний на круглом столе пожаловались на низкий тариф проезда в маршрутках. По их мнению, он не отбивает затрат на зарплату водителям, дорогостоящее оснащение автобусов камерами видеонаблюдения (обеспечение одного автобуса видеонаблюдением стоит 150 тыс. рублей), топографами, двумя системами ГЛОНАСС, покупку запчастей, резины и дорожающего топлива.
Фото – из архива
По словам Максима Захарова, решить проблему повышения зарплаты водителей можно не только за счет повышения тарифа проезда в транспорте, но и альтернативными способами – например, субсидиями и брутто-контрактами. Брутто-контракт – это система организации пассажирских перевозок, при которой перевозчики перечисляют всю собранную с пассажиров выручку в бюджет города, а городская администрация оплачивает выполнение рейсов по маршрутам.
– Есть экономически обоснованный тариф, а есть – социальный. Существующий тариф – социальный. Разницу между этими тарифами можно возложить либо на пассажира, либо на городской бюджет. Или же полностью сделать оплату проезда за счет бюджета. Какой способ выбрать, должны решить областные власти, – пояснил Максим Захаров.
Водители не застрахованы от ЧП
Еще одна причина увольнений – негативное отношение со стороны пассажиров и общества. Виктор Натаров посетовал, что о водителях зачастую отзываются негативно, а хвалить их за хорошие поступки не принято.
Фото – Виталий Грасс (из архива)
Не каждый выдержит грубое отношение со стороны пассажиров, многие из которых отказываются платить за проезд. По словам другого представителя транспортной компании, Дмитрия Лосева, «зайцы» остаются безнаказанными – привлечь их к ответственности за безбилетный проезд невозможно. Из федерального законодательства эту норму убрали, а в местный КоАП она не внесена.
– Если пассажир говорит: «Я платить не буду», ему за это ничего не будет. Если водитель принципиальный, он может сказать: «А я не поеду». Но тогда вряд ли будут рады другие пассажиры. Поэтому чаще всего водитель машет на «зайца» рукой, в этом плане он никак не защищен, – подчеркнул Дмитрий Лосев.
Фото – предоставлено областным Домом журналистов
Кроме того, подчеркнули спикеры, человек за рулем не застрахован от нападений дебоширов. Дмитрий Лосев рассказал, что в прошлом году пассажиры несколько раз разбивали в автобусах окна и били водителей. Ни по одному обращению в полицию, заметил он, не было вынесено процессуального решения.
– Злоумышленники убегают, а задерживать их водитель не имеет права. Полиция не может найти нарушителей, – добавил Дмитрий Лосев.
Нет элементарных удобств
По мнению гражданского активиста Виталия Иванищева, на конечных остановках у водителей нет возможности по-человечески поесть, разогреть себе еду и даже сходить в туалет.
Фото – предоставлено областным Домом журналистов
– У троллейбуса №7 только одна конечная, у ВГУ. Водители выходят из положения, открывая люк. Да, там стоит синяя туалетная кабинка, привязанная цепью к дереву, но к ней подойти страшно. Те, у кого конечная в лесополосе, ходят в туалет в лесу, а те, у кого остановка в Отрожке, справляют нужду на рельсы, – рассказал общественник.
Более того, добавил он, на конечных водителям негде припарковать автобус – большинство таких остановок представляет собой обочину дороги. Там нет ни разворотных колец, ни парковочных карманов. Остановившийся автобус не может стоять на обочине долго – в «спину» ему сигналит другой.
Фото – Виталий Грасс (из архива)
– У нас многие конечные – на «птичьих правах»: непонятно, на чьей земле они находятся, кому она принадлежит. За 20 лет у нас всю транспортную инфраструктуру уничтожили, – обратил внимание на проблему Виталий Иванищев.
Общественник привел в пример Старый Оскол, где на конечной трамвая водители могут сходить в столовую и уборную.
– Почему этого не происходит у нас? Это стыд и позор. Городской транспорт – это не бизнес. Это такая же инфраструктура, как канализация или уличное освещение. Нельзя передать все освещение рынку, чтобы фонарь загорался от брошенной монеты – это так не работает, – возмутился Иванищев.
Фото – Виталий Грасс (из архива)
Гендиректор МКП МТК «Воронежпассажиртранс» Михаил Шацких, говоря о туалетах, рассказал, что у предприятия заключены договоры с профильной организацией. По его словам, на всех конечных пунктах предприятия установлены биотуалеты, ключи от которых находятся у водителей.
– Биотуалеты – это временное решение для массовых мероприятий. Построить туалеты – задача не перевозчиков, а местных органов самоуправления, – уверен Виталий Иванищев.
Дмитрий Лосев согласился с общественником. Он отметил, что у водителя должна быть возможность вымыть руки, разогреть еду и посмотреть телевизор. Только тогда он будет более расслаблен.
– Если водитель приезжает с рейса и 5−10 минут ест фастфуд в холодном автобусе, его отношение к работе будет таким же. А ведь он общается с людьми, – полагает Дмитрий Лосев.
Он также добавил, что в тяжелых условиях работают девушки-диспетчеры, которые по 12−16 часов стоят на улице и проверяют работу общественного транспорта.
Фото – Евгения Емельянова (из архива)
Максим Захаров согласился с Виталием Иванищевым, что проблему конечных остановок нужно решать. Он подтвердил, что из 63 конечных остановок 43 – это либо обочина, либо грунтовая дорога.
– Вопрос с выделением земельных участков для конечных будет решаться на уровне Генплана. Вопрос проблемный. В любой момент участок может уйти в чью-то собственность или под застройку, – добавил чиновник.
Почему автобусы задерживаются
Представитель транспортной компании ООО «АТП-1» Дмитрий Лосев рассказал, что сейчас движение автобусов отслеживают с помощью системы видеонаблюдения и спутниковой системы ГЛОНАСС. Благодаря этому можно определить, где автобус, когда он приедет, что происходит в кабине водителя.
Дмитрий Лосев отметил, что сейчас на многих маршрутах перевозчики отказываются от «газелек» и увеличивают транспорт большого класса. Пассажиры, до этого ездившие на «газелях», не привыкли ждать больших автобусов по 12−15 минут – ведь раньше юркие маршрутки летали с интервалом в 1,5 минуты. Но крупные автобусы не в состоянии приходить в считанные минуты. К тому же по дороге могут произойти нештатные ситуации – общественный транспорт зачастую стоит в пробках из-за ДТП и погодных условий. Может случиться непредвиденное и в салоне автобуса.
Фото – Михаил Кирьянов (из архива)
– В месяц в среднем мы вызываем скорую помощь 30 раз. У людей случаются инсульты, эпилептические приступы, остановка сердца. Три раза в наших автобусах умирали пассажиры из-за сердечного приступа. У нас даже была беременная женщина, у которой в автобусе начались роды, – рассказал специалист.
По словам транспортника, проблема в том, что пассажиры, стоящие на остановках, зачастую не имеют возможности посмотреть расписание маршруток. Многие остановки пока не оборудованы электронными экранами с информацией о том, когда приедет тот или иной автобус.
Молодые пассажиры смотрят график движения в онлайн-сервисах – например, Яндекс-картах. Но там не всегда отражается актуальная информация.
– Мы передаем сигнал о наличии автобуса на линии в муниципальную организацию – единый оператор городских пассажирских перевозок. Объективная информация находится у них. Они транслируют сведения в соответствующем сервере, но за его работу не отвечают. Поэтому пассажирам имеет смысл пользоваться сайтом Единого оператора городских пассажирских перевозок, – порекомендовал Дмитрий Лосев.
Представитель перевозчика сообщил, что сейчас компания разрабатывает чат-бот для обратной связи с пассажирами. А Виталий Иванищев посоветовал подавать жалобу на работу того или иного автобуса на ресурсе VrnBus и через телеграм-бот @vrnbusbot.
Фото – из архива
Валидаторы в автобусах
На круглом столе рассказали и об организации безналичной платы в воронежских автобусах. «СберТройка» победила в открытом конкурсе муниципального перевозчика «Воронежпассажиртранс» на организацию безналичной оплаты проезда – компания стала вторым оператором безналичной оплаты проезда после компании «Информсети» («дочка» Газпромбанка).
Руководитель региональных проектов ООО «СберТройка» Евгения Шпидонова рассказала, что новая система заработает в муниципальных автобусах с марта. Каждую дверь автобуса оборудуют стационарными валидаторами. К ним нужно будет приложить банковскую карту. После оплаты проезда пассажир через личный кабинет получит электронный билет и фискальный чек о взыскании средств. У водителя будет находиться головной терминал. Через него он будет видеть, как прошла оплата.
Максим Захаров добавил, что в 2022 году в системе общественного транспорта появятся проездные. Безлимитный абонемент на месяц будет стоить 2,1 тыс. рублей.