В воронежских школах с 1 марта стартовали Всероссийские проверочные работы (ВПР). Для многих учеников и их родителей эти тестирования порой становятся настоящим испытанием. Так ли страшны ВПР? Для чего они нужны? И кто должен их писать? На эти и другие вопросы ответили заместитель министра образования Воронежской области Юлия Шпыг, проректор-директор центра экспертно-аналитической деятельности и прикладных исследований Воронежского института развития образования им. Н. Ф. Бунакова Татьяна Кривцова и ученица 11 класса воронежской школы №101 Алина Федорова. Пресс-конференция состоялась в среду, 13 марта, в областном Доме журналистов.

Зачем нужны ВПР?

Часто в бытовой речи мы слышим о троечниках, хорошистах или отличниках, но что стоит за этими формулировками? Главной задачей ВПР является раскрытие этого содержания. ВПР должна продемонстрировать, какие знания и умения ученик получил за год. Кто-то может лучше обобщать, кто-то – дифференцировать информацию, кому-то легче искать ее в тексте. И вот как раз ВПР дает возможность понять, какие навыки школьнику удается освоить, а с какими он справляется хуже.

Фото - областной Дом журналистов
Фото - областной Дом журналистов

– ВПР – это отсечка успешности для того, чтобы пойти дальше для того, чтобы нашему школьнику узнать: «Какой я сейчас?» – не в плане истории, литературы, физики, географии и других предметов, но вообще «Кто я сейчас, как познающая личность?». Это то, что все мы продолжаем делать и за пределами школы, – поясняет Татьяна Кривцова.

В ходе решения ВПР школьник должен понять, какие навыки ему нужно подтянуть. У родителя должно появиться понимание, как помочь ребенку, а учитель должен настроить работу и с определенным ребенком, и с целым классом. Не должно складываться восприятие ВПР как контрольной или формальной процедуры для галочки. В отличие от контрольной эта работа дает понять, насколько освоена программа всего курса этого класса.

Из чего состоит результат ВПР?

Фото - областной Дом журналистов
Фото - областной Дом журналистов

В 101-й школе старшеклассники проводили урок, в ходе которого обучали учеников младших классов работать с результатами ВПР.

– В начале нашего занятия дети говорили, что ВПР – это что-то страшное, опасное и они боятся его. Но мы им показали, что эта работа направлена на выявление пробелов и их устранение. Это отличный способ, чтобы узнать, как стать лучше. Мы проанализировали некоторые работы ВПР, и в конце нашего занятия ребята поменяли свое мнение, они сказали: «А это не так уж страшно», – поделилась Алина Федорова.

Диагностика ВПР считается успешной, если ребенок изучил свою работу и разобрался один или с учителем в вопросах, в которых у него есть пробелы. Результаты ВПР помогают найти не только ошибки, но и найти, наоборот, сильные стороны.

Обязан ли учитель готовить к ВПР?

Фото - областной Дом журналистов
Фото - областной Дом журналистов

Учитель не должен готовить к ВПР, это та процедура, с помощью которой проверяются полученные за год знания.

– Единственное, на что мы ориентируем учителя, – это познакомить ребят с демоверсией работы, для того чтобы она не стала для них стрессом. Это только ориентировка, но ни в коем случае не натаскивание. Иначе такой подход вообще опрокидывает смысл ВПР – это не высшее знание, к которому нужно особенно готовиться. Мы надеемся, что нас услышат педагоги и родители. И не будут тащить детей за месяц до ВПР к репетиторам, – прокомментировала Юлия Шпыг.

Нужно сместить фокус от установки «если я не сдам или напишу плохо, то случится непоправимое» на «эта возможность проработать мои слабые стороны, увидеть и развить сильные».

Ставится ли оценка по ВПР в журнал?

Фото - областной Дом журналистов
Фото - областной Дом журналистов

Каждая школа решает этот вопрос самостоятельно.

– Это должно согласовываться с коллегиальными органами, в том числе с родительским советом, если он сформирован. В этом случае у родителей есть возможность повлиять на статус этой оценки, – рассказала Юлия Шпыг.

По статистике, статус этой оценки везде разный. В одних школах он сравним с самостоятельной работой, где-то с итоговой контрольной работой, а следовательно, влияющий на годовую оценку, а есть школы, где результат ВПР становится непосредственно годовой оценкой. Но в школах Воронежа сейчас действуют два первых варианта. Все-таки ВПР должны сохранять в первую очередь диагностическую ценность.

Можно не писать ВПР?

Фото - областной Дом журналистов
Фото - областной Дом журналистов

Программы ВПР не имеют адаптированного статуса, это значит, что они не подходят для ребят с ОВЗ, такие дети могут писать Всероссийскую проверочную работу по желанию. Остальные школьники должны писать ВПР.

– Вы хотите учиться вслепую? Хотите учиться, не понимая своих сильных и слабых сторон? Не понимая своих перспектив? Я думаю, что большинство детей скажут, что нет. Получение образования любого уровня непрерывно связано с некими формами аттестации, чтобы понимать, насколько успешно программа освоена. Это очень важная информация для всех, поэтому на ВПР стоит посмотреть с другой стороны, – объяснила Татьяна Кривцова.

Если ребенок болен или не может присутствовать в школе в день ВПР по какому-то предмету, то в этом году у него уже не будет возможности написать работу.

Как родителям работать с результатом ВПР?

Детские работы должны освещаться на родительском собрании учителями, чтобы взрослые понимали, над какой проблемой им нужно работать, и делали бы именно на этом акцент при выполнении домашних заданий, особенно это касается 4-х и 5-х классов.

– Семья должна поддержать ребенка и задать ему правильное направление для работы с собственным результатом. Нужно обсуждать с ребенком итог ВПР, спрашивать его, как он понимает то или иное задание, предложить ему решение заданий. Дети старшего возраста могут справиться самостоятельно, а младшим нужно помогать, – объяснила Татьяна Кривцова.

Чем ВПР-2024 отличается от прошлого года?

В этом году процедура будет проходить по модели 2023 года. Изменения есть в проведении ВПР по иностранному языку в 7−11 классах. Во всем остальном это обычный рабочий режим. Никаких нововведений нет.

Может ли классный руководитель присутствовать на ВПР?

Фото - областной Дом журналистов
Фото - областной Дом журналистов

Нет, потому что по правилам проведения ВПР в классе может находиться только общественный наблюдатель.

– Педагоги могут давать какие-то сигналы помощи, а здесь нужна полная атмосфера сосредоточения и «чистые» условия для проведения ВПР. Но неплохо, если для психологического спокойствия это детям сообщат заранее, – прокомментировала Юлия Шпыг.

Перейдет ли ВПР только в электронную форму?

Специалисты признают приоритет применения цифровых технологий, это связано с несколькими причинами. Во-первых, такие результаты можно намного быстрее обрабатывать. Во-вторых, детям так уже привычнее работать.

Но на пути к электронному тестированию еще много проблем. Нет еще квалифицированных экспертов, нет сформированных единых правил и прочее. Здесь нужно многое еще продумать, чтобы учителя и ученики не оказались заложниками системы.

Почему в 11 классе нужно сдавать ВПР?

Все знают прекрасно, что одиннадцатиклассники загружены подготовкой к ЕГЭ по выбранным предметам и часто перестают уделять внимание другим урокам и так ли им нужно писать Всероссийскую проверочную работу? Может, ее нужно перенести на 10 класс?

– В 11 классе ВПР – это подытоживающая работа, отвечающая на вопрос: а что же я добился за эти 11 лет обучения? Я тоже писала ВПР по истории и биологии, не скажу, что это было трудно, так как общий багаж знаний у меня есть. И потом ВПР можно вывести на логике, на общем понимании мира. Но, наверное, было бы неплохо действительно перенести эту работу на 10 класс, – поделилась Алина.

Однако школьники 10−11 классов продолжают осваивать программу, а значит, ее нужно тоже проанализировать. И в 10 классе подвести итог еще невозможно.

А вообще, главная проблема ВПР лежит в плоскости нашего к ней отношения. Итогом ВПР является не оценка, не критерий «плохо – хорошо», а рефлексия и самоанализ.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».