Наше пристальное внимание к реальному экономическому положению на просторах Российской Федерации неудивительно. Ведь именно потрясения в экономике стали главным преддверием и распада нашей большой Родины в начале 1990-х, и всех последовавших за этим событием.
Два важных отчета
Не секрет, что подобный сценарий экономического обвала – стремительного распада целостной экономической жизни в России в феврале – марте прошлого года - был главнейшей частью плана Запада. Причем то, что этого не случилось год назад, – вопреки прогнозам глобальных институтов – отнюдь не означает, что мы надежно и гарантированно защищены от трудностей и проблем. Режим санкций, беспощадной и абсолютно незаконной экономической войны, масса барьеров и препон, воздвигнутых Западом в отношении российского хозяйства, создает заметные риски и угрозы. Угрозы всем нам и каждому из нас. Поэтому так чувствительны сейчас русские люди к сообщениям о том, что же на самом деле происходит в экономике.
На днях были опубликованы два важных областных документа – отчет об исполнении консолидированного бюджета Воронежской области за первый квартал и майский доклад Банка России о денежно-кредитной политике, вышедший под девизом «Экономика ускоряется». И если первый из них дает внятное представление об организации экономической жизни в конкретной области России, то второй представляет внятное и целостное сообщение о положении дел в экономике всей страны.
Важность этих отчетов определяется исключительно моментом. Тем самым, когда экономический шок окончательно преодолен и начинается – на принципиально новой экономической базе – формирование сравнительно новой русской экономической системы. Намного больше, чем прежняя, похожей на ту, чье гармоничное и поступательное развитие было приостановлено и заторможено 30 лет назад. Такой по-настоящему эффективной системы, на восстановление которой на самом деле направлялись усилия государства и общества в последнее десятилетие.
Оба документа – региональный и всероссийский - дают довольно ясное представление не только о том, где мы находимся сейчас, но и о том, куда и как мы идем.
Оживление спроса
«Происходит оживление потребительского спроса», – таково ключевое определение, содержащееся в майском докладе Банка России.
- Об этом можно судить по оперативным данным расходов населения, прежде всего в сегменте услуг, а также по увеличению спроса на кредиты. Поддержку потреблению оказывают рост зарплат и улучшение потребительских настроений. Учитывая эти тенденции, мы повысили прогноз роста потребления домашних хозяйств.Эльвира Набиуллина
Председатель Центробанка
По расчетам Банка России, расходы домашних хозяйств вырастут в этом году в несколько раз. Учитывая более быструю адаптацию экономики к новым условиям, Банк России заметно повысил и прогноз по росту ВВП России на текущий год – до 2% при наиболее позитивном сценарии.
Как подчеркивают в Банке России: «Реальные заработные платы продолжают восстанавливаться. В январе 2023-го средняя реальная зарплата в целом по экономике впервые достигла уровня февраля 2022 года». Аналитики Центробанка повысили и прогнозы роста номинальной заработной платы в России. Согласно ожиданиям экономистов, она хоть и будет расти меньшими темпами, чем прежде, но вскоре превысит уровень 2021 года уже на 40%.
В Банке России подчеркивают, что «за январь – февраль 2023 года деловая активность в российской экономике возросла как в базовых отраслях, так и в сфере услуг. Наибольший вклад в увеличение выпуска в этот период внесли оптовая торговля и обрабатывающая промышленность». Согласно оценкам экономистов, среди обрабатывающих отраслей в I квартале «в целом наиболее существенно увеличился выпуск инвестиционных товаров (готовые металлические изделия, транспортные средства и оборудование (кроме автотранспорта), электрооборудование, компьютеры, электроника, оптика и прочее)».
Один из значимых факторов нынешнего экономического роста в России – это «повышенный спрос со стороны строительной отрасли». По объективным данным, объем строительных работ в России сейчас находится на максимальных уровнях за последние пять лет. Показательно и то, что индикатор бизнес-климата Банка России в апреле рос шестой месяц подряд, достигнув значения в 8,3 пункта. Это максимум с июня 2013 года.
Столь оптимистичное развитие дел подтверждает, со своей стороны, и ситуация с состоянием консолидированного бюджета Воронежской области. О прибыльности работы воронежских организаций в этом году прямо говорит такой факт – налога на прибыль организаций уже в I квартале собрана почти половина годовой «нормы». При установленном плане в 35 млрд в бюджет поступило уже 17 млрд рублей. Еще 8,2 млрд рублей составил налог на доходы физических лиц. При этом налогов на товары и услуги при годовом плане в 16 млрд собрано более 4 млрд. Доходы от оказания государственных платных услуг дали бюджету более четверти миллиарда при годовом плане в 842 млн, а доходы от продажи госактивов – 464 млн при годовом плане в 688.
Не выбивается из плана и сбор налога на совокупный доход – его за самый сложный в этом смысле I квартал поступило 2,3 млрд при плане на год в 12,8 млрд. Результативен и сбор налога на имущество – запланировано на весь год 19,7 млрд, собрали чуть меньше четвертой части годового плана – 4,2 млрд рублей. Доходы от использования госсобственности принесли общей воронежской казне за четвертую часть года более 600 млн рублей при годовом плане в плане в 3 млрд рублей.
Условия улучшились
«Текущие условия улучшились в большинстве отраслей», – утверждают в Банке России. Согласно данным Центробанка, «в I квартале наблюдался дальнейший рост инвестиционной активности, наиболее заметный – в строительстве, обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, розничной торговле, водоснабжении». Как подчеркивают в Банке России, «рост инвестиционной активности предприятий сопровождался увеличением загрузки существующих производственных мощностей, уровень которой в I квартале 2023 года превысил максимум IV квартала 2022 года, достигнув рекордных значений за всю историю наблюдений – 80,2%". Для примера, в доковидном начале 2020 года он был менее 70%.
Экономические аналитики считают, что «среди мотивов для осуществления инвестиций превалируют поддержание мощностей, модернизация и расширение существующего производства в условиях переориентации на внутренний спрос и активизации программ импортозамещения». При этом в Центробанке убеждены, что «российские предприятия ожидают дальнейшего расширения инвестиций и во II квартале».
Майский доклад Банка России прямо свидетельствует о том, что повсеместно наблюдается восстановительный рост потребительской активности. С начала года положительная динамика зафиксирована во всех крупных категориях экономики, заметнее всего выросли оборот общественного питания и оборот розничной торговли. «В феврале все показатели указывали на рост потребления. Увеличился оборот розничной торговли, что произошло преимущественно благодаря сегменту непродовольственных товаров. Оперативные индикаторы, фиксирующие расходы потребителей, показывают признаки дальнейшего улучшения потребительской активности в марте и апреле. В целом улучшение потребительских настроений в совокупности с оживлением потребительского кредитования сигнализируют о начале постепенного снижения склонности населения к сбережению», – отмечают в Банке России.
Дали в Центробанке и прогноз, подтверждающий особую важность в регионах трат из региональных бюджетов. Ведь, по оценкам экономистов, «основной движущей силой расширения экономики в 2023 году будет внутренний спрос. Особенно заметно поддерживать выпуск будет спрос домохозяйств. Его восстановительный рост будет продолжаться весь год. Спрос государственного сектора также будет сохраняться высоким и поддержит инвестиционную активность».
Хороший бюджет
В Банке России обращают внимание на то, что в этом году «график исполнения расходов федерального бюджета существенно смещен в первую половину года». Это связано с более высокими темпами реализации государственных инвестиционных проектов. При этом министр финансов России Антон Силуанов указывает на то, что «собственные доходы регионов в I квартале этого года росли быстрее прогнозов, заложенных в бюджетах регионов. Причем в 72 регионах доходы за I квартал превышают расходы».
Показательно, что в Воронежской области за I квартал получено 49,3 млрд доходов при плане на год в 186,3 млрд рублей. Причем традиционные безвозмездные поступления, возможно, впервые уложились в годовую норму – 10 млрд при годовом плане поступлений в 40 млрд рублей.
Основной статьей расходов нашего бюджета стала социальная политика. Здесь при годовом плане расходов в 40 млрд за первый квартал израсходовано чуть больше четверти от плана – около 11 млрд, 10,5 млрд рублей потрачено в нашей области на систему образования, порядка 6 млрд направлено на развитие региональной экономики.
За I квартал около 3,7 млрд пришло из бюджета в здравоохранение, 1,2 млрд рублей получили организации культуры. Почти миллиард затрачен на воронежские физкультуру и спорт. Немногим меньше – 930 млн рублей – получила за квартал система ЖКХ и т. д.
В целом за I квартал было израсходовано из бюджета 38,7 млрд рублей – при годовом плане расходов более чем в 213 млрд. При этом за I квартал наш бюджет получил доходов на 10 млрд больше, чем израсходовал.
Таким образом, профицит бюджета, то есть превышение доходов над расходами, сейчас, по итогам I квартала, составляет в Воронежской области 10,47 млрд рублей. Притом что законом об областном бюджете заложен дефицит бюджета, то есть превышение расходов над доходами (видимо, за счет использования множества новых государственных финансовых специнструментов) аж в 45 млрд рублей.
«В базовом прогнозе мы исходим из текущих бюджетных планов. Подчеркну, что с точки зрения принятия решений нам в первую очередь важен показатель именно структурного дефицита», – поясняет Эльвира Набиуллина. Как бы аплодируя воронежским госфинансистам по итогам I квартала.
Правда, тут же оговариваясь, что «март – это лишь первый месяц такого заметного оживления, и нам требуется больше данных, чтобы оценить устойчивость тенденции».