Любые процессы в обществе можно рассматривать только в динамике – мы, к сожалению, или, напротив, к счастью, живем не в сказке, где вдруг из ниоткуда возникает некий волшебник, некая фея, и все вокруг кардинальным образом меняется. Настолько, что обычная тыква превращается в могучий «Мерседес», а разбитые сандалии – в инкрустированные 536 бриллиантами туфельки «от Стива Вальцмана». Нет, в реальной нашей жизни все происходит шаг за шагом. За каждым изменением, улучшением – да хотя бы за сохранением достигнутого, удержанием прежних «высот» – здесь, в нашем земном мире, всегда стоят не только тонны нашего горячего трудового пота, но и десятки километров плавящихся от умственного перенапряжения извилин миллионов наших мозгов, нагруженных к тому же невероятным количеством знаний, опыта, умений и навыков. При этом жизнь ведь всегда трудна. Уже хотя бы потому, что ежеминутно требует от нас труда – то есть какого-то усилия, да еще и постоянно долбит при этом «не позволяй душе лениться».
Чудо труда
Надо четко понимать, что, за исключением чуда возникновения самой нашей жизни, все остальное – отнюдь не подарок с небес. Вся среда обитания человека – это результат его деятельности. Именно человек – вы и я, вон тот мужик и вот эта замечательная дама – источник практически любых проблем и побед, бед и свершений, окружающих нас на протяжении жизненного пути. Такого долгого и одновременно так стремительно короткого.
Почти все, что есть вокруг нас, создано нашим человеческим трудом. Без человеческого труда самая современная техника, самое лучшее оборудование – груда металлолома. Да еще и никому не нужного металлолома. Ведь кому, кроме людей, он на самом деле может быть нужен?!
И в определяющих наше существование вроде бы «над-человеческих» явлениях – тех же государстве, промышленности, власти, образовании, армии, деньгах – нет никакого сказочного волшебства, они возникают только из вечной магии человеческого созидания. Нашей и вашей работы. Стремления нашего к исполнению своих желаний, выраженного именно в труде, – просто потому что никакого другого пути к заветной мечте нам не дано. Магии, суть которой бабушки в наших деревнях по-прежнему определяют емко и однозначно: «Как потопали, так и полопали».
Причем никому не дано сбежать от ответственности за происходящее. За то, что уже случилось, и за то, чему только предстоит свершиться, – из-за тех или иных человеческих действий. Да, это сравнение навязло в зубах – но мы все действительно «в одной лодке». Более того, инерция гигантских масс народа ныне настолько сильна, что одинокий голос даже самого великого гения здесь почти не слышен. Именно воля людей, говоря словами Ортега-и-Гассета, – «власть масс», определяет в конечном итоге существующий порядок. Как тем, что сделано всеми нами, так и тем, что мы сделать побоялись, не решились, не смогли.
В нашей стране сложилось так, что понятие «ответственность» приобрело весьма и весьма обвинительный оттенок. Но на самом деле мы ответственны не столько за неудачи и ошибки, сколько за победы и достижения. Уже хотя бы потому, что неудача – всегда дело личное. А вот победа, достижение, успех – общее, общественное, сразу для всего общества.
Множество воронежских оппозиционных средств массовой информации годами и под аплодисменты самих жителей области пытается убедить воронежцев в том, что работаем мы плохо, что способны исключительно на производство экономических просчетов и катастроф. Что в нашей воронежской казне нет денег, что в нашей воронежской власти – и законодательной, и исполнительной, и муниципальной – работают какие-то олухи, недотепы. А вот «если бы директором был» некий писака, беспрерывно что-то строчащий в телеграм-канале, то «все тут же бы наладилось». И воронежцы научились бы наконец-то работать, давать на-гора реальный результат, а не какие-то бюрократические отписки. Занятно, что даже эта парадоксальная история – нас бездоказательно и непрерывно хают, а мы этому радуемся – является еще одним доказательством невероятного чуда труда. Мы настолько уверены в правоте и результативности нашего общего дела, что можем позволить себе не только не замечать безумной хулы в наш адрес, но и радоваться ей – просто потому, что она заставляет нас не стоять на месте, двигаться, видеть, как много сделать нам еще предстоит.
Правда СВО
Сила большого общего дела живет по своей внутренней логике. Приводит к результатам, которые невозможно было спрогнозировать, ожидать. И в то же время выявляет, как проявленный негатив, то, что мы старательно пытались скрыть, утаить – и в первую очередь, понятно, от самого себя. Эту очевидную истину, на мой взгляд, доказали недавние социологические опросы – большинства крупных российских социологических институтов, начиная, естественно, с ВЦИОМ, – посвященные году с начала специальной военной операции.
Оказалось, что сами граждане России определяют происходящее в связи с СВО как «выздоровление и очищение». Увидев в повальном бегстве за границу той самой «либеральной элиты» (которая, по словам одной из участниц соцопросов, «десятилетиями пила нашу кровь») фундаментальное позитивное значение операции. «Операции», как сказал другой участник опроса, «по избавлению от раковой опухоли, разъедавшейся мозг и тело России».
Причем эффект от такого очищения проявился неожиданно быстро. Так, по данным социологов, после начала специальной военной операции и бегства так называемых «либерастов» граждане России вдруг массово избавились от «эффекта черных очков». На смену постоянному росту негатива в восприятии жизни в стране, продолжавшегося годами до СВО, когда многие и многие люди оценивали все вокруг исключительно «в черном цвете», пришла надежда, вдруг появилось – при всех нынешних трудностях и бедах – удовлетворение положением дел в стране.
Один из важных феноменов СВО и избавления от «национал-предателей» исследователи процессов в обществе видят в том, что «в России усилилась надежда людей на себя, резко выросла вера в свои силы». Так, по всем опросам более чем на 10% увеличилось за год число людей, уверенных в том, что все в их жизни зависит от них самих, а не от какой-то там «внешней структуры».
Как это ни удивительно, но в нынешних непростых обстоятельствах число людей, в целом довольных ситуацией в стране, выросло за год более чем вдвое и достигло 63%. Поразительно, но и текущую экономическую ситуацию в стране стали позитивно оценивать две трети россиян, 64%. Притом что год назад, в мирное и почти «досанкционное» время, таковых не набиралось и трети.
– Ситуация привела к переоценке очень многих вещей, и даже потребительских запросов, – с удивлением замечает представитель ВЦИОМ Михаил Мамонов.
Данные социологических опросов показывают, что все последние месяцы идет резкий рост солидарности граждан. Более 80% опрошенных социологами россиян выразили готовность помогать жителям новых территорий и российским солдатам, о собственной поддержке СВО реальным делом рассказал каждый второй участник опросов: 55% заявили о поддержке деньгами, продуктами, амуницией. Как публично подчеркивает эксперт – первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по развитию информационного сообщества, генеральный директор телеканала «Санкт-Петербург» Александр Малькевич, «количество людей, включенных в созидание и гуманитарные проекты, сейчас поистине впечатляет».
– Патриотизм от декларации переходит на наших глазах к патриотизму действия, – такой вывод делают социологи.
Опросы говорят, что Россия, ее граждане – впервые за очень и очень долгое время – теперь пытаются на самом деле «заглянуть за горизонт». По оценкам ВЦИОМ, очень сильно вырос запрос на перспективность мышления. Люди ныне остро хотят понимать образ будущего страны, цели ее развития.
Удаление из коммуникационного пространства «слуг Запада» в ходе СВО привело еще к одному важному следствию. Резко выросло число тех, кто считает, что уже сейчас Россия является одной из великих держав, – до 53%, с приростом более чем вдвое. При этом абсолютное большинство – более 85% граждан – заявляют, что Россия точно станет великой державой в ближайшие годы.
Откровенно потрясает и то, как изменился образ власти в восприятии людей в ходе СВО. Той власти, где правили бал «либералы», «слуги Запада», упрямо и долго не доверяло большинство граждан страны. Нынешняя обновленная и антизападная власть вдруг оказалась в топе институтов общественного доверия.
– Произошел резкий рост легитимности всей властной системы, – заявляют все крупные социологические службы.
По усредненным данным, одобрение деятельности правительства – впервые в истории РФ! – выросло до 59%. Более того, деятельность Госдумы сейчас позитивно оценивают 48% граждан – а это, как казалось многим, совсем уже невиданное, абсолютно невозможное еще год назад дело.
Какими-то совсем уже анекдотическими в свете таких реальных научных данных выглядят теперь попытки и Запада, и российских «беглецов» продвинуть «пораженческую риторику», инспирировать некие «протесты против «режима». На самом деле выходит, что одно только откровенное и нескрываемое предательство «либерастов», одно только их поспешное бегство стало настоящим подарком для нашей Родины. Русский народ, по словам опрошенных в ходе фокус-групп и экспертных опросов, «освободившись от кучки вампиров на своей шее, вновь верит и надеется, вновь любит и ждет от жизни лучшего».
Немцы едут в Сибирь
А вот иностранцы не верят своей родине. И за здоровой жизнью едут теперь в Россию – в самые ее глубины, в Сибирь, на природные просторы, раскинувшиеся у Алтайских гор.
Как рассказывает один из авторов «Живого журнала», «первым из американцев здесь обосновался «Веселый молочник» – Джастас Уолкер. В Солонешенском районе, в сотнях километрах от краевой столицы Барнаула, но зато на живом природном раздолье он создал большую ферму. У «Веселого молочника» в обороте 220 гектаров земли – замечательных горных черноземов Алтая. Теперь вместе с ним трудятся еще четыре семьи, переехавших на Алтай из Северной Америки. Рядом с Джастасом – жена и три прекрасных дочери.
– Я решил остаться здесь, потому что так нужно Богу. Моя жизнь здесь принесет больше пользы, чем там, в США, – подчеркивает Джастас.
По его словам, в России намного «ниже порог вхождения в жизнь».
– Построить здесь нормальный современный жилой дом можно за те деньги, что в США уйдут только на оформление документов на строительство, – точно знает Джастас.
Он и тут, правда, не потерял связи с большим миром – ведет популярный видеоблог о сельском хозяйстве.
Немец Вячеслав Нойфель выбрал для «возвращения к жизни» тот же Солонешенский район, что и Джастас. Вячеслав хорошо говорит по-русски и знает, зачем переехал на Алтай из Мюнхена, где прожил последние четверть века.
– Там мне не по карману своя земля. Поэтому решил вернуться. Здесь наслаждаешься плодами своего труда, тем, что дала сама природа, – говорит Вячеслав.
В то время как, по его словам, жизнь в Германии становится все сложнее.
Германия сейчас терпит самый настоящий крах – в промышленности, в медицине, в образовании, уверены многие из немецких переселенцев.
Евгений Урих вместе с женой и двумя дочерьми теперь живет в своем большом доме в алтайской Белокурихе. После того как 27 лет прожил в Гамбурге.
– В Германии власть не слышит больше людей. Там теперь нельзя никому «задавать лишних вопросов» – так принято сейчас говорить. Такая жизнь, вечное отчуждение, ломает детей, ломает всех, – рассказывает о причинах своего переезда на Алтай Евгений.
Теперь у его семьи небольшое хозяйство на Алтае.
– Белокуриха – это очень интересное место. Поэтому и мы здесь не одни. Семь семей, переехавших в последнее время из Германии, живут рядом с нами, – отмечает Евгений Урих, пораженный новой возможностью «снабжать себя по-настоящему здоровой пищей».
– Цены на коммунальные услуги в Германии стали очень дорогими. Не по карману многим. И это делается специально. Они хотят, чтобы у людей ничего не было – ни дома, ни земли, ни машины, – рассказывает еще одна переселенка на Алтай из Германии Ольга Бастипан.
– Мы с мужем пытались бороться. Долго участвовали в митингах – в Берлине, в Нюрнберге, в Аугсбурге, в других городах. С нами вместе выходили на демонстрации тысячи людей. И что? А ничего. Власти делают вид, что ничего не происходит. Простые люди в Германии – изгои! – подчеркивает Ольга.
Каждое утро дышать полной грудью – именно за этим едут сейчас иностранцы в Россию. Едут жить. Не в суетливые столицы, не в погоне за приключениями или светскими удовольствиями – едут, потому что человеческое сердце истосковалось по той красоте, что, похоже, осталась только в Сибири. Стремятся к счастью, невозможному, видимо, более на Западе, – счастью строить свою судьбу, судьбу своих детей так, как ты сам считаешь нужным и правильным, а не так, как тебе приказывает анонимный «Большой брат».
Жить своей собственной гармоничной жизнью, на своей земле, по собственной свободной воле и как можно дальше от вечного, никогда не прекращающегося на Западе кризиса – выходит, что это теперь возможно для многих только на нашей Родине. Пусть даже поэтому и приходится выбирать самые глухие уголки – зато ничем не напоминающие о «прокисшей атмосфере Европы».
Такая вот динамика. Что вырастет из нынешних изменений – и в настроениях, и маршрутах движения человеческих душ, – даже понять очень сложно, а не то чтобы реально и точно спрогнозировать их развитие. Но, с другой стороны, сам факт возникновения в массах людей абсолютно новых мыслей, чувств, надежд и ожиданий, невиданных прежде или виданных настолько давно, что теперь уже и не вспомнить, создает и новые возможности, и новые дороги нашей общей судьбы. И вот от этого уже вряд ли получится отмахнуться. Новое время действительно пришло.